Следующим, на что необходимо обратить Ваше внимание в данной лекции, это Государственная политика в области охраны общественной нравственности.




Правовые нормы, направленные на защиту духовного здоровья граждан, являются гарантией гармоничного развития личности, ориентированной на моральные ценности, существующие в нашем обществе.

Истоки проституции в России, как, впрочем, и в других странах, уходят вглубь веков. И на протяжении многовековой истории не было однозначного отношения к этому болезненному для общества социальному явлению. В разное время проституцию запрещали, легализировали, пытались регламентировать, устанавливая правовые, организационные, медицинские формы контроля. Но, несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по искоренению проституции и правонарушений, ей сопутствующих, еще ни одно государство не одержало победы над этим социальным злом.

Можно сказать, что одновременно с зарождением проституции появились попытки поставить ее под контроль, т.е. регламентировать. Наверное, именно с момента введения ограничений произошло зарождение тех функций полиции (по контролю за проститутками и публичными домами), которые сейчас дают нам право выделить их в отдельную область деятельности правоохранительных органов.

Многовековая практика борьбы с проституцией выделяет этапы борьбы с ней, характеризующиеся определенными режимами:

1) режим терпимости, для которого свойственно введение ограничений, связанных с легализацией сексуальных услуг, с целью извлечения прибыли или дохода государством;

2) запретительный режим характеризуется запретом любых форм полового распутства, в том числе и внебрачных связей;

3) режим регламентации определяется тем, что допустимой и в известной степени терпимой признается только зарегистрированная проституция, тайная — запрещается.

Традиционно к правонарушениям в сфере общественной нравственности относили проституцию и правонарушения, ей сопутствующие (сводничество, притоносодержание, вовлечение в занятие проституцией). Однако в последнее время в связи с достижениями научно-технического прогресса к данному виду правонарушений следует относить сравнительно новый вид правонарушений — правонарушения в сфере оборота продукции сексуального характера.

Несмотря на предпринимаемые нашим государством усилия по защите общественной нравственности от противоправных посягательств, ограждению граждан от участия в любых формах «секс-бизнеса», предстоит еще немало сделать на пути цивилизованного оборота продукции, оказания услуг сексуального характера.

Таким образом, можно сделать вывод о возможности преодоления проституции и правонарушений, ей сопутствующих, лишь при наличии комплекса государственных мер, направленных на борьбу с правонарушениями в сфере общественной нравственности и смягчение их социальных последствий. Целью государственной политики в сфере общественной нравственности должно являться искоренение данных социальных аномалий в перспективе.

Правовые основы деятельности органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения ОВД правонарушений в сфере оборота наркотических средств.

Важной частью правовых основ противодействия незаконному рас­пространению наркотических средств является административное законо­дательство. Оно регламентирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, устанавливает административную ответственность за нарушения установленных правил оборота.

Законодательное определение административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Основываясь на анализе признаков адми­нистративного правонарушения, административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств следует признавать противоправ­ные, виновные (умышленные или неосторожные) и наказуемые деяния, по­сягающие на общественные отношения в области охраны здоровья и бла­гополучия населения, общественной нравственности, выражающиеся в нарушении установленного государством правового режима оборота наркотических средств и связанные с незаконным распространением и потреблением этих средств.

Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами, отличаются от других правонарушений объектом и особым предметом посягательства. Непосредственным объектом этих правонару­шений является здоровье населения, под которым следует понимать обще­ственные отношения, обеспечивающие сохранение нормального физиче­ского состояния и гармоничное развитие личности. Предметом указанных деяний признаются наркотические средства (вещества).

Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств подразделяются на три группы:

1) правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств;

2) нарушения специальных правил оборота наркотических средств;

3) правонарушения, совершенные в связи с потреблением наркотиче­ских средств.

К первой группе относятся незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назна­чения врача (ст. 6.9 КоАП РФ); пропаганда наркотических средств, пси­хотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ); потребле­ние наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, ста­дионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); потребление нарко­тических средств или психотропных веществ несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ).

Во вторую группу входят такие правонарушения, как непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федера­ции, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дико­растущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Рос­сийской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ).

К третьей группе относятся управление транспортным средством во­дителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ). Законодатель имеет здесь в виду не только алкоголь­ное, но и наркотическое опьянение, а также опьянение, возникшее в ре­зультате употребления других одурманивающих веществ); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опья­нения (ст. 11.9 КоАП РФ); невыполнение требования о прохождении ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); на­рушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участ­вующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опья­нения (ст. 12.29 КоАП РФ); допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21).

В чем проявляются особенности административной ответственности за незаконное приобретение, хранение и потребление наркотических веществ, применяемой органами внутренних дел?

В главе 6 КоАП РФ определены виды административных правонару­шений, подведомственных ОВД, и устанавливающие административ­ную ответственность за незаконное приобретение, хранение и потреб­ление наркотических веществ - ст.ст. 6.8-6.10, 6.13 КоАП РФ.

Ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов.

Объектом проступка является здоровье населения.

Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Их от­пуск физическим лицам производится по рецептам, выписанным на специальных бланках и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности. Перечень указанных веществ утверждается Правительством РФ.

Наркотические средства - это вещества растительного или синтетического происхождения, которые обладают способностью вызывать при их употреблении изменения психического состояния, восприятия, а при систематическом потреблении - психическую и физическую за­висимость (наркоманию) лица от наркотика, а также оказывать иные пагубные воздействия на организм человека. К психотропным веществам относятся природные и синтетические вещества, оказывающие стиму­лирующее или депрессивное воздействие на человека и включенные в соответствующие списки международных Конвенций. Для определе­ния вида веществ требуются специальные познания, поэтому при рас­смотрении дел по ст. 6.8 КоАП РФ необходимо заключение эксперта.

Объективная сторона правонарушения выражается в противоправных действиях, по приобретению либо хранению без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Способами незаконного приобретения следует считать покупку, получение в обмен, взаймы, в дар, уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков наркотикосодержащих растений после завершения их уборки.

Хранение -любые умышленные действия, связанные с фактическим обладанием указанными веществами: хранении при себе, в помещении, тайнике и иных местах.

Субъектом правонарушения признается физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется умыслом на приобретение или хранение без цели сбыта.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица ОВД (полиции). Дела рассматривают и выносят по ним постановления начальники ОВД и их заместители. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на перера­ботку или уничтожение в порядке, установленном ст. 27.10 КоАП РФ.

При добровольной сдаче наркотических средств, психотропных ве­ществ и их аналогов, приобретенных без цели сбыта, лицо освобожда­ется от административной ответственности.

Ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения вра­ча, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения является здоровье граждан.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пот­ребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

Объективная сторона правонарушения состоит в незаконном пот­реблении наркотических средств или психотропных веществ, т.е. их употреблении без назначения врача.

Субъектом правонарушения являются лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Протоколы о данном правонарушении составляют должностные ли­ца ОВД (полиции).

Для доказательства факта потребления наркотических средств или психотропных веществ лицо может быть направлено на медицинское освидетельствование, документ о результатах которого приобщается к протоколу.

Дела о потреблении наркотических средств или психотропных ве­ществ без назначения врача рассматривают суды.

Основаниями для освобождения от административной ответствен­ности являются следующие обстоятельства:

а) добровольное обращение лица в лечебно-профилактическое уч­реждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

б) направление лица, признанного больным наркоманией, с его сог­ласия, на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профи­лактическое учреждение.

Ст. 6.10 КоАП РФ, предусматривает ответственность за:

1. Вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных на­питков или одурманивающих веществ;

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолет­них.

В данной статье содержится два состава правонарушений, объектом которых являются здоровье несовершеннолетних и общественная нрав­ственность.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ составляют единичные разовые действия взрослых лю­дей по совместному с несовершеннолетними употреблению спиртных напитков или одурманивающих веществ, предоставлении им средств на указанные цели. При систематическом характере таких действий насту­пает уголовная ответственность по ст. 151 УК РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ характеризуется его специальным субъектом, в качестве которого выступают родители или иные законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица ОВД (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дела рассматривают и выносят по ним постановления районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних и защи­те их прав.

Органам внутренних дел, также составляются протоколы об админи­стративном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотичес­ких средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Объективная сторона правонарушения выражается в двух деяниях: пропаганде и рекламе.

Пропаганда - деятельность физических, должностных и юридичес­ких лиц, направленная на распространение сведений о способах разра­ботки, изготовления и использования, местах сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе путем производства и распространения книжной продукции, через средства массовой информации, распространения в компьютерных сетях.

Реклама -распространяемая в любой форме и средствами информа­ция, предназначенная для неопределенного круга людей, призванная способствовать реализации наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров.

Субъектами правонарушения признаются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Рассмотрение дел об административном правонарушении по данной статье находится в компетенции судов.

В деятельности ОВД меры административного предупреждения отличает четкая профилактическая направленность. Они преследуют цель недопущения правонарушений и преступлений, а также предотвращения возможности наступления каких-либо вредных, опасных для общества по­следствий. В этой связи указанные меры могут затрагивать различные пра­ва и интересы лиц, вовлеченных в сферу их применения.

Меры административного предупреждения, будучи относительно самостоятельным институтом, представляют собой сложное образование, слагающееся из совокупности различных принудительных мер разнопланового характера, что и обусловливает необходимость их научно обоснованной классификации.

Наиболее полезной представляется классификация мер администра­тивного предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, применяемых ОВД, в зависимости от круга лиц, в отношении которых они реализуются.

В этой связи рассматриваемые меры могут быть разделены на две основные группы:

1) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам;

2) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к юридическим лицам.

Административно-правовые меры предупреждения, применяе­мые к физическим лицам. Федеральныйзакон Российской Федерации «О полиции» для выполнения возложенных на полицию обязанностей наделяет ее правом проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении (п. 2 ст. 11).

Для производства проверки документов не требуется составления специального документа или получения санкции. Право проверять доку­менты - это прерогатива всех сотрудников полиции безотносительно к занимаемой должности. Применение данной меры становится актуальной и необходимой в местах, где непосредственно произрастают наркотикосодержащие растения, особенно в период «сбора урожая». При этом сотрудники полиции проверяют документы, как правило, в местах большого скопления людей (рынки, площади, вокзалы), вне зависимости от того, каким в дальнейшем окажется правовой статус проверяемых лиц. Подобный подход, обусловленный неопределенностью ситуаций, в которых вынуждены действовать сотрудники полиции, как раз и требует наделения их правом проверять при необходимости документы у всех лиц, с кем они имеют дело.

Одной из мер административного предупреждения, довольно широ­ко применяемой полицией в правоприменительной практике и непосред­ственно связанной с вторжением в права и свободы граждан, является дос­мотр. Сотрудникам полиции предоставлено право производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; при необходимости осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств без составления протокола и без понятых (п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, п. 12 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ).

В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» именно в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, а так­же в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков решениями органов государственной власти Российской Федерации и ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены конкретные территории и в их пределах введен контроль за хранением, пересылкой или перевозкой наркотиков.

Таким образом, досмотр в условиях действующего контроля состоит в принудительном изучении, исследовании одежды, вещей (предметов) граждан, транспортных средств, документов на перевозимые грузы с це­лью предупреждения и недопущения незаконной перевозки наркотических средств, неправомерного их распространения и потребления.

К мерам административного предупреждения, применяемых поли­цией, можно отнести и осмотр помещений (в том числе и жилых), земель­ных участков. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставил право должностным лицам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органам внутренних дел при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и их прекурсоров, «производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств и их прекурсоров» (ст. 53). Таким образом, законодатель закрепил право производить осмотр тех земельных участков, где осуществляется законный оборот наркотикосодержащих растений.

Федеральный Закон «О полиции» закрепил ее право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление.

К числу мер административного предупреждения, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное ст. 50 Федерального закона «О наркоти­ческих средствах и психотропных веществах» осуществление наблюдения за ходом социальной реабилитации освободившихся из мест лишения сво­боды лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связан­ные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров. Такое наблюдение устанавливается по решению суда и может предусматривать следующие ограничения: запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенно­го времени суток, ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел.

Следующей мерой административного предупреждения можно счи­тать письменное предупреждение лиц, больных наркоманией, об обязанно­сти пройти лечение и обязательном медицинском наблюдении (ст.ст. 40, 54—57 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). По существу, применение этой меры направлено на учет лиц, больных наркоманией, и недопущение их уклонения от лечения.

Меры административного предупреждения, применяемые к юри­дическим лицам. Закон Российской Федерации «О полиции» наделяет должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом вносить в го­сударственные органы, организации и общественные объединения обяза­тельные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и престу­плений.

Представления направляются тем организациям и должностным ли­цам, от которых зависит устранение нарушений законодательства и приня­тие мер по их предупреждению.

Законодательство о лицензионно-разрешительной деятельности пре­дусматривает и другие административно-предупредительные меры.

Подобного рода предупредительными мерами являются:

а) отказ в выдаче лицензии;

б) отказ в допуске к работе с наркотическими средствами также ори­ентирован на предупреждение возможных нарушений со стороны лиц, имеющих ненадлежащие деловые или личные качества, либо тех, кто по состоянию здоровья не может обеспечить безопасные условия оборота наркотических средств.

Таким образом, административно-правовые меры предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств выражаются в действиях принудительного характера, осуществляемых уполномоченны­ми государственными органами, их должностными лицами в целях защиты от противоправных посягательств общественных отношений в области ох­раны здоровья населения и общественной нравственности, обеспечения го­сударственного контроля за оборотом наркотических средств, предотвра­щения их незаконного распространения и потребления.

Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств

Значение мер административного пресечения в системе правоохра­нительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пре­секаются наиболее распространенные правонарушения и преступления, обеспечивается возможность привлечения виновных лиц к ответственно­сти.

Исходя из характера и объекта воздействия мер пресечения можно классифицировать на: меры пресечения, приме­няемые к нарушителю имущественного характера; технического характе­ра; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера. Таким образом, в число мер административного пресечения, приме­няемых полицией в сфере оборота наркотических средств, должны быть включены:

1. Меры пресечения личностного характера:

- требование прекратить противоправные и иные действия, препят­ствующие осуществлению полномочий полиции;

- административное задержание;

- принудительные меры медицинского характера;

- отстранение от управления транспортным средством лица, нахо­дящегося в состоянии опьянения;

2. Меры пресечения имущественного характера:

- изъятие вещей и документов;

- аннулирование лицензии или разрешения на хранение и ношение служебного или гражданского оружия, в том числе его изъятие;

- задержание транспортного средства.

К мерам пресечения личностного характера относятся физические действия соответствующих должностных лиц по принудительному пре­кращению противоправных деяний, заключающиеся в ограничении тех или иных прав граждан.

Федеральный Закон Российской Федерации «О полиции» предоставил сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения право­нарушения или происшествия.

Данное право - одно из возможных средств исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. Например, сотрудник полиции, реа­лизующий свое право отстранить от управления транспортным средством лицо, находящееся в состоянии наркотического опьянения, совершенно обоснованно может, опираясь на указанное полномочие, требовать от во­дителя открыть запертую изнутри дверь автомобиля, выйти из него и пре­доставить в распоряжение сотрудника полиции ключ зажигания.

Для выполнения возложенных на сотрудников полиции обязанно­стей Федеральный Закон «О полиции» предоставил им право осуществлять административное задержание.

Помимо задержания в ряде нормативных правовых актов упоминает­ся термин «доставление». Так, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ в целях составления протокола об административном правонарушении при невоз­можности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в полицию. При этом в ст. 27.2 КоАП РФ закреплены не все цели, достигаемые доставлением, в силу чего иные цели, не указанные в данной норме, содержатся в Федеральном Законе «О полиции» и иных нормативных актах.

Применительно к рассматриваемой сфере различаются несколько видов доставления:

а) доставление в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

б) доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание в них до вытрезвления лиц, находя­щихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших спо­собность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружа­ющей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе;

в) доставление лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об администра­тивном правонарушении в медицинское учреждение, если результат осви­детельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.

К мерам пресечения в рассматриваемой сфере относятся принуди­тельные меры медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера как меры админист­ративного принуждения состоят в действиях уполномоченных органов (их должностных лиц) по подготовке материалов, назначению, осуществлению комплекса мероприятий, проводимых в целях оказания принудительного лечебного, реабилитационного воздействия на лиц, больных наркоманией, пресечения их противоправных действий, устранения социально опасного состояния.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согла­сия граждан или их законных представителей допускается лишь в отноше­нии лиц:

а) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для ок­ружающих (социально значимые заболевания);

б) страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

в) совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в по­рядке, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 34).

В зависимости от способа и места лечения можно выделить следу­ющие принудительные меры медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение;

б) принудительное лечение в стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;

г) принудительная госпитализация и медицинское освидетельствова­ние.

Меры пресечения имущественного характера применяются в це­лях пресечения правонарушений, связанных с незаконным владением, не­надлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей.

К мерам пресечения в рассматриваемой нами сфере относится изъя­тие наркотических средств, находящихся в незаконном обороте. Федеральный Закон «О полиции» предусматривает право полиции изымать у граждан и должностных лиц, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота (к таковым, в частности, относятся наркотические средства и наркотикосодержащие растения), находящиеся у граждан без специального разрешения.

Изъятие есть принудительное отчуждение (прекращение незаконного владения, пользования и распоряжения) наркотических средств уполномо­ченными на то должностными лицами с целью пресечения незаконного распространения и потребления наркотических средств, своевременного, правильного, объективного разрешения дела о правонарушении.

К мерам пресечения имущественного характера следует отнести за­держание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Под задержани­ем понимается запрещение эксплуатации транспортного средства с поме­щением его на специально отведенное охраняемое место.

Названное действие должностных лиц органов внутренних дел ли­шает водителей, находящихся в состоянии опьянения, возможности реаль­но причинить вред охраняемым законом отношениям. Задержание транс­портного средства оформляется отдельным протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении. Должностное лицо, за­державшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причи­ненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания.

Задержание транспортного средства может сопровождаться приме­нением и других мер принуждения. Так, при задержании транспортного средства сотрудник полиции отстраняет водителя от управления после устного требования прекратить движение, применяя в случае неподчине­ния изъятие ключа из замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства и т. д. Другими словами, со­трудник полиции лишает водителя возможности использовать транспорт­ное средство в преступных целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: