6. Вызовиle в своем воображении любимою человека, на которого вы, возможно, затаила обиду.
Поразмышляйте над тем, в чем именно заключается обида, которую этот человек причинил вам. Поразмышляйте также над тем, сколько раз вы обижали других людей подобным образом.
7. Мягко дайте возможность облакам, окутывающим вашу душу, продолжать рассеиваться по мере тго, как вы искренне и чистосердечно распространяете свое прощение ни этого человека, используя, например, такие слова:
• прощаю гебя за те поступки, которыми ты, сознательно или непреднамеренно, причинил мне боль. Я знаю, что я также наносил обиды другим людям, причиняя им страдания. От Bcei о сердца прощаю тебя. Будь счастлив и весел. Я снова принимаю тебя в свое сердце Почувствуйт е, как ваша душа вновь открывает ся для этого человека.
8. Вызовите в своем воображении человека, в чьем прощении вы нуждаетесь.
Возможно, вы оскорбили его или плохо обращались с ним.
9. Мягко попросите у него прощения, обратившись к нему, например, с такими словами:
‘'Прости меня пожалуйста, за тот мой поступок или слова, которыми я, сознательно или непреднамеренно, причинил тебе боль. Прошу у тебя прощения. Пожалуйста, пусти меня снова в свое сердце ’.
10. Представьте, как душа этого человека открывается для вас и потоки любви вновь свободно циркулируют между вами.
11. Вызовите в своем воображении человека, в отношении которого вы испытываете чувство большой обиды, — человека, которого вы, возможно, уже выбросили из своего сердца из-за тяжелой обиды, которую он когда-то нанес вам.
12. Мягко дайте возможность облакам, окутывающим вашу душу, рассеиваться по мере того, как вы искренне и чистосердечно распространяете свое прощение на этого человека (см. пункт 7).
|
13. Вспомните всех тех, кого вы выбросили из своего сердца из-за неприятностей, которые они причинили вам.
Почувствуйте все наслоения обид и боли, которые на протяжении многих лет образовались на вашем сердце.
14. Поразмышляйте над своими поступками, которые могли привести к образованию этих наслоений.
15. Вообразите, что все эти люди сидят перед вами и вы, от чистого сердца, прощаете всех их и просите их прощения, обращаясь к ним примерно с такими словами:
“Я прощаю вас за все ваши поступки, которыми вы, сознательно или непреднамеренно, могли причинить мне боль. Я прощаю вас. Пожалуйста, простите и вы меня. Мне хотелось бы. ч тобы отныне все мы снова открыли свои сердца друг для друга и жили в мире и согласии друг с другом". Как и в предыдущих случаях, вы должны почувствовать, как ваша душа полностью открывается для всех этих людей; дайте возможность любви свободно циркулировать между вами.
16. Уделите несколько минут глубокому дыханию и концентрации внимания на состоянии своей души; затем поднимитесь и приступайте к своим повседневным делам.
Описанный выше сеанс медитации, посвященный прощению, не обязательно выполнять целиком; вы можете, в зависимости от конкретной ситуации, ограничиться распространением прощения лишь на определенный крут людей. Однако каждый раз, когда вы практикуете прощение, не забудьте посвятить часть медитации самому себе.
Чувство благодарности: источник радости
Что вы замечаете, когда смотрите на других людей? Фиксируете ли вы у себя в памяти всевозможные способы, с помощью которых эти люди воздерживаются от общения с вами, игнорируют или преднамеренно оскорбляют вас? Замечаете ли вы, как жизнь, не оправдывая ваших ожиданий, все больше разочаровывает вас? Замечаете ли вы. что не реализуете свой потенциал? Обращаете ли вы внимание на все множество способов — зачастую почти незаметных, — какими жизнь поддерживает вас? Обращаете ли вы внимание на то, что многие люди любят вас и помогают вам?
|
В зависимости от того, оптимист вы или пессимист, ваш стакан может казаться вам наполовину полным или наполовину пустым. Только от вас зависит, какая из этих двух точек зрения окажется вам ближе. Описанные ниже варианты медитации помогут вам считать ваш стакан наполовину полным!
Помнить только о хорошем
Ниже описано упражнение, которое призвано вызвать чувство признательности даже у людей, привыкших видеть окружающий их мир исключительно в мрачных тонах.
1. Сядьте поудобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
2. В течение нескольких минут вспомните обо всем хорошем, что случилось с вами за прошедшие 24 часа.
Можете вспомнить момент, когда кто-то проявил к вам любовь или доброту— кто-то из ваших друзей, членов вашей семьи или просто случайный прохожий. Возможно, вам на память придет какое-то удовольствие, полученное, например, от вкусной еды, от вида солнечного луча, пробивающегося сквозь листву, или от улыбки ребенка.
3. Поразмышляйте какое-то время над добрыми делами, которые вы совершили за прошедшие 24 часа.
4. Насладитесь чувством признательности и благодарности за эти восхитительные мгновения своей жизни.
|
5. Поразмышляйте над добрыми делами, которые вы совершили за прошедшую неделю, а также обо всем хорошем, что случилось за тго время с вами.
Вспоминая обо всем хорошем, что случилось с вами, продолжайте дышать ровно и глубоко. Если у вас возникнут какие-то неприятные воспоминания, постарайтесь выбросить их из головы.
6. Если у вас есть достаточно времени, постепенно распространите свою медитацию на прошлый месяц, прошлый год, два года, пять лет...
Старайтесь вспомнить как можно больше хороших, приятных, радостных мгновений, как можно больше добрых дел, которые вам удалось совершить, а также как можно больше случаев, когда вы получали поддержку и помощь от других.
7. Позвольте признательности и благодарности расцвести в вашем сердце.
Если у вас много времени, распространите медитацию на всю свою жизнь. Конечно же, вам вряд ли удастся вспомнить обо всем хорошем, что происходило в вашей жизни, но постарайтесь вспомнить хотя бы самое главное, в том числе и то, как вас воспитывали и как ваши родители помогали вам стать тем, кем вы стали. Если воспоминания о собственных родителях вам по той или иной причине неприятны, выполните медитацию прошения, описанную в предыдущем разделе.
Семьдесят две работы
Когда я был монахом в буддийском монастыре, мы обычно воздавали хвалу еде за ‘'72 работы” (т.е. огромное число работ), выполнение которых обеспечивает нам пропитание. Поразмышляв над всеми усилиями, которые обеспечивают вам возможность вести тот образ жизни, который вы ведете, вы можете пресечь даже малейшую склонность к появлению у вас таких чувств, как сожаление, обида или неблагодарность.
Вот короткое упражнение, которое поможет вам понять, насколько вы зависите от энергии и работы друг их людей.
1. Сядьте поудобнее и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
2. Вспомните какое-нибудь современное устройство или приспособление, без которого, как вам кажется, вы не могли бы обойтись.
Это может быть автомобиль, компьютер или мобильный телефон.
3. Поразмышляйте какое-то время нал тем, насколько важна эта вещь для вас лично и на что была бы похожа ваша жизнь без нее.
Разумеется, вы можете купить другой автомобиль, компьютер или телефон, но в дан- нып момент вы зависите от тгои конкретной вещи — дру! ои у вас нет.
4. Подумайте обо всех тех, кю вложил свой груд в создание мои вещи, начиная с сырья и исходных материалов и заканчивая готовым продуктом.
Если ко, например, автомобиль, вспомните горнорабочих в разных странах, которые своим нелегким (и. может быть, даже опасным) трудом добывали железную руду, и тех. кто выплавлял из угон руды сталь (а также о тех. кто производит другие металлы используемые в автомобилестроении). Можно вспомнить также о нефтяниках и работниках химических предприят ий, на которых изготавливается пластмасса. Не забудьте и об инженерах-конструкторах, которые проектировали ваш автомобиль и о р 1бочих автомобильных конвейеров, которые собирали его, и т.д.
5. В течение нескольких минут благодарите всех этих людей.
Разумеется, груд каждого из них был оплачен, но не следует забывать, что они вложили в изготовление этой вещи свою бесценную жизненную энергию. Если бы не их любовь к своему делу если бы не их пот и самоотверженный груд, вы не смогли бы сидеть vd рулем >того автомобиля. Наверное, у вас в душе уже возникло чувство благодарности к этим людям за все то, что они сделали для вас.
В процессе этих размышлений уделите несколько минут тем “бесчисленным работам”, которые привели к появлению вашего автомобиля (или компьютера, или мобильного телефона). О каком бы достижении современной цивилизации вы ни думали, ваша задача заключается в том чтобы ра (мышления о вашей зависимости от энергии, старательности и добрых намерений множества других людей были наполнены чувствами глубокой признательности и благодарности. Если вы не пожалеете времени на подобные размышления, то. возможно, придете к выводу, что даже на самые простые веши вы смотрите теперь совершенно другими глазами.
Научитесь расслаблять живот
Стивен Левин, американский учитель медитации, написавший немало работ, посвященных проблемам исцеления и смерти, утверждает, что состояние живота отражает состояние сердца. Сознательно расслабляя раз за разом свой живот, вы можете открыть свое сердце для тончайших чувств и передавать эти чувства другим людям. (Описание приведенной ниже медитации взято из книги Стивена Левина Guided Meditations, Exploration- and Healing- (“Управляемая медитация, исследования и исцеления”.)
1. Сядьте поудобнее и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
2. Дайте возможность своему осознанию постепенно охватить все ваше тело.
Переключите внимание на ощущения в вашей голове и дайте возможность своему осознанию постепенно опускаться через шею и плечи, пока оно не достигнет туловища и рук.
3. Когда ваше осознание достигнет живота, мягко расслабьте живот.
Постарайтесь избавиться от ощущений напряженности или скованности.
4. Дышите так, чтобы воздух поступал в живот и выходил из него.
При каждом вдохе живот должен подниматься, при каждом выдохе — опускаться.
5. С каждым циклом дыхания старайтесь все сильнее расслаблять живот.
Расставайтесь с гневом, страхом, болью или печалью, которые гнездятся у вас в животе. Чтобы они ушли быстрее, повторяйте про себя какое-либо слово или фразу, например “расслабься” или “уходи”.
6. Продолжая расслаблять живот, обратите внимание на то, как реагирует на это ваше сердце.
7. Позанимавшись не менее пяти минут медитацией, расслабляющей живот, откройте глаза и приступайте к своим повседневным делам.
Как можно чаще контролируйте состояние своего живота. Если вы заметите, что он опять напрягается, выполните упражнение на глубокое дыхание и расслабление живота.
Часть III
Устранение проблем и “тонкая настройка”
В этой части...
Медитация напоминает вождение автомобиля: одно дело — прокатиться по тихим улочкам возле дома, и совсем другое — от правиться в поездку по оживленным автомагистралям, особенно в час пик.
В этой части я научу вас медитировать в сложных условиях, когда бурные эмоции или навязчивые мысли мешаюг погрузиться в процесс медитации, всевозможные отвлекающие факторы норовя! сбить вас с намеченного пути или вас все время клонит в сон. К тому же у вас появляется возможность собрать воедино все приобретенные знания и навыки и выработать собственную систему.
Глава 11
Когда сильные эмоции и навязчивые стереотипы мешают медитировать
В этой главе
Относитесь к своим ощущениям с добротой, вниманием и любознательностью - Как преодолеть сирах, гнев и досаду
- Как ослабить влияние навязчивых стереотипов и историй, засевших в вашем под сознании
' Перенаправление энергии и воспроизведение эмоций в процессе медитации
- Нужна ли помощь специалиста, если вы не можете избавиться от навязчивого чув ства. образа или мысли
й * едигация успокаивает человека, делает его более разносторонним, помогает рас- ЖМ слабиться. Ежедневно отслеживая свое дыхание, повторяя какую-либо мантру или практикуя иной базовый метод, вы естественным образом успокаиваете свое сознание, а мысли и чувства выходят наружу и исчезают, подобно пузырькам в открытой бутылке шампанского. Этот процесс действует на человека расслабляюще, поэтому практикующие трансцендентальную медитацию называю! это снятием стресса.
Однако даже если вы регулярно и уже довольно долго занимаетесь медитацией, может оказаться, что некоторые эмоции или состояния сознания периодически возвращаются к вам. отвлекая или беспокоя. Вместо того чтобы полностью исчезнуть, печальные мысли или болезненные воспоминания могут постоянно воспроизводиться (“проигрываться”) в вашем сознании, подобно заезженной грампластинке. Еще один вариант: вы медитируете с благожелательным и дооросердечным отношением к окружающим (см. главу 10), но вас неотвязно преследует мысль о какой-то давней обиде или душит гнев при воспоминании о человеке, оскорбившем вас. Вместо того чтобы наблюдать легкии туман, поднимающийся над озером, вы погружаетесь в мутные и неспокойные воды своего внутреннего опыта. Подробное исследование этих вод приведено в главе 5.)
Столкнувшись с подобным явлением, вы можете решить, что делаете что-то не так. Ничего не бойтесь! На самом деле ваша медитация углубляется, и вы готовы расширить круг используемых методов медитации, чтобы лучше ориентироваться на этой новой для вас терри тории.
На данном этапе целесообразно расширить свою практику максимальной включенности в текущую ситуацию (см. главу 6. включив в нее, помимо дыхания и телесных ощущений, свои мысли и эмоции. Мягко сфокусируйте свет своего осознания на этом аспекте, и вы поймете, что же в действительности происходит внутри вас. При этом вы сможете лучше познать самого себя — и даже подружиться с самим собой. Если вы будете продолжать двигаться в этом направлении, то со временем сможете даже выявить некоторые *из давно сложившихся у вас стереотипов мышления чувствования и поведения— стереотипов, которые удерживая вас мертвой хваткой, приносят вам страдания и стресс. (Подробнее о том, как сознание может приносить вам страдания и стресс, см. в главе 5.)
Как подружиться со своими ощущениями
Если вы не отличаетесь от других людей то наверняка чересчур критически относитесь к себе. По сути, ваше отношение к себе, наверное, таково, что вряд ли вы стали бы терпеть подобное отношение к себе со стороны друзей или близких. Допуская ошибку, вы, наверное, обзываете себя последними словами и обрушиваете на себя самую беспощадную критику, припоминая себе все промахи, которые совершили за всю свою а изнь. Когда у вас возникают нежные чувства по отношению к кому-либо или чему-либо, вы наверняка стремитесь побыстрее избавиться от них. считая подобные чувства проявлением слабости или малодушия и не позволяя себе сполна насладиться ими.
Однажды я долго не мог найти ключи от машины и по-насгоящсму испугался, услышав внутри себя раздраженный, полный нетерпения голос который, не скупясь на эпитеты, проклинал мою глупость и забывчивость! Не напоминает ли гго ситуации, которые неоднократно случались и с вами? У большинства из нас сложились представления о том, как мы должны действовать, мыслить и чувствовать, и мы постоянно стремимся привести свои чувства г поведение в соответствие с этими представлениями, проклиная себя каждый раз. когда то не удастся нам.
Занимаясь медитацией, вы получаете возможность сменить эту тенденцию на противоположную и принимать свой опыт таким, каков он есть, не пытаясь осуждать или изменять его. (Подробнее об отказе от суждений и принятии своего опыта таким, каков он есть, см. в главе 9.) Чт обы заменить стрессы, конфликты и беспокойство поселившиеся внутри вас. на спокойствие и гармонию, вы должны подружиться с собой. Это означает, что вы должны относиться к себе с той же самой добротой, заботой и вниманием, с какой относитесь к лучшему другу. Для начала обратите мяг кое, ненавязчивое и неосуждающее внимание на свои мысли и чувства.
Осознание своих мыслей и чувств
Если вы уже научились отслеживать свое дыхание и расширять сферу осознания, включая в него свои ошутцения (см. главу 6), попытайтесь расширить сферу осознания еще оольше. включив в нее мысли, чувства, образы и воспоминания. Как и в случае с ощущениями, начните с отслеживания своего дыхания, а затем дайте себе возможность исследовать какую-либо мысль или чувство, когда они становятся настолько сильными, что притя! ивают к себе все ваше внимание. Когда эта мысль и ш чувство перестанет занимать доминирующее положение в сфере вашего осознания, мягко вернитесь к отслеживанию своего дыхания.
Разумеется, если вы уже какое-то время занимаетесь медитацией, го, наверное, заметили, что вас раз за разом отвлекает бурный поток мыслей и чувств, стремительно проносящийся через ваше сознание. В какой-то момент вы подсчитываете или отслеживаете свои вдохи и выдохи или повторяете свою мантру, а уже в следующий момент' вы воспроизводите в своем сознании разговор, который состоялся у вас вчера, или разговор, который вы собираетесь провести завтра. Все происходит так, будто вы сели в лодку и внезапно оказались на несколько километров ниже по течению. Если такое случается, вы должны уяснить, что отвлеклись от своего основного занятия, и тотчас же вернуться в то место, с которого начали отклоняться в сторону.
Теперь, однако, вместо того чтобы рассматривать это измерение своего опыта как некий отвлекающий фактор, вам следует включить его в свою медитацию, используя принцип максимальной включенности в текущую ситуацию. Оонаружив, что ваше внимание переключилось на какую-либо постороннюю мысль или чувство, постарайтесь полностью осознать эту мысль или чувство и поддерживайте у себя это осознание до тех пор, пока эта мысль или чувство не утратит свою силу; 3aieiu мягко вернитесь к основному объекту своего внимания.
Присвойте название своему опыту
Когда вы распространите медитацию на свои мысли и чувства, может оказаться целесообразным практиковать присвоение названий, или маркирование своего опыта. Можно начать, например, с отслеживания дыхания. Отслеживая свое дыхание, начните беззвучно произносить названия каждого своего вдоха и выдоха. Когда вы по-настоящему успокоитесь и сосредоточитесь на этом занятии, вы можете даже включить в этот процесс именования такие тонкости, как 'длинный вдох”, короткий вдох’ ‘глубокий вдох ’, “поверхностный вдох” и т.п.
Продолжайте присваивать простые и легкие названия, которые должны звучать где-то на заднем плане вашего сознания как слова, произносимые тихим и спокойным голосом. Как советует буддистский учитель медитации Джек Корнфилд в своей книге A Path with Heart (“Путь сердца”), нужно отдавать с девяносто пять процентов своей энергии восприятию каждого ощущения, а пять процентов — мягком) именованию этих ощущений на заднем плане сознания”.
Овладев искусством наименования своего дыхания, распространите эту практику на лю- оые сильные ощущения, мысли или чувства, отвлекающие вас от слежения за дыханием. Например, отслеживая и именуя свое дыхание, вы можете обнаружить, что ваше внимание отвлекает какая-то сильная эмоция. Именуйте это ощущение мягко и настойчиво до тех пор, пока оно не покидает ваше сознание. — “досада, досада, досада” или “злость, злость, злость ’, — а затем мягко верните свое внимание к дыханию. Этот же подход можно использовать по отношению к мыслям, образам и состояниям сознания (например, ’’планирование, планирование, планирование. тревога, тревога, тревога ’ или ’’вижу, вижу, вижу).
Используйте самые простые слова из тех, которые приходят вам на ум, и сосредоточивайтесь на чем-то одном. Такой подход поможет вам дистанцироваться от своего постоянно меняющегося внутреннего опыта и не позволит затеряться в стремительном потоке мыслей, чувств и эмоций, проносящихся через ваше сознание.
Присваивая названия мыслям и эмоциям, возникающим в вашем сознании, вы как бы подтверждаете их существование. Как я указывал выше, мы зачастую пытаемся подавить или отвергнуть ощущения, которые нам кажутся нежелательными или неприемлемыми (например, гнев, страх, осуждение или обида). Но, как указывал Фрейд больше ста лет тому назад, чем большие усилий мы прилагаем к тому, чтобы спрятаться от собственных ощущений, тем больше эти ощущения будут управлять нашим поведением.
Присвоение названий позволяет нам направлять проникающий свет осознания в самые отдаленные уголки души и разума и вытаскивать из этих укромных мест на свет Божий наши мысли и чувства. То. что предстанет перед вашим мысленным взором, может поначалу не очень-то понравиться вам — но затем вы сможете также присвоить названия своим самооценкам и своей самокритике. В конечном счете вы можете обнаружить, что уже перестали удивляться тому, что узнаете о самом себе, — и чем больше вы будете привыкать к своим собственным, совершенно очевидным недостаткам и порокам (и даже подружитесь с ними), тем скорее вы сможете открыть свою душу навстречу несовершенствам других людей.
Вбирайте в себя все, что встречается на вашем пути
Привыкнув к включению в свою медитацию ощущений, мыслей и чувств, вы сможете широко открыть врата своего осознания, впуская в них все, что встречается на вашем пути, — без каких-либо оценок или сопротивления. Представляйте свое сознание в виде бескрайнего неба, по которому, подобно облакам, проплывают, бесследно растворяясь вдали, внутренние и внешние ощущения.
Поначалу может оказаться, что ваше внимание постоянно отвлекается на посторонние предмет ы, paj за разом перескакивая с одного объекта на другой. Однако не следует пытаться контролировать свое внимание. Предоставьте ему возможность прыгать, подобно обезьяне, с мысли на ощущение, с ощущения на чувство, с чувства на следующую мысль и т.д.
Со временем в процессе медитации у вас будут возникат ь периоды, когда ваше сознание будет похоже на бескрайнее небо и когда никакие мысли, чувства или сторонние отвлекающие факторы не будут тревожить его. Какие бы ощущения ни возникали у вас просто старайтесь держать свое осознание максимально открытым, впуская в hcio все. что встречается на вашем пути. (Подробнее о разных уровнях ощущений, к0!0рые могу] встретиться на вашем пути, см. в главе 5.)
В этом месте я должен сделать важное предостережение. Эта практика, xoim и кажется простой, на самом деле достаточно сложна и требует хорошей способности к концентрации, которую необходимо поддерживать в течение продолжительного времени. Научиться этому нелегко, примерно как научиться кататься на велосипеде. Прежде всего, вы должны научиться удерживать равновесие, а затем — научиться восстанавливать равновесие каждый раз, когда оно будет нарушено.
Как медитировать, когда на ваше сознание воздействуют негативные эмоции
Выступая на протяжении многих лет в роли психотерапевта, медитатора и учителя медитации, я понял, как люди воспринимают загадочный и подчас пугающий мир человеческих эмоций. В частности, многие полагают, что их души представляют сооою что-то наподобие ящика Пандоры переполненного безобразными, отвратительными эмоциями, такими как гнев, ревность, ненависть и ужас. Люди опасаются, что, если они откроют свою душу, эти поистине дьявольские энергии захлестнут их самих и их близких. Кроме того, они полагают, что, поскольку эти негативные чувства не поддаются анализу, их лучше вообще избегать, даже если, храня их в себе, вы причиняете себе постоянную боль и страдания.
К сожалению, вы дорого платите, сопротивляясь этим чувствам, подавляя их или делая вид, будто вы их не испытываете. Не признаваемые вами негативные чувства препятствуют потоку более положительных чувств, таких как любовь и радость. В результате у вас может возникнуть чувство одиночества из-за отсутствия тесного эмоционального контакта с другими людьми и вы можете оказаться неспособны дарить и получать люоовь, когда у вас появится возможность для этого. Кроме того, негативные чувства, накапливаясь внутри, служат причиной постоянного стресса, подавляют иммунную систему и способствуют возникновению недугов, порождаемых стрессом (например, язвы, рака и сердечных заооле- ваний). Кроме того, негативные чувства задерживают ценную жизненную энергию, которую вы могли бы использовать в оолее конструктивных целях. Между прочим, постоянно подавляемые эмоции имеют свойство выплескиваться наружу в самые неподходящие моменты. ко1да вы меньше всего ожидаете этого, заставляя вас произносить такие слова и совершать такие поступки, о которых впоследствии приходится горько сожалеть.
Некоторые люди впадают в другую крайность, полностью отдавая себя во власть эмоций, и в результате оказываются не в состоянии принимать даже простые решения или прислуши
ваться к разумным доводам. Но на самом деле эти люди не столько переживают свои эмоции, сколько потворствуют им. становясь их заложниками.
Медитация предлагает вам альтернативный способ решения проблемы эмоций. Вместо того чтобы подавлять их, потворствовать им или допускать их необузданные проявления, попробуйте переживать свои эмоции такими, каковы они есть, — как взаимодействие определенных мыслей, образов и ощущений. Овладев искусством отслеживания дыхания и распространения своего осознания на поток мыслей и чувств — правда, для этого вам могут понадобиться месяцы и даже годы регулярных занятий медитацией, — вы можете сосредоточить свое внимание на тех эмоциях, которые кажутся вам “трудными” или “проблемными”, и выработать у себя углубленно< понимание их природы.
Ваши эмоции вовсе необязательно должны быть бездонными и беспредельными. Напротив, самые мощные эмоции накатываются на вас волнами и ненадолго. Если вы беспрепятственно пускаете их в себя, то они так же беспрепятственно и бесследно покидает вас. С дин из моих учителей говорил по этому поводу: "Упорствует то, чему вы сопротивляетесь ’. (См. врезку “Лицом к лицу со своими демонами ниже в этой главе,'
Вот несколько рекомендаций но изучению некоторых из наиболее типичных и распространенных эмоции. Несмотря на то что чувства могут принимать разные формы и масштабы, я пришел к выводу, что все они, в большей или меньшей степени, являются вариациями или сочетаниями нескольких базовых чувств, а именно гнева, страха, печали, радости, возбуждения и желания. (По моему мнению, любовь — глубокое чувство, а не эмоция; любовь — фундаментальное выражение самого бытия.) Точно так же как богатую палитру красок, которыми пользуется художник, можно представить в виде сине! о. красного и желтого цветов, ’трудные” или “проблемные5 эмоции, подобные ревности, вине, тоске и подавленности, представляют собой те или иные сочетания (или реакции) четырех базовых чувств: гнева, страха, печали и желания 'Если какое-либо из чувств кажется вам “проблемным”, работайте над ним так. как вы работали бы над любым из этих четырех чувств. Подробнее о желании см. в главе 12.)
Медитация с гневом
После нескольких лет регулярных занятий медитацией (мне было чуть больше двадцати лет) я гордился тем, что выработал у себя устойчивое состояние спокойствия и уравновешенности, полностью избавившись от такой негативной эмоции, как гнев. Однажды моя хорошая подружка призналась мне, что у нее роман с другим мужчиной! Услышав эти слова, я без малейших колебаний схватил со стола чашку и запустил ее в стену. Я помню, что меня здорово испугал этот внезапный всплеск эмоции. Еще мгновение назад я был абсолютно спокоен — и буквально несколько слов моей подружки погрузили меня в пучину ярости. Возможно, эта вспышка гнева соответствовала обстоятельствам, однако форма ее выражения была далека от идеальной. Испытывая неприятные чувства стыда и унижения, вызванные этой неожиданной вспышкой, я решил разобраться в данной ситуации во время очередного сеанса медитации (который состоялся наутро после ночи, которую я провел, конечно же, со своей легкомысленной подружкой).
У большинства женщин существует внутренний запрет на гнев, поскольку им никогда не позволяли выражать это чувство — даже в детстве. Поэтому им приходится затрачивать невероятные усилия, чтобы сдержать это чувство. Другие люди ведут себя так. словно злоба и какие-то застарелые обидьт непрестанно бурлят в них (хотя, возможно, они не отдают себе в этом отчета).
Медитируя со своим гневом, для начала определите в каком именно месте тела находится это чувство. Где в вашем теле возникает напряженность, сжимаются мышцы? Что происходит с вашим дыханием? В каком месте накапливается энергия? Как это влияет на более мягкие' ваши эмоции? В присутствии гнева замечаете ли вы изменение этого чувства или того места, где оно в наибольшей степени проявляется в вашем геле? Как долго сохраняется у вас уто чувство? Есть ли у не г о четко выраженные моменты начала и завершения?
Затем переключите внимание на свое сознание. Какие мысли и образы сопровождают ваши “злые чувства”? Не пытаетесь ли вы обвинять других людей и выгородить себя? Попытайтесь провести углубленный анализ и заглянуть под поверхность своего гнева. Что вы там обнаружили? Мой опыт показывает, что гнев, как правило, возникает в ответ на одну из двух более глубоких эмоций: обиду или страх. Когда мы чувствуем себя оскорбленными — как, например, произошло со мной после измены моей подруги, — вы обращаете свои гнев против обидчика. Испытывая страх, вы тоже можете попытаться защитить себя доспехами гнева, вместо того чтооы признаться в своем страхе (хотя бы самому себе). Прячась под обидой и страхом, гнев обычно маскирует еще более глубокий слой привязанности к определенному порядку вещей. Когда жизненные состоят ельства меняются или складываются вовсе не так. как вы рассчитывали, вы испытываете обиду или страх, а затем начинаете злиться.