Тема: Классификация и кодирование мед. и фарм. товаров




ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ.

Фармация (англ.) –лекарство, применение лекарств. Комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания безопасности исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лек.средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.

В комплексе с фармакологией составляет науку о лекарственных веществах.

Фармация включает разделы: Фармация, технология лекарств, судебная химия, фармакогнозия. Экономика организации фармации. Военная фармация. Фарм-деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лек.средствами, аптеками, вет-аптеками. Индивидуальные предприятия, имеющими лицензию к фарм-деятельности.

Постановление правительства РФ № 91 от 17 ноября 2011 года. Постановление главы администрации Челябинской области от 25 июня 1993 года, № 240. О порядке фарм.деятельности на территории Челяб.обл. Федер.закон РФ от 12 апреля 2010 года № 61 «Об обращении лек.средств». субъекты обращения лек.средств –физ.лица.

Индивидуальные предприятия, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению лекарственных средств.

Фарм. Товароведение.

Товароведение мед. и фарм.товаров –это комплексная научная дисциплина, изучающая:

- потребительскую стоимость мед. и фарм. товаров;

- их классификацию и кодирование;

- стандартизацию;

- факторы, формирующие и сохраняющие качества товаров;

- методы контроля и оценки качества;

- конкурентоспособность;

- закономерность формирования ассортимента товаров при их транспортировке, хранении, потреблении, эксплуатации.

Товароведение – знание о товаре.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности, т.е. товар, характеризующийся потребительскими свойствами, которые проявляются в процессе потребления и эксплуатации.

Термин «потребление» - относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (лекарства, хим.реактивы), для анализов; мед.инструменты для одноразового применения (шприцы 1-разовые, перчатки).

Эксплуатация – товары, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (приборы, оборудование, инструменты).

Полезность товара – общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров и услуг. Именно полезность превращает в товар продукт труда, который обладает потребительной стоимостью . 1

 

Различают стоимость:

Меновая и потребительная.

 

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом затраченным на его производство. Денежное выражение «меновая стоимость» является цена.

Потребительная стоимость –экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага, в денежном выражении потребительная стоимость может превышать стоимость товара. Т.о. потреб.стоимость является важнейшей товароведческой категорией, характеризующий состояние и место товара на данной ступени развития общественной потребности. Больше дающие возможность разрабатывать научно-обоснованные меры улучшения его потребительских свойств.

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. М.б. внешним (прямым) и внутренним (промежуточным).

Например, производители сплавов д/изготовления мединструментария, являются потребителями руды и различных добавок и производители биологически-активных соединений –потребители различных хим.соединений (промежут.потребление).

Потребность - осознанная необходимость, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества.

Потребительная стоимость товара проявляется в пользование как продукт труда, он проявляет себя только при реализации, т.е. потреблении ---- лек. Проявляет свою потреб.стоимость, если больной его принял и вылечился. Лекарство, которое не оказывает терапевтического эффекта, например, фалфицированные препараты не обладают потребительской способностью.

Индивидуальная потребительная стоимость. Свойственно продуктам труда, созданным для личного потребления, они не являются товаром (летом собрали лек.растение сырье приготовили настои и отвары.

Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы для удовлетворения общественных потребностей, они являются товаром. Например, ЛРС, которое перерабатывается на фарм.предприятиях

покупают пациенты.

В отличие от стоимости потребительская стоимость присуща всем объектам труда, как для обмена, так и для личного потребления. Объектом товароведения наряду с товаром является единичная потребит.стоимость, характеризуемая категорией качества в товароведении.

Качество товара - совокупность потребительских свойств, обуславливающих пригодность - т.е. способность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением товара в определенных условиях эксплуатации.

Мера потребительной стоимости.

Качество имеет 2 стороны: 1 - техническая (материально-вещ.); 2 - экономическая. Именно тех.аспект является объектом исследования товароведения.

Наивысшей полезностью товар обладает, когда в полной мере удовлетворяет общественную потребность, при минимальных затратах труда.

Уровень качества товара отражается в техническом регламенте, который носит обязательный характер (принимается законом, указом президента или постановлением правительства РФ) и обеспечивает качество, безопасность, эффективность производства, применение товара.

Регламентируется уровень качества товара гос.станд.качества (ГОСТ).

В законе о лекарствах под качеством понимают соответствие лек.средств ГОСТу качества.

В отличие от всех видов товара, используемых в медицине гос.стандартом качества для Л.С. является фармакопейная статья.

Потребительские свойства товаров

1. социальные - соответствие качества данного товара совокупным потребностям общества. Необходимо учитывать не только кол-во населения, но и заболеваемость по отдельным классам болезни. Если общество не нуждается в данном товаре, нет смысла его производить.

2. функциональное св-во - основное назначение товара способствует успешному использованию.

Выполнение основной функции товара зависит от качества исходного сырья, технологии его изготовления, методов контроля качества.

3. свойства надежности - долговечность, износ, безотказность, сохраняемость, ремонтоспособность.

4. эргономические св-ва - формируют удобство и комфорт эксплуатации.

5. антрометрические - соответствие размеру и форме человека тела.

6. теплозащитные св-ва - электронагреватели, одеяла, гигиенические св-ва,

7. психофизические

8. эстетические

9. свойства безопасности

10. экологические свойства.

 

Тема: Классификация и кодирование мед. и фарм. товаров

Классификация - распределение множества объектов на классы, группы по определенному общему для каждого из них признаку.

Класс товаров - множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

Цель классификации - облегчение проведения различных товароведческих операций, включающих изучение потребительных свойств, качества и ассортимента товаров, что дает возможность управлять тихими операциями.

Задачи:

1. установление потребительных свойств определенных групп товаров, определение оптимального уровня этих свойств. Разработка групповых методов исследования, оценка уровня качества лекарств.

2. анализ ассортимента конкретной группы товаров и его соответствие потребностям, направленное развитие ассортимента.

3. разработка условий хранения, транспортирования товаров каждого классификационного подразделения.

4. планирование товарооборота по группам товаров, изучение спроса, учет, поступление, реализация товаров, составление отчетности.

5. возможность составления прейскурантов, каталогов, срочных заявок-заказов.

6. определение типа склада, базы торгового учреждения.

7. применение ЭВМ, создание АСУ (автоматизир.система управления).

Методы классификации:

1. иерархический метод -последовательное деление заданного множества на подмножество так, что все подмножества составляют единую систему классификации распределяемого множества: класс-подкласс; группа-подгруппа; вид-подвид-разновидности.

Основные преимущества его логической последовательности и хорошей приспособленности для ручной обработки информации; но не позволяет агреагировать (объединять) объекты по необходимому для конкретных задач сочетанию признаков, что не подтверждает его гибкость.

2. фассетный - параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения. Это система фиксирования только различия м/у объектами.

 

Классификационные признаки товаров -св-во или характеристика объекта по которому проводится классификация хим.природа, структура, состав, свойства, назначение и применение, внешние признаки.

Признаки м.б. качественными и количественными.

Качественно выражается сырьевой и технологический признак. (д/предметов ухода за больными: резиновые, стеклянные, металлические).

Компонентный и структурный признаки - выражается качественно и количественно. (Р/ры д/инъекций -5%, 10%, 20%.)

Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделена по своему основополагающему признаку.

Различия м/у группировками заключаются в разных признаках.

Глубина классификации теоретически бесконечна обычно глубина классификации не превышает 10; именно такая глубина применяется во многих гос.классификаторах. При необходимости увеличения числа признаков применяется фассетный метод.

В зависимости от хар-ра выбранных признаков различают естественные и вспомогательные классификации.

Естественная классификация - по существенным признакам (составу, структуре, свойствам) характеризующим внутреннюю общность предметов в каждой группе.

Вспомогательная классификация -служит для придания множества объектов определенного порядка. В основе этой классификации лежат внешние признаки (распределение тары и упаковки по исходному сырью, размерам и т.д.).

 

 

Классификация мед. и фарм. товаров строится по иерархической системе от более общего признака, к менее общему. Для обозначения звеньев классификации используют следующие термины: класс, п/класс, вид, группа, разновидности, подгруппа, подвид.

Основные признаки классификации- единство тех.процессов, ее производство можно отнести: различие по внешнему виду и назначению товаров.

Направленное использование товаров (производственно-технические назначения, товары широкого потребления). Наиболее характерно здесь деление средств производства на средства труда и предметы труда.

Средства труда - материальные элементы, которые служат для воздействия на предметы труда, в целях получения материальных благ (машины, станки, приборы).

Предмет труда подразделяется на сырье: основные и вспомогательные материалы.

Сырье - природ. или синтет. материал, подвергшийся предварительной обработке.

Основные материалы - материалы, образующие физическую основу продукции.

Вспомогательные материалы -материалы, которые участвуют в процессе производства, не составляют физ.основу готовой продукции

Краткая характеристика отдельных ассортиментных групп.

Ассортимент - состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся м/у собой по типам, размерам, дозировке и др.признакам; 2 вида - промышленный и торговый.

Промышленный - совокупность товаров, выпускаемых промышленностью (одной отрасли), предприятиями; предприятиями (область, край).

Промышленный ассортимент предприятия - совокупность товаров, вырабатываемых одним предприятием.

Торговый ассортимент - поступающих на оптовые, розничные торговые предприятия.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров, предлагаемых покупателю.

Особенности фармацевтических товаров.

Аптечные учреждения должны стремиться иметь достаточные запасы и обязательный ассортимент лекарств:

1. по срокам использования - фарм.товары м.б. длительного использования (предметы санитарии, гигиены, мед.приборы), кратковременного пользования (лек. средства, лек.сырье, лечебная косметика)

2. по характеру спроса фарм.товары являются товарами массового спроса, есть также товары пассивного спроса. Они отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками или о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы.

3. товары особого спроса (эксклюзивного спроса) с уникальными свойствами, приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателя.

4. товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара, путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме, производителю, стране.

На фарм.рынке сегодня имеется приблизительно 9.000 препаратов. Однако в ассортименте их насчитывается макс. 1.000.

Характеристика и виды парафарм.товаров.

Это товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лек.средства и изделия мед.назначения предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, предмета ухода.

Первоначально понятие парафармацевтической продукции было дано в приказе № 117 от 14 июня 1994г. Приказ "Медпрома".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: