I. Задания для самостоятельной работы
1. *Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепления крестьян в конце XV — начале XVII в.
2. Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг.
3. Русские земли в составе Речи Посполитой. Ливонская война. Покорение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Сибири Ермаком
4. *Русская культура в XVI в. - XVII в.
II. План практического занятия
1. Социально-экономические и политические реформы Ивана Грозного.
1. Внешняя политика России во второй половине XVI в.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
3. Воссоединение Украины с Россией.
III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическим занятиям
С изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу В.Б. Кобрина «Иван Грозный» и статью В.Я. Уланова «Власть Московских государей в XVII в.», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие. Следует обратить внимание на новые явления в развитии русской культуры XVII в., идеологию самодержавия в общественно- политической мысли страны; создание первых трудов по истории Российского государства, возникновение сатирических повестей, характерные черты «московского барокко», развитие реалистических тенденций в русской живописи и распространение грамотности и просвещения в российском обществе.
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения внутреннего и внешнего значения царской коронации Ивана Грозного. Иван IV-первый русский царь. Затем надо охарактеризовать важнейшие реформы, осуществленные Иваном IV и «Избранной радой»: появление губных и земских учреждений, военной реформы, отмена института кормлений, создание Судебника 1550 г.- главного правового документа Российского централизованного государства. Студентам следует рассмотреть положения Стоглавого собора 1551 г., на котором были
|
сделаны попытки Ивана Грозного ограничить церковное землевладение и создание единого пантеона русских святых; деятельность Земских соборов. Остановить внимание на введении приказной системы управления. Закончить следует анализом опричнины: цели, сущность и итоги. Студентам следует сформировать представление об оформлении крепостного права в России в даный период и в дальнейшем, усилении его.
В начале ответа на второй вопрос определяются задачи внешней политики России во второй половине XVI в. Затем надо раскрыть содержание военных походов русских войск против Казанского и Астраханского ханства. Покорение сибирского ханства. Особое внимание нужно уделить Ливонской войне: исследовать ее цели, ход военных действий и итоги.
Ответ на третий вопрос следует начать с общей характеристики положения России в XVII. Следует раскрыть причины смутного времени: социального, экономического и политического кризисов, внутреннюю и внешнюю политику России в годы царствования Бориса Годунова; показать Лжедмитрия I и роль иноземного вмешательства, оккупацию Москвы поляками, политику Василия Шуйского - боярского царя. Студентам следует сформировать представление об активной роли народа в исторических событиях: борьбе русского народа против польских интервентов, крестьянские выступления под предводительством Ивана Болотникова и организации в Нижнем Новгороде народного ополчения. Следует показать историческую роль Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Следует остановить внимание на итогах «смутного времени» и начале династии Романовых.
|
Студенты должны уяснить характерные особенности XVII столетия в истории России: формирование сословной системы организации общест
ва; завершение оформления крепостного права; ликвидации «белых» слобод и создание «государева» посада; развитие городов, ремесла и торговли; складывание единого всероссийского рынка и появление мануфактурного производства в России. Затем надо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г. в отношении крестьян, посадских людей, центрального и местного управления. Следует остановить внимание на бунтарском проявлении недовольства народа, связанного с социальными противоречиями в российском обществе: соляной и медной бунты. Закончить необходимо исследованием крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В четвертом вопросе надо рассмотреть положение украинского народа в составе Речи Посполитой. Затем необходимо раскрыть этапы его борьбы против польского гнета и за воссоединение с Россией. Следует знать характеристику Запорожского княжества: общественный статус, систему управления, занятия населения, характеристику Богдана Хмельницкого - лидера антипольского казацкого восстания. Следует анализировать этапы освободительной борьбы украинского народа против польского гнева и историческое решение Переяславкой Рады. Студентам следует знать о войнах и жертвах русского народа, связанных с присоединением украинского народа и его покровительства: война Российского государства с Польшей и Швецией, которая закончилась Кардисским и Андрусовским мирными договорами; Русско-турецкая война и её итоги - «Вечный мир» с Речью Посполитой. В заключение дается анализ войн России во второй половине XVII в.
|
IV Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Орлов А.С., Георгие В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: 2009.
Дополнительная литература
1. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
2. Козаченко А.И. Борьба украинского народа против иноземных поработителей за воссоединение с Россией. – М., 1954.
3. Уланов В.Я. Власть Московских государей в XVII в. // Три века. Т.1. – М., 1991.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие изменения произошли в центральном аппарате управления XVI в.?
2. Как менялась местная власть в XVII веке?
3. Какие основные категории населения Вы можете назвать? В чем проявилось изменение их положения?
4. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян?
5. В чем Вы видите специфику социального протеста населения?
6. Что принципиально нового появилось в экономическом развитии России в XVII веке?
7. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения Смуты?
8.Какие важнейшие внешне политические задачи решались Россией XVI-XVII веках?
9.Какие новые черты в развитии российской культуры проявились в XVI-XVII веках?