I. Задания для самостоятельной работы
1.* Назовите объективные и субъективные причины гражданской войны в России.
2. Выявите объективные предпосылки индустриализации СССР.
3. Определите причины коллективизации сельского хозяйства.
4. Подготовьте доклад о необходимости перемен в духовной жизни послереволюционной России.
5. Сформулируйте причины второй мировой войны?
6. Подготовьте доклад о истоках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
7.* Сформулируйте задачи, стоящие перед экономикой СССР после окончания войны.
II. План практического занятия
1.Утверждение Советской власти в центре и на местах в Октябре 1917 года.Создание Союза Советских Социалистических Республик.
2. Индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве в 20-е – 30-е годы XX века.
3. Внешняя политика СССР накануне войны.
4. Основные этапы Великой Отечественной войны
5. XX съезд КПСС и его историческое значение.
6. Изменения в социально-экономическом развитии СССР в годы «хрущевской оттепели» во второй половине 50 – начале 60-х гг.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическим занятиям
Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.В. Загладина «История успехов и неудач советской дипломатии» и Е.Ю. Зубковой «Общество и реформы. 1945-1964», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
Роль XX столетия в мировой истории. Проблема экономического роста и модернизации. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России.
В ответе на первый вопрос студентам следует осветить последствия Октябрьской революция 1917 г. и II Всероссийского съезда Советов: формирование новых органов государственного управления и первые декреты советской власти, утверждение Советской власти в центре и на местах. Студентам следует знать о причинах гражданской войны и интервенции в России, этапах гражданской войны: целях «белого движения» и ходе военных действий, борьбе Антанты против советского правительства и значении победы Красной Армии, Советско-польской войны и её итогах, политики «военного коммунизма»: национализации промышленности, введении продразверстки, ликвидации товарно-денежных отношений. Завершить ответ следует характеристикой итогов гражданской войны и иностранной интервенции.
|
Во втором вопросе студентам следует рассмотреть вопросы социально-экономический кризиса 1921 г. и его уроки; введение новой экономической политики. Необходимо понимать, что после окончания гражданской
войны перед правительством стояли задачи перестройки управления народным хозяйством: учреждение государственных трестов, замена продразверстки продналогом, введение нового Земельного кодекса, восстановление товарно-денежных отношений и реформа финансовой системы. Студенты должны знать причины свертывания советским правительством новой экономической политики и изменения во внешней политике: произошел прорыв международной изоляции и признание Советской России мировым сообществом. Создание СССР. Требуется понимание принципов построения нового государственного объединения и формирование одностороннего политического режима. Национально- государственное строительство в 20-е гг. Культура: становление и новые тенденции.
|
В третьем вопросе следует знать о формах восстановления народного хозяйства страны и целях первого пятилетнего плана, характерных чертах индустриализации и источниках ресурсов для неё. Успехи и неудачи советской экономики в годы первых пятилеток. Влияние индустриализации на положение СССР в мире. Основная задача коммунистической партии в деревне. Политика «сплошной коллективизации» и массовое раскулачивание. Сельскохозяйственная артель-главная форма коллективного хозяйства. Итоги коллективизации. Конституция от 5 декабря 1936 г.
В четвертом вопросе следует охарактеризовать внешнюю политику СССР в последнее десятилетие: попытки создания антигитлеровской коалиции, советско-германский пакт о ненападении и подготовка страны к отражению фашистской агрессии: развитие оборонных отраслей промышленности, увеличение ассигнований на вооруженные нужды, рост численности вооруженных сил. Массовые «чистки» в Красной Армии и ошибки при разработке военной доктрины. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, прибалтийских государств, Бессарабии. Советско-финская война и её итоги.
В пятом вопросе следует знать о плане «Барбаросса» и этапах Великой Отечественной войны, партизанском движении на оккупированной фашистами территории Советского Союза и самоотверженном труде советских людей в тылу. Следует сформировать представление о создании и деятельности антигитлеровской коалиции, окончании II мировой войны. Уметь анализировать важное историческое значение победы СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией. Социально-экономическое развитие страны в послевоенное время. Укрепление международного авторитета государства. Холодная война – ее причины и ход развития.
|
В шестом вопросе семинара необходимо дать анализ изменений в жизни СССР сразу после смерти И.В. Сталина. Затем дается характеристика важнейших
социальных и экономических реформ, осуществленных в годы «хрущевской оттепели». В конце надо выявить причины отставки Н.С. Хрущева. При изучении вопроса нужно проанализировать состояние советского общества к середине 50-х
гг. Затем надо рассмотреть содержание доклада Н.С. Хрущева, посвященного культу личности И.В. Сталина. В конце следует определить историческое значение XX съезда КПСС.
При подготовке к занятию в седьмом вопросе необходимо выявить главные направления внешней политики СССР. Затем нужно изучить политику советского руководства в отношении США и западных государств. Внешнеполитическая концепция Советского Союза. Создание Организации Варшавского договора и отношения СССР со странами «социалистического лагеря». Курс советского руководства на сотрудничество с ведущими западными странами. Берлинский и Карибский кризисы.
Студентам следует основательно проанализировать взаимоотношения внутри социалистического лагеря. В заключение надо подвести общие итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 50 начале 60-х гг., Научно-технической революции и ее влияние на ход общественного разви
тия. Нарастание кризисных явлений в советской экономике: жесткая централизация в управлении, гигантомания, преобладание экстенсивных методов развития. Рост топливно-сырьевого экспорта и военно-промышленного комплекса СССР. Конституция от 7 октября 1977 г. изменения в партийном руководстве вначале 80-х гг. Заключение договора об испытаниях ядерного оружия. Решения Хельсинского совещания 1975г. ввод советских войск в Афганистан и его последствия.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История
России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 23-26.
Дополнительная литература
1. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая мировая война. 1914-1918. – М., 1964.
2. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М., 1990.
3. Россия. 1917 г.: выборы исторического пути. – М., 1989.
4. Шацилло К.Ф. Революция 1905-1907 гг. В России. – М., 1990.
5. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. – М., 1991.
6.Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. – М., 1990.
7.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993.
8. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.
9. Политическая история: Россия-СССР - Российская Федерация. – М.,1996.
10. Путин В.В. От первого лица. – М., 2000.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России?
2. Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания?
3. Почему особо острый характер в большевистском руководстве носила борьба за заключение Брестского мира?
4. Каковы, на Ваш взгляд, истоки силы и слабости «белого» и «красного» движения?
5. Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющим?
6. Каковы на Ваш взгляд, объективные и субъективные предпосылки нэпа?
7. Менялись ли в период нэпа основы существовавшей в стране политической системы?
8. Какими новыми чертами характеризовалась международная ситуация 20-е годы?
9. В чем Вы видите объективные предпосылки индустриализации в СССР?
10. В чем Вы видите причины коллективизации сельского хозяйства в СССР?
11. В чем Вы видите необходимость перемен в духовной жизни послереволюционной России?
12. В чем Вы видите истоки и причины второй мировой войны?
13. Каковы, на Ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.?
14. Каковы причины, на Ваш взгляд, привели к оформлению антигитлеровской коалиции?
15. В чем Вы видите истоки победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
16. Какие задачи стояли перед экономикой СССР после её окончания?
17. Когда и почему, на Ваш взгляд, наметился переход СССР и Запада от союзничества к «холодной войне»?
18. Чем вы можете объяснить необходимость реформирования советского государства и общества после смерти В.И.Сталина?
19. Чем Вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50-х начале 60-х годов?
20. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х годов наметилось серьезное отставание СССР от стран Запада?