I. Задания для самостоятельной работы
1.* Сформируйте причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.
2. Подготовьте доклад об изменении положения дворянства на протяжении XVIII в.
3. *Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.
4.* Сформируйте политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в середине XVIII в.
5. Подготовьте доклад об изменении положения крестьянства на протяжении XVIII в.
6. *Назовите причины перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.
II. План практического занятия
1. Социально-экономическое развитие Российского государства в первой четверти XVIII века.
2. Административная, военная, церковная и культурная реформы Петра Великого.
3. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII века.
4. Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII в.
5. Преобразования Екатерины II в сферах государственного управления и социального устройства.
6. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XVIII в.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическим занятиям
Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.И. Павленко «Петр Первый Великий», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
В первом вопросе семинара следует изучить социально-экономическое положение России, внутреннюю и внешнюю политику Российского государства в конце XVII и начале XVIII вв. Следует осветить вопрос о необходимости и возможности модернизации Российского госу
дарства, опираясь на собственные силы, предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
|
В начале ответа на второй вопрос надо определить главные причины петровских преобразований. Затем необходимо дать характеристику важнейших реформ Петра I, излагая их не в хронологическом порядке, а по степени важности для развития России к концу жизни Петра Великого. Раскрыть петровские преобразования и их сущность: коренную реорганизацию вооруженных сил России, создание Сената и его функции, формирование коллегиальной системы управления и перестройку органов власти на местах: губернаторы, воеводы, земские комиссары. Следует осветить церковную реформу и её значение, новый порядок прохождения службы, учреждение должности генерал-прокурора. Студентам необходимо знать о бурном развитии российской промышленности и её
феодально-крепостнической сущности, введении городского самоуправления и усилении налогового гнета; о структуре феодального землевладения. Студентам следует знать о характерных особенностях русского самодержавия и полемической дискуссии ученых-историков о генезисе самодержавия.
Студенты должны знать о влиянии деятельности императора на изменение в культуре государства: создание Петром I школьной системы образования, выход первой отечественной газеты и введение гражданского шрифта, открытие первого в России музея и основание Петербургской Академии наук. Уметь дать оценку деятельности и личности Петра I, его преобразований в отечественной историографии.
В третьем вопросе особое внимание уделяется задачам внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Затем студентами дается характеристика Азовских, Прутского и Каспийского военных походов русских войск. Особо исследуется Северная война: цели, ход военных действий и итоги.
|
Ответ на четвертый вопрос начинается с общей характеристики состояния России при Екатерине II. Необходимо указать роль русской гвардии в политической жизни страны и восшествие на престол Екатерины II. Затем рассматриваются важнейшие екатерининские реформы, осуществленные в 60-80-е гг. XVIII в.. Студентам следует знать о внутренней политике императрицы: секуляризации церковного землевладения, ликвидации украинской авто
номии, усилении крепостного права в России, росте сословных привилегий: Жалованные грамоты дворянству и городам другие и реформы.
При подготовке пятого вопроса студентам следует знать, что с целью укрепления своего положения на престоле, императрица в 1767 году созывает Уложенную комиссию для составления нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа был создан «Наказ», где нашли место идейные ос
новы руководства страной Екатериной II. Закончить необходимо исследованием о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева: причины, ход, итоги.
При рассмотрении шестого вопроса следует определить задачи внешней политики России при Екатерине II. Затем надо раскрыть содержание и итоги войн России с Турцией и Швецией, дать характеристику трем разделам Речи Посполитой. Участие России в антифранцузской коалиции: действия черноморской эскадры и Итальянский поход. Студентам нужно владеть знаниями о выдающихся русских полководцах и флотоводцах - П.А.Румянцеве, С.К. Грейге, А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове. В заключение необходимо проанализировать общие итоги внешней политики России XVIII в.
|
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14 - 26.
Дополнительная литература
1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958.
2. Буганов В.И. Буганова А.В. Полководцы. XVIII в. – М., 1992.
3..Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…». Вторая половина XVIII в. – СПб., 1992.
4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1.Каковы важнейшие причины реформы Петра I в сфере государственного управления?
2. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития?
3. Какие проблемы в обществе породили реформы Петра I?
4. Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?
5. В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?
6. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?
7. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли в XVIII в.?
8.Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?
9.В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?
10. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?
11. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли XVIII в.?
12. В каких сферах жизни общества реформы Екатерины II оказались наиболее результативными?
13. В каком направлении шла внешняя политика России в XVIII в.?