Книга Гибсона уникальна еще и тем, что она вобрала в себя практически все значимые события в жизни гения, поэтому мы здесь неизбежно описываем то же, что и Гибсон.
Изданные на русском языке произведения самого Дали, а это «Тайная жизнь», «Дневник одного гения», «50 магических секретов мастерства», «Тайные лики», очень много дают для понимания личности художника, а он говорил, что как личность он гораздо крупнее своего таланта.
Если говорить о знавших великого Дали современниках, то таковых, оставивших о нем мемуары или книги о нем и его творчестве, очень много. Назовем лишь некоторых, наиболее известных, и в первую очередь книгу его сестры Аны Марии «Сальвадор Дали глазами его сестры», не понравившуюся Дали. Но тем не менее эти воспоминания, поэтичные и наполненные медом ностальгии, прекрасно рисуют детство и юность Дали и ту атмосферу, в которой он рос и рождался как художник.
Книга Аманды Лир «Дали Аманды» также многое открывает читателю об образе жизни, привычках и взглядах Дали на жизнь и искусство.
Пытливый писатель и поэт Ален Боске (уроженец, кстати, Одессы) рассказывает в своей книге «Беседы с Сальвадором Дали» о глубоко интимных подробностях жизни художника.
Американка Каресс Кросби также живо описала многие эпизоды жизни Дали в Америке, хотя книга под названием «Страстные годы» не только о нем, страницы пестрят именами известнейших деятелей культуры того времени.
Рейнольд Морз написал о жизни и творчестве Дали несколько книг. Его можно считать апологетом гения. Даже критикуемые специалистами недостатки художника он считал достоинствами.
Самым крупным и добросовестным исследователем творчества Дали, помимо Гибсона, следует назвать Рафаэля Сантоса Торроэлью, дружившего с художником и написавшего о нем и его произведениях много книг и статей. Причем Торроэлья с чисто испанским темпераментом критиковал в периодике книги Дешарна, который, так же как и Морз, не был специалистом в области живописи.
|
Известный теоретик Герберт Рид также не оставил без внимания такую крупную фигуру, как Дали, рассматривал его творчество в связи с Босхом. Очень интересной получилась книга художественного критика Карлтона Лейка «В поисках Дали». Автор обнаруживает здесь и хороший литературный вкус, и чувство юмора, и писательскую проницательность. Он смог увидеть в экстравагантном эгоисте обаятельного и блестящего собеседника с очень тонкой и ранимой психикой и неизжитым чувством стыда. Что касается творчества великого мастера, то, как и многие исследователи, он считает глубоким и гениальным сюрреалистический период, а позднего Дали называет «Первосвященником Публичных Развлечений в изящных искусствах в их крайнем проявлении», в чем также есть доля истины.
Впрочем, библиография прилагается.
Основные даты жизни и творчества
1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.
1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.
1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.
«Портрет Лусии», «Кадакес».
1919 — Первые литературные опыты (очерки о старых мастерах).
«Моя лодка», «Лодка. Кадакес».
1920 — Знакомство с футуризмом. Знакомство с Карме Роже.
«Портрет отца», «Цыганенок».
1921 — Смерть матери. Увлечение марксизмом.
|
«Праздник в Кадакесе», «Паломничество».
1922 — Поступление в Королевскую Академию художеств. Участие в выставке молодых художников. Знакомство с Бунюэлем и Лоркой.
«Портрет юноши», «На берегу», «Грезы ночных прогулок».
1923 — Знакомство с творчеством Джордже де Кирико. Исключение на год из Академии. Возвращение домой и месячное заключение в тюрьме города Жероны.
«Моя сестра и модель Пикассо».
1924 — Первый приезд Лорки в Кадакес. Возвращение в Мадрид, в Академию художеств.
«Портрет Луиса Бунюэля».
1925 — Окончательное исключение из Академии. Первая персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне.
«Венера и моряк», «Девушка у окна».
1926 — Первая поездка в Париж и Брюссель. Знакомство с Пикассо. Первые публикации в журнале «Друг искусства».
«Девушка из Фигераса», «Натюрморт. Приглашение ко сну», «Корзинка с хлебом».
1927 — Три летних месяца с Лоркой в Кадакесе. Служба в армии. Вторая персональная выставка в галерее Далмау.
«Венера и моряк», «Девушка у окна», «Механизм и рука».
1928 — Вторая поездка в Париж. Знакомство с Андре Бретоном. Совместная с Бунюэлем работа над сценарием к фильму «Андалузский пес».
«Диалог на берегу», «Кусающий осел».
1929 — Знакомство с Элюаром и Галой. Премьера «Андалузского пса».
Первая персональная выставка в Париже. Разрыв с семьей. Работа с Бунюэлем над сценарием к фильму «Золотой век».
1930 — Отъезд в Париж. Покупка дома в Порт-Льигате. Скандальная премьера «Золотого века». Публикация «Невидимой женщины» и статей в журнале «Сюрреализм на службе революции».
«Вильгельм Телль», «Кровоточащие розы».
|
1931 — Участие в выставке «Новый сверхреализм» в Хартфорде, США.
«Постоянство памяти», «Шесть явлений Ленина на рояле».
1932 — Персональная выставка в Париже и первый показ трех картин в галерее Леви в Нью-Йорке.
«Призрак сексуального влечения», «Рождение текучих желаний», «Символ агностицизма».
1933 — Первая персональная выставка в Нью-Йорке. Участие в выставке сюрреалистов в Париже.
«Загадка Вильгельма Телля», «Архитектоническая „Вечерняя молитва“ Милле».
1934 — Бегство из Барселоны в Париж с риском для жизни. Первая персональная выставка в Лондоне. Знакомство с меценатом Эдвардом Джеймсом. Первая поездка в Америку. Товарищеский суд парижских сюрреалистов.
Иллюстрации к «Песням Мальдорора» Лотреамона, «Атавистические остатки дождя», «Сон кладет руку на плечо мужчины».
1935 — Лекции в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Онирический бал. Примирение с отцом. Последняя встреча с Лоркой. Поездка в Италию.
«Женщина с головой из роз», «Всадник смерти».
1936 — Персональная выставка в Париже. Лекция в Лондоне в водолазном скафандре с риском для жизни. Участие в выставках сюрреалистов в Париже и Нью-Йорке. Начало гражданской войны в Испании. Смерть Лорки.
«Горящая Жирафа», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство», «Великий параноик».
1937 — Знакомство в Уолтом Диснеем в Голливуде. Работа над поэмой и картиной «Метаморфозы Нарцисса». Турне по Венгрии, Австрии, Италии. Премия института Карнеги в Питсбурге за «Предчувствие гражданской войны» и «Метаморфозы Нарцисса».
«Сон», «Загадка Гитлера».
1938 — Встреча с Фрейдом. Поездка в Италию; творческое изучение мастеров Ренессанса.
«Вечная загадка», «Африканские впечатления», «Дождевое такси».
1939 — Оформление павильона «Сон Венеры» на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Скандал в связи с витриной магазина «Бонуит-Теллер». Открытие очередной выставки в галерее Леви. Декорации к балету «Вакханалия».
«Философ, освещенный светом луны и заходящего солнца», «Заколдованный пляж с тремя текучими грациями».
1940 — Эмиграция в Aмерику. Работа над мемуарной книгой «Тайная жизнь». Участие в Международной выставке сюрреализма в Мехико.
«Невольничий рынок с незримым бюстом Вольтера», «Лицо войны», «Два кусочка хлеба — воплощение любви».
1941 — Ретроспективная выставка совместно с Хоаном Миро в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Декорации к балету «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта.
«Мягкий автопортрет», «Одетый автомобиль», «Мед слаще крови».
1942 — Выход в свет «Тайной жизни». Декорации к балету «Ромео и Джульетта».
1943 — Работа над романом «Тайные лики». Выставка в галерее Кнодлера в Нью-Йорке.
«Геополитическое дитя видит рождение нового человека», «Меланхолия».
1944 — Выход в свет романа «Тайные лики». Декорации к «Кафе де Чинитас» и «Тристану».
«Апофеоз Гомера», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1945 — Работа в Голливуде с Хичкоком, персональная выставка в галерее Бигноу в Нью-Йорке.
«Атомная меланхолия», «Галарина», «Корзинка с хлебом».
1946 — Иллюстрации к «Дон Кихоту» и «Макбету». Работа с Уолтом Диснеем над фильмом «Судьба».
«Искушение святого Антония».
1947 — Иллюстрации к «Опытам» Монтеня. Выставки в Кливленде и Нью-Йорке. Участие в выставке сюрреалистов в Париже.
«Портрет Пикассо», «Дематериализация носа Нерона».
1948 — Выход в свет книги «50 магических секретов мастерства». Возвращение домой. Декорации к «Дону Хуану Тенорио», «Двенадцатой ночи». Выставка в галерее Бигноу в Нью-Йорке. Работа над «Атомной Ледой».
1949 — Оформление «Саломеи» в «Ковент-Гардене» в Лондоне. Аудиенция у Его Святейшества Пия ХII.
«Мадонна Порт-Льигата».
1950 — Выставки в Нью-Йорке и Брюсселе. Лекция в барселонском «Атенее» Работа над «Христом святого Иоанна на кресте». Смерть отца.
1951 — Лекция «Пикассо и я» в Мадриде. Работа над моделями одежды для Кристиана Диора. Выход в свет «Мистического манифеста». «Взорванная рафаэлевская голова».
1952 — Очередная выставка в Нью-Йорке. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
«Ядерный крест», «Королевское сердце», «Ангел Порт-Льигата», «Ультрамариново-корпускулярное вознесение».
1953 — Декорации к «Весне священной» в постановке Сергея Лифаря.
1954 — Большая ретроспективная выставка в Риме, Венеции и Милане.
Выставки в Америке.
«Распятие, или Гиперкубическое тело», «Юная девственница Вирджиния развращает себя рогами собственного целомудрия».
1955 — Лекция в Сорбонне «Феноменологические аспекты параноидно-критического метода». Знакомство с Питером Муром и Нани-той Калашниковой.
«Тайная вечеря», «Портрет Лоуренса Оливье в роли Ричарда III», «Параноидно-критическая версия „Кружевницы“ Вермеера».
1956 — Ретроспективная выставка в Бельгии. Аудиенция у генерала Франко. Знакомство с супругами Альбаретто.
«Натюрморт в движении», «Череп Сурбарана».
1957 — Выход в свет монографии Мишеля Тапи о Дали.
«Саньяго де Компостелла».
1958 — Выставка в Нью-Йорке. Награждение Золотой медалью Парижа.
Работа над «Открытием Америки Христофором Колумбом».
1959 — Аудиенция у Папы Римского Иоанна ХХIII. Иллюстрации к Апокалипсису.
1960 — Работа над «Вселенским собором».
1961 — Постановки в Венеции оперы Скарлатти «Испанка и римский кавалер» и балета «Гала». Объявлено о создании Музея Дали в Фигерасе. Участие в выставке «Мастера сюрреализма. От Эрнста до Матта».
1962 — Выставка «Дали-Фортуна» в Барселоне. Выход в свет книги Дешарна и Дали «Дали Галы».
«Битва при Тетуане», «Христос Валенсийский».
1963 — Представлен на выставках «Сюрреалисты из коллекции Эдварда Джеймса» в Англии и «Музей наших желаний» в Швеции.
«Галасидаласидеоксирибонуклеидная», «Портрет моего покойного брата».
1964 — Большая ретроспективная выставка в Японии.
1965 — Ретроспективная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Участие в выставках сюрреалистов в Базеле и Париже. Выход фильма «Кто есть Дали?» Публикация «Дневника одного гения». Знакомство с Амандой Лир.
«Апофеоз доллара», «Мистицизм железнодорожной станции Перпиньян».
1966 — Участие в выставке «Фантастическое искусство с ХVI века до наших дней» в Берлине. Работа над «Ловом тунца». Смерть Андре Бретона.
1967 — Участие в выставке «Сюрреализм» в Тель-Авиве.
«Лов тунца», «Безумная Минерва».
1968 — Персональная выставка в Бельгии. Иллюстрации к «Фаусту», «Алисе в Стране чудес», сочинениям маркиза де Сада, «Тристану и Изольде».
1969 — Выход книги «Эротические метаморфозы». Манифест «Моя культурная революция». Покупка имения в Пуболе.
1970 — Выставки в Роттердаме и Нью-Йорке. Начало работ по созданию Театра-музея в Фигерасе.
1971 — Выставка в Баден-Бадене. Стереоскопические опыты. Дизайнерские разработки для фирм «Ив Сен-Лоран», «Нина Риччи», «Кристиан Диор» и других.
1972 — Выставка голограмм в Нью-Йорке. Иллюстрации к «Декамерону».
1973 — Иллюстрации к книге Андре Мальро «Король, я жду тебя в Вавилоне». Новым управляющим делами Дали становится Энрике Сабатер вместо Питера Мура.
«Гала — королева Пуболя». Роспись в Театре-музее в Фигерасе.
1974 — Открытие Театра-музея в Фигерасе. Выставка во Франкфурте-на-Майне.
«Анжелика и дракон», «Трансформация Кранаха».
1975 — Выставка в Париже. Неприятности на политическом фронте.
Смерть Франко.
1976 — Участие в выставках в Нью-Йорке, Кельне, Глазго.
1977 — Выставка в Париже под названием «Вокзал Перпиньян». Дали и Гала становятся гражданами Монако.
1978 — Награждение Золотой медалью города Фигераса.
«Христос Гала».
1979 — Избрание во Французскую академию. Ретроспективная выставка в Центре Помпиду в Париже.
«Рассвет, полдень, закат и сумерки».
1980 — Ретроспективная выставка в Лондоне.
1981 — Посещение королем Ханом Карлосом и королевой Софией Театра-музея в Фигерасе. Уход Сабатера.
1982 — Дали получает от короля Испании титул графа. Открытие Музея Дали в Петербурге, штат Флорида, США. Смерть Галы. Дали вручают высшую награду Испании — Большой Крест Карлоса Третьего.
«Три восхитительные загадки Галы».
1983 — Ретроспективная выставка четырехсот произведений в Мадриде.
1984 — Выставки в Ферраре. Пожар в Пуболе.
1988 — Выставка из собрания Пьера Аржийе в Москве.
1989 — Смерть великого испанского художника Сальвадора Дали.
Краткая библиография
Бергсон Анри. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.
Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914.
Бона Доминик. Гала, муза художников и поэтов. Смоленск, 1996.
Выготский Л. Психология искусства. М., 1965.
Гибсон Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М., 1998.
Дали Ана Мария. Сальвадор Дали глазами сестры; там же: Дали, Сальвадор. Письма Федерико Гарсиа Лорке. Стихи. Святой Себастьян; Федерико Гарсиа Лорка. Ода Сальвадору Дали. Письма Сальвадору Дали и Ане Марии Дали. Из писем друзьям. М., 2003.
Дали Сальвадор. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996.
Дали Сальвадор. Дневник одного гения. М., 1991.
Дали Сальвадор. 50 магических секретов мастерства. М., 2002.
Дали Сальвадор. Тайные лики // Урал. 1992. № 10; 1993. № 2.
Диль Гастон. Макс Эрнст. М.,1995.
Завадская Е. Сальвадор Дали. Живопись, скульптура, графика. М., 1992; там же: Сальвадор Дали. Мои сильные стороны.
Йенсен В. Градива. Фантастические приключения в Помпее. Одесса, 1912; там же: З. Фрейд. Бред и сны Градивы.
Куликова И. Сюрреализм в искусстве. М., 1970.
Лесли Ричард. Сюрреализм. Мечта о революции. Минск, 1997.
Лорка Федерико Гарсиа. Избранные произведения. М., 1975.
Манифесты итальянского футуризма. М., 1914.
Ранк О., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. СПб, 1913.
Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность. М., 1992.
Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного. М., 1989.
Bosquet Alain. Entretiens avec Salvadore Dali. Paris, 1966.
Breton Andre. Manifestes du surrealisme. Paris, 1963.
Breton Andre. Surrealism and Painting. New York, 1969.
Dali S. Le Femme Visible («Видимая женщина»). Paris, 1930.
Dali S. L’Amour et la memoire («Любовь и память»). Paris, 1931.
Dali S. Manifeste mystique («Мистический манифест»).
Dali by Dali (Дали о Дали). New York, 1972.
Dali. The Unspeakable Confessions of Salwador Dali, to Andre Parnaud. New York, 76 («Неисповедимая исповедь»).
Descharnes Robert. Salvadore Dali. The Work, the man. New York, 1984.
Crosbi Caresse. The Passionate Years. London, 1955.
Lake Carlton. In Quest of Dali. New York, 1990.
Leеr Amande. Le Dali d’ Amanda. Paris, 1984.
Nadean M. Histoire du surrealisme. Paris, 1964.
Pauwels Louis and Salvador Dali: Les Passions selon Dali. Paris, 1968.