Правовые нормы, направленные на защиту духовного здоровья граждан, являются гарантией гармоничного развития личности, ориентированной на моральные ценности, существующие в нашем обществе.
Истоки проституции в России, как, впрочем, и в других странах, уходят вглубь веков. И на протяжении многовековой истории не было однозначного отношения к этому болезненному для общества социальному явлению. В разное время проституцию запрещали, легализировали, пытались регламентировать, устанавливая правовые, организационные, медицинские формы контроля. Но, несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по искоренению проституции и правонарушений, ей сопутствующих, еще ни одно государство не одержало победы над этим социальным злом.
Можно сказать, что одновременно с зарождением проституции появились попытки поставить ее под контроль, т.е. регламентировать. Наверное, именно с момента введения ограничений произошло зарождение тех функций полиции (по контролю за проститутками и публичными домами), которые сейчас дают нам право выделить их в отдельную область деятельности правоохранительных органов.
Многовековая практика борьбы с проституцией выделяет этапы борьбы с ней, характеризующиеся определенными режимами:
1) режим терпимости, для которого свойственно введение ограничений, связанных с легализацией сексуальных услуг, с целью извлечения прибыли или дохода государством;
2) запретительный режим характеризуется запретом любых форм полового распутства, в том числе и внебрачных связей;
3) режим регламентации определяется тем, что допустимой и в известной степени терпимой признается только зарегистрированная проституция, тайная — запрещается.
Традиционно к правонарушениям в сфере общественной нравственности относили проституцию и правонарушения, ей сопутствующие (сводничество, притоносодержание, вовлечение в занятие проституцией). Однако в последнее время в связи с достижениями научно-технического прогресса к данному виду правонарушений следует относить сравнительно новый вид правонарушений — правонарушения в сфере оборота продукции сексуального характера.
Несмотря на предпринимаемые нашим государством усилия по защите общественной нравственности от противоправных посягательств, ограждению граждан от участия в любых формах «секс-бизнеса», предстоит еще немало сделать на пути цивилизованного оборота продукции, оказания услуг сексуального характера.
Таким образом, можно сделать вывод о возможности преодоления проституции и правонарушений, ей сопутствующих, лишь при наличии комплекса государственных мер, направленных на борьбу с правонарушениями в сфере общественной нравственности и смягчение их социальных последствий. Целью государственной политики в сфере общественной нравственности должно являться искоренение данных социальных аномалий в перспективе.
Правовые основы деятельности органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения ОВД правонарушений в сфере оборота наркотических средств.
Важной частью правовых основ противодействия незаконному распространению наркотических средств является административное законодательство. Оно регламентирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, устанавливает административную ответственность за нарушения установленных правил оборота.
Законодательное определение административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Основываясь на анализе признаков административного правонарушения, административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств следует признавать противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья и благополучия населения, общественной нравственности, выражающиеся в нарушении установленного государством правового режима оборота наркотических средств и связанные с незаконным распространением и потреблением этих средств.
Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами, отличаются от других правонарушений объектом и особым предметом посягательства. Непосредственным объектом этих правонарушений является здоровье населения, под которым следует понимать общественные отношения, обеспечивающие сохранение нормального физического состояния и гармоничное развитие личности. Предметом указанных деяний признаются наркотические средства (вещества).
Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств подразделяются на три группы:
1) правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств;
2) нарушения специальных правил оборота наркотических средств;
3) правонарушения, совершенные в связи с потреблением наркотических средств.
К первой группе относятся незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ).
Во вторую группу входят такие правонарушения, как непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ).
К третьей группе относятся управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ). Законодатель имеет здесь в виду не только алкогольное, но и наркотическое опьянение, а также опьянение, возникшее в результате употребления других одурманивающих веществ); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ); невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения (ст. 12.29 КоАП РФ); допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21).
В чем проявляются особенности административной ответственности за незаконное приобретение, хранение и потребление наркотических веществ, применяемой органами внутренних дел?
В главе 6 КоАП РФ определены виды административных правонарушений, подведомственных ОВД, и устанавливающие административную ответственность за незаконное приобретение, хранение и потребление наркотических веществ - ст.ст. 6.8-6.10, 6.13 КоАП РФ.
Ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов.
Объектом проступка является здоровье населения.
Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Их отпуск физическим лицам производится по рецептам, выписанным на специальных бланках и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности. Перечень указанных веществ утверждается Правительством РФ.
Наркотические средства - это вещества растительного или синтетического происхождения, которые обладают способностью вызывать при их употреблении изменения психического состояния, восприятия, а при систематическом потреблении - психическую и физическую зависимость (наркоманию) лица от наркотика, а также оказывать иные пагубные воздействия на организм человека. К психотропным веществам относятся природные и синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на человека и включенные в соответствующие списки международных Конвенций. Для определения вида веществ требуются специальные познания, поэтому при рассмотрении дел по ст. 6.8 КоАП РФ необходимо заключение эксперта.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправных действиях, по приобретению либо хранению без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Способами незаконного приобретения следует считать покупку, получение в обмен, взаймы, в дар, уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков наркотикосодержащих растений после завершения их уборки.
Хранение -любые умышленные действия, связанные с фактическим обладанием указанными веществами: хранении при себе, в помещении, тайнике и иных местах.
Субъектом правонарушения признается физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется умыслом на приобретение или хранение без цели сбыта.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица ОВД (полиции). Дела рассматривают и выносят по ним постановления начальники ОВД и их заместители. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном ст. 27.10 КоАП РФ.
При добровольной сдаче наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, приобретенных без цели сбыта, лицо освобождается от административной ответственности.
Ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения является здоровье граждан.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Объективная сторона правонарушения состоит в незаконном потреблении наркотических средств или психотропных веществ, т.е. их употреблении без назначения врача.
Субъектом правонарушения являются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется умыслом.
Протоколы о данном правонарушении составляют должностные лица ОВД (полиции).
Для доказательства факта потребления наркотических средств или психотропных веществ лицо может быть направлено на медицинское освидетельствование, документ о результатах которого приобщается к протоколу.
Дела о потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача рассматривают суды.
Основаниями для освобождения от административной ответственности являются следующие обстоятельства:
а) добровольное обращение лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
б) направление лица, признанного больным наркоманией, с его согласия, на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.
Ст. 6.10 КоАП РФ, предусматривает ответственность за:
1. Вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних.
В данной статье содержится два состава правонарушений, объектом которых являются здоровье несовершеннолетних и общественная нравственность.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ составляют единичные разовые действия взрослых людей по совместному с несовершеннолетними употреблению спиртных напитков или одурманивающих веществ, предоставлении им средств на указанные цели. При систематическом характере таких действий наступает уголовная ответственность по ст. 151 УК РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ характеризуется его специальным субъектом, в качестве которого выступают родители или иные законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию.
С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.
Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица ОВД (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дела рассматривают и выносят по ним постановления районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Органам внутренних дел, также составляются протоколы об административном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Объективная сторона правонарушения выражается в двух деяниях: пропаганде и рекламе.
Пропаганда - деятельность физических, должностных и юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах разработки, изготовления и использования, местах сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе путем производства и распространения книжной продукции, через средства массовой информации, распространения в компьютерных сетях.
Реклама -распространяемая в любой форме и средствами информация, предназначенная для неопределенного круга людей, призванная способствовать реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Субъектами правонарушения признаются граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется умыслом.
Рассмотрение дел об административном правонарушении по данной статье находится в компетенции судов.
В деятельности ОВД меры административного предупреждения отличает четкая профилактическая направленность. Они преследуют цель недопущения правонарушений и преступлений, а также предотвращения возможности наступления каких-либо вредных, опасных для общества последствий. В этой связи указанные меры могут затрагивать различные права и интересы лиц, вовлеченных в сферу их применения.
Меры административного предупреждения, будучи относительно самостоятельным институтом, представляют собой сложное образование, слагающееся из совокупности различных принудительных мер разнопланового характера, что и обусловливает необходимость их научно обоснованной классификации.
Наиболее полезной представляется классификация мер административного предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, применяемых ОВД, в зависимости от круга лиц, в отношении которых они реализуются.
В этой связи рассматриваемые меры могут быть разделены на две основные группы:
1) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам;
2) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к юридическим лицам.
Административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам. Федеральныйзакон Российской Федерации «О полиции» для выполнения возложенных на полицию обязанностей наделяет ее правом проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении (п. 2 ст. 11).
Для производства проверки документов не требуется составления специального документа или получения санкции. Право проверять документы - это прерогатива всех сотрудников полиции безотносительно к занимаемой должности. Применение данной меры становится актуальной и необходимой в местах, где непосредственно произрастают наркотикосодержащие растения, особенно в период «сбора урожая». При этом сотрудники полиции проверяют документы, как правило, в местах большого скопления людей (рынки, площади, вокзалы), вне зависимости от того, каким в дальнейшем окажется правовой статус проверяемых лиц. Подобный подход, обусловленный неопределенностью ситуаций, в которых вынуждены действовать сотрудники полиции, как раз и требует наделения их правом проверять при необходимости документы у всех лиц, с кем они имеют дело.
Одной из мер административного предупреждения, довольно широко применяемой полицией в правоприменительной практике и непосредственно связанной с вторжением в права и свободы граждан, является досмотр. Сотрудникам полиции предоставлено право производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; при необходимости осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств без составления протокола и без понятых (п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, п. 12 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» именно в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков решениями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены конкретные территории и в их пределах введен контроль за хранением, пересылкой или перевозкой наркотиков.
Таким образом, досмотр в условиях действующего контроля состоит в принудительном изучении, исследовании одежды, вещей (предметов) граждан, транспортных средств, документов на перевозимые грузы с целью предупреждения и недопущения незаконной перевозки наркотических средств, неправомерного их распространения и потребления.
К мерам административного предупреждения, применяемых полицией, можно отнести и осмотр помещений (в том числе и жилых), земельных участков. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставил право должностным лицам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органам внутренних дел при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и их прекурсоров, «производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств и их прекурсоров» (ст. 53). Таким образом, законодатель закрепил право производить осмотр тех земельных участков, где осуществляется законный оборот наркотикосодержащих растений.
Федеральный Закон «О полиции» закрепил ее право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление.
К числу мер административного предупреждения, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» осуществление наблюдения за ходом социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Такое наблюдение устанавливается по решению суда и может предусматривать следующие ограничения: запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел.
Следующей мерой административного предупреждения можно считать письменное предупреждение лиц, больных наркоманией, об обязанности пройти лечение и обязательном медицинском наблюдении (ст.ст. 40, 54—57 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). По существу, применение этой меры направлено на учет лиц, больных наркоманией, и недопущение их уклонения от лечения.
Меры административного предупреждения, применяемые к юридическим лицам. Закон Российской Федерации «О полиции» наделяет должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом вносить в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений.
Представления направляются тем организациям и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений законодательства и принятие мер по их предупреждению.
Законодательство о лицензионно-разрешительной деятельности предусматривает и другие административно-предупредительные меры.
Подобного рода предупредительными мерами являются:
а) отказ в выдаче лицензии;
б) отказ в допуске к работе с наркотическими средствами также ориентирован на предупреждение возможных нарушений со стороны лиц, имеющих ненадлежащие деловые или личные качества, либо тех, кто по состоянию здоровья не может обеспечить безопасные условия оборота наркотических средств.
Таким образом, административно-правовые меры предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств выражаются в действиях принудительного характера, осуществляемых уполномоченными государственными органами, их должностными лицами в целях защиты от противоправных посягательств общественных отношений в области охраны здоровья населения и общественной нравственности, обеспечения государственного контроля за оборотом наркотических средств, предотвращения их незаконного распространения и потребления.
Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств
Значение мер административного пресечения в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения и преступления, обеспечивается возможность привлечения виновных лиц к ответственности.
Исходя из характера и объекта воздействия мер пресечения можно классифицировать на: меры пресечения, применяемые к нарушителю имущественного характера; технического характера; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера. Таким образом, в число мер административного пресечения, применяемых полицией в сфере оборота наркотических средств, должны быть включены:
1. Меры пресечения личностного характера:
- требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие осуществлению полномочий полиции;
- административное задержание;
- принудительные меры медицинского характера;
- отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения;
2. Меры пресечения имущественного характера:
- изъятие вещей и документов;
- аннулирование лицензии или разрешения на хранение и ношение служебного или гражданского оружия, в том числе его изъятие;
- задержание транспортного средства.
К мерам пресечения личностного характера относятся физические действия соответствующих должностных лиц по принудительному прекращению противоправных деяний, заключающиеся в ограничении тех или иных прав граждан.
Федеральный Закон Российской Федерации «О полиции» предоставил сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.
Данное право - одно из возможных средств исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. Например, сотрудник полиции, реализующий свое право отстранить от управления транспортным средством лицо, находящееся в состоянии наркотического опьянения, совершенно обоснованно может, опираясь на указанное полномочие, требовать от водителя открыть запертую изнутри дверь автомобиля, выйти из него и предоставить в распоряжение сотрудника полиции ключ зажигания.
Для выполнения возложенных на сотрудников полиции обязанностей Федеральный Закон «О полиции» предоставил им право осуществлять административное задержание.
Помимо задержания в ряде нормативных правовых актов упоминается термин «доставление». Так, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в полицию. При этом в ст. 27.2 КоАП РФ закреплены не все цели, достигаемые доставлением, в силу чего иные цели, не указанные в данной норме, содержатся в Федеральном Законе «О полиции» и иных нормативных актах.
Применительно к рассматриваемой сфере различаются несколько видов доставления:
а) доставление в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
б) доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе;
в) доставление лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.
К мерам пресечения в рассматриваемой сфере относятся принудительные меры медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера как меры административного принуждения состоят в действиях уполномоченных органов (их должностных лиц) по подготовке материалов, назначению, осуществлению комплекса мероприятий, проводимых в целях оказания принудительного лечебного, реабилитационного воздействия на лиц, больных наркоманией, пресечения их противоправных действий, устранения социально опасного состояния.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается лишь в отношении лиц:
а) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (социально значимые заболевания);
б) страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
в) совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 34).
В зависимости от способа и места лечения можно выделить следующие принудительные меры медицинского характера:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение;
б) принудительное лечение в стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;
г) принудительная госпитализация и медицинское освидетельствование.
Меры пресечения имущественного характера применяются в целях пресечения правонарушений, связанных с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей.
К мерам пресечения в рассматриваемой нами сфере относится изъятие наркотических средств, находящихся в незаконном обороте. Федеральный Закон «О полиции» предусматривает право полиции изымать у граждан и должностных лиц, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота (к таковым, в частности, относятся наркотические средства и наркотикосодержащие растения), находящиеся у граждан без специального разрешения.
Изъятие есть принудительное отчуждение (прекращение незаконного владения, пользования и распоряжения) наркотических средств уполномоченными на то должностными лицами с целью пресечения незаконного распространения и потребления наркотических средств, своевременного, правильного, объективного разрешения дела о правонарушении.
К мерам пресечения имущественного характера следует отнести задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Под задержанием понимается запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.
Названное действие должностных лиц органов внутренних дел лишает водителей, находящихся в состоянии опьянения, возможности реально причинить вред охраняемым законом отношениям. Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении. Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания.
Задержание транспортного средства может сопровождаться применением и других мер принуждения. Так, при задержании транспортного средства сотрудник полиции отстраняет водителя от управления после устного требования прекратить движение, применяя в случае неподчинения изъятие ключа из замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства и т. д. Другими словами, сотрудник полиции лишает водителя возможности использовать транспортное средство в преступных целях.