Цели изучения темы:
· понятие «правовой семьи» и «правовой системы»;
· рассмотрение множества подходов к классификации правовых систем современности (Р.Давид, К.Цвайгерт и Х.Кетц, К.Осакве, Ю.А.Тихомиров);
· рассмотрение романо-германской правовой системы;
· рассмотрение системы общего права;
· рассмотрение религиозно-традиционных правовых систем;
· рассмотрение социалистического права.
Задачи изучения темы:
· провести сопоставительный анализ понятия «правовая семья» и «правовая система»;
· выявление особенностей романо-германской правовой системы;
· выявление особенностей системы общего права;
· выявление особенностей религиозно-традиционных правовых систем;
· выявление особенностей социалистического права.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление o:
· понятиях «правовая семья» и «правовая система современности»;
· разновидностях правовых систем современности.
будете знать:
· различные подходы к понятию правовая система современности;
· сущность каждой из существующих правовых систем современности.
Теоретический материал по теме
Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень правового развития той или иной страны.
Основными составляющими правовой системы являются особенности источников права, а также органов государственной власти, занимающиеся правотворческой и правоприменительной деятельностью. Наряду с ними ярко проявляют себя явления духовного мировоззренческого характера, юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика, право в целом и выражающее его законодательство, юридическая техника и др.
Существует несколько видов классификаций правовой системы (различия проводятся в основном путем дробления той или иной правовой системы). Наиболее распространена классификация национальной правовой системы — конкретно-исторической совокупности права (законодательства), юридической практики и господствующей идеологии отдельно взятой страны, предложенная Р. Давидом. Он ввел также понятие правовой семьи как совокупности национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенной на основе общности исторического пути его формирования, доминирующих источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.
Выделяется система трех правовых семей, характеризующихся внутренним относительным единством правовых систем, имеющих сходные юридические признаки:
· семья романо-германского права (континентальное право);
· семья англосаксонского права (система общего права);
· религиозные и традиционные правовые системы.
Романо-германская правовая система или система континентального права, к которой относятся такие страны как Франция, Германия, Италия, Испания имеет длительную историю, корнями уходящую в историю римского права.
Романо-германская правовая система — это одна из основных правовых систем (семей) современности, основанная на римском праве, поэтому важнейшим источником права считает нормативно-правовой акт, признается абстрактность норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права и т.п.
Таким образом, романо-германская правовая система как система появилась в XIII веке и является рецепцией римского права.
В истории романо-германcкой правовой системы можно выделить три этапа:
· период до XIII века — право выступает продуктом исключительно культуры и было независимо от политики;
· период с XIII до XVIII века — возрождение традиций римского права в университетах (рецепция римского права силами его исследователей — глоссаторов). На этой стадии данная правовая система подчиняется общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического принуждения к экономике. Здесь на первое место выдвигаются нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости;
· с XIX века и продолжается в наши дни.
В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебном прецеденте.
Англосаксонское общее право — это самобытная семья правовых систем, которая базируется не на абстрактно формулируемых правовых нормах, а в основном на обычном праве и судебной практике (прецедентное право).
Таким образом, англосаксонская правовая семья состоит из следующих элементов:
· общее право — это правовая система, сложившаяся в Англии в XIII—XIV вв. на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов. В настоящее время система общего права действует и Англии, США, Канаде. Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах, бывших ранее английскими колониями и воспринявших английскую правовую систему:
· прецедентное право — это правовая система, в которой основным источником права придается судебный прецедент, т.е. решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательное для всех судов равной и низшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел;
· право справедливости — это часть английского права, сложившаяся и XIV—XVI вв. благодаря практике суда лорда-канцлера, дополняющая и корректирующая прецедентное право и основанная на неформальной защите нарушенных прав (упразднено в 1884 г.);
· статутное право — в странах англо-американской правовой системы это нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах — статутах, издаваемых высшими законодательными органами и функционирующими наряду с общим правом. Это писаное право парламентского происхождения.
Существует множество государств, которые используют в повседневности жизни нормы, ни к романо-германской, ни к англосаксонской системам не относящиеся:
· семья религиозного права — признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права);
· семья традиционного права — отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться моральными нормами (обычное право стран Африки, Мадагаскара и Дальнего Востока).
Религиозно-традиционные правовые системы — это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью и т.п.
Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII-X веках и основано на мусульманской религии — исламе. Мусульманское право сложилось трудами многочисленных толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.
Предписания верующим — шариат (в переводе на русский «путь следования») состоит из двух частей: принципов веры (акида) и собственно правовых требований (фикха). Фикх или мусульманское право указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.
Мусульманское право основано на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Невыполнение обязанностей — грех. И государство, исполняя роль служителя мусульманской религии, обязано следить за соблюдением требований Аллаха. В мусульманском праве отсутствует деление на публичное и частное право. Основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право. Наказания установлены только за тяжкие преступления (убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение, вооруженное ограбление, бунт, употребление спиртных напитков). При этом — весьма жесткие наказания. Судья (кади) может назначать и другие наказания. Ранее иерархии судов не существовало. Кади решал дела единолично. К судьям в плане их религиозно-правовой подготовки предъявляются весьма высокие требования.
Индусское право является ярким примером традиционного права. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обусловленное варново-кастовой структурой (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, парии). Наиболее распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).
Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.
Веды — это сборники религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за два тысячелетия до нашей эры, которые содержат тексты, которые истолковываются местами как правила поведения.
Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.
Социалистическая правовая семья (социалистическое право).
Социалистическое право — это самостоятельная правовая тема советской России (СССР), которая возникла после Октябрьской революции 1917 г. и была воспринята после Второй мировой войны другими социалистическими странами. Это право отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической идеологии, отрицанием различий между публичным и частным правом, а концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества.
Методические указания
Базовый учебник:
Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.
Основная литература:
1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.
2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.
3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.
5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.
Перечень дополнительной литературы:
6. Барциц И. Правовая система России: вызовы времени и тенденции развития // Право и жизнь. 2000. № 26. С. 10.
7. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М. 1997. – 333 с.
8. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М. 1996. - 399 с.
9. Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1988. - 496 с.
10. Дженкс Э. Английское право. М. 1947. С. 27-51.
11. Инако Ц. Современное право Японии. М. 1981.
12. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 2004. С. 176-324.
13. Колосова Н.М. Интегративная функция правовой системы: Автореф. канд. дис. М. 1990.
14. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.
15. Муромцев Г.И. Основные правовые системы прошлого и современности // Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 281-306.
16. К.Осакве. Сравнительное правоведение. М., 2006 – 279 с.
17. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.
18. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М. 1993. - 256 с.
19. Сагадар М.И. Основы мусульманского права. М. 1968.
20. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент. 1988.
21. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994. – 496 с.
22. Фридмэн Л. Введение в американское право. М. 1992. – 286 с.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение правовой системы
2. Проанализируйте подходы к классификации правовых систем Р.Давида, К. Цвайгерта и Х. Кетца, К. Осакве, Ю.А. Тихомирова.
3. В чем выражается особенность романо-германской правовой системы?
4. В чем выражается особенность правовой семьи общего права?
5. Каковы отличительные черты религиозно-традиционных правовых систем?
6. Какова специфика социалистической правовой семьи (социалистического права)?
Раздел IV. Личность. Право. Государство