УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Медицинская биоэтика»
Код дисциплины: МВ 1225
Специальность: 5В110100 Сестринское дело
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
В том числе: аудиторные часы - 30
СРСП - 30
СРС - 30
Курс: 1(сок)
Семестр: 1
2017г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
«Утверждено»
Первый проректор-проректор по УМР
______________ Н.С.Дуйсенгулова
_____________________2017г., №___
Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: «Медицинская биоэтика»
Код дисциплины: МВ 1225
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
В том числе: аудиторные часы - 30
СРСП - 30
СРС - 30
Курс: 1(сок)
Семестр: 1
2017г.
Составители: Пульникова А.В. ____________________
подпись
Масимова М.Б. ____________________
подпись
Рабочая программа (компонент по выбору) составлена на основе: ГОСО РК 2017г. «Медицинская биоэтика» для студентов по специальности 5В 110100 «Сестринское дело»
Рассмотрено
На заседании кафедры «Сестринского дела»
Зав. кафедрой к.м.н. ________________________ Бейсенов А.Д.
подпись
Декан Высшей Школы (Факультета) Гуманитарных наук
к.и.н., ассоциированный профессор __________________ Жуман С.А.
подпись
от «___»_____________ 2017 г., №___
Введение
Медицинская биоэтика - это дисциплина, знакомящая студентов с этическими вопросами, возникающими в профессиональной практике медицинского работника. Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медико-клинической практике и нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед медицинским персоналом, перед пациентом, перед родственниками больных.
Значение дисциплины состоит в обеспечении вклада в интегральную систему формирования специалиста, в создании устойчивого стереотипа профессиональной деятельности на всех ступенях и этапах организации медицинской помощи.
Цель дисциплины:
формирование у студентов знаний и навыков в области медицинской биоэтики с целью соблюдения ее основных правил и принципов в своей практической деятельности.
Задачи дисциплины:
· сформировать знания по актуальным проблемам современной биоэтики и с этико-нормативными актами медицинской деятельности.
· сформировать у студентов принципы социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности в процессе будущей деятельности.
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
· историю становления биомедицинской этики;
· теоретические основы биомедицинской этики;
· основные принципы и правила биомедицинской этики;
· основные этические документы и правила профессиональных медицинских ассоциаций;
· права пациентов;
· моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений;
· основные этические принципы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
Уметь:
· руководствоваться интересами пациентов при решении моральных конфликтов;
· соблюдать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий;
· соблюдать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;
· сохранять конфиденциальность (врачебную тайну);
· проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным;
· оценивать возможные риски для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать их;
· установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
· работать в команде.
Владеть навыками:
· работы со справочной литературой с составлением библиографии по теме исследования.
Быть компетентным в вопросах:
· совершенствования качества оказания медицинских услуг;
· разработки стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела.
Пререквизиты и постреквизиты
Пререквизиты дисциплины: основы психологии и коммуникативные навыки, основы сестринского дела, оценка состояния здоровья, основы доказательной медицины, сестринский процесс, основы социальной работы в здравоохранении.
Постреквизиты дисциплины: к линические дисциплины, укрепление здоровья и профилактика заболеваний, введение в методы научных исследований в здравоохранении, медицинская профпатология, общественное здоровье и здравоохранение.
Модульный план
№ | Наименование темы | Количество часов | |||
Лекции | Практика | СРСП | СРС | ||
Кредит 1 | |||||
Теоретические основы биоэтики. | |||||
Основные принципы биоэтики. | |||||
Клиническая этика. | |||||
Рубежный контроль. | |||||
Всего: | |||||
Кредит 2 | |||||
Медицина и общество. | |||||
Медицинская генетика. | |||||
Этика в психиатрии | |||||
Этика в эпидемиологии. | |||||
Рубежный контроль. | |||||
Всего: | |||||
ИТОГО: |
Тематический план лекционных занятий
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
Введение в биоэтику. | Обзорная | ||
Медицинская биоэтика. | Обзорная | ||
Основные принципы биомедицинской этики. | Обзорная | ||
Основные исторические модели моральной медицины. | Обзорная | ||
Патернализм и антипатернализм современной медицины. | Обзорная | ||
Деонтология. | Обзорная | ||
Конфиденциальность. | Обзорная | ||
Медицинская тайна и информированность пациента. | Обзорная | ||
Всего: | |||
Кредит 2 | |||
Исследовательская этика. Научная обоснованность исследования. | Обзорная | ||
Смерть и умирание. | Обзорная | ||
Этические проблемы медицинской генетики и генной инженерии. | Обзорная. | ||
Генетический скрининг. | Обзорная. | ||
Репродуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права. | Обзорная. | ||
Этика в психиатрии и психотерапии. | Обзорная. | ||
Эпидемиология и этика. | Обзорная. | ||
Всего: | |||
ИТОГО: |
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
Предмет, задачи и методы исследования в биоэтике. | Теоретический разбор материала | ||
Этика профессионального взаимодействия в медицине. Субординация. | Деловая игра | ||
Моральный климат медицинского коллектива, партнерства. | Работа в малых группах | ||
«Святая» ложь. Плацебо. | Работа в малых группах | ||
Ятрогенные заболевания | Деловая игра | ||
Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практики. | Презентация | ||
Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. | Презентация | ||
Всего: | |||
Кредит 2 | |||
Моральные проблемы реализации международного проекта «Геном человека». | Работа в малых группах | ||
Генетические дилеммы. Генная терапия. | Презентация. | ||
Негативная и позитивная евгеника. | Теоретический разбор материала | ||
Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. | Работа в малых группах | ||
Трансплантация органов. Согласие на донорство органов умершего. | Работа в малых группах | ||
Органы от живых доноров. Проблема отторжения. | Работа в малых группах | ||
Стволовые клетки. | Дискуссия | ||
Завершение человеческой жизни. | Работа в малых группах | ||
Всего: | |||
ИТОГО: |
Тематический план СРСП
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Современные медицинские технологии, новые ситуации морального выбора и необходимость новых этических решений. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Конвенция Совета Европы «Биомедицина и права человека. Конвенция по биоэтике 1996 г. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Деонтологические концепции. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Личностные качества медицинского работника. | Презентация | ||
Этика и деонтология медицинского работника в условиях ЛПО. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Этика и деонтология медицинского работника в условиях оказания медицинской помощи на дому. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Особенности медицинской биоэтики и деонтологии в зависимости от профиля ЛПО (отделения). | Защита проекта | ||
Сестринский процесс и этические особенности его реализации. | Деловая игра | ||
Ответственность за бездействие и неправильные действия. | Работа в малых группах | ||
Анонимность медицинской информации в научных публикациях и демонстрациях. | Презентация | ||
Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Классификация разновидностей вреда, вызываемого действием врача. | Работа в малых группах | ||
Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случае их невозможности получить согласие пациента и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры, или участия в испытаниях | Работа в малых группах | ||
Рубежный контроль. | |||
Всего: | |||
Кредит 2 | |||
Современные представления о болезни и проблемы медицинской этики. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Тело человека. Личность и тело. | Работа в малых группах | ||
Аутопсия (вскрытие). Значимость вскрытия. Вскрытие и согласие. | Работа в малых группах | ||
Исследования на эмбрионах и зародышах. | Работа в малых группах | ||
Трансплантация тканей. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Суррогатное материнство". Искусственное оплодотворение и ятрогенный риск. Право ребенка знать своих родителей. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Аборт. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Клонирование. | Работа в малых группах | ||
Эвтаназия. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Особенности психиатрии как медицинской дисциплины: некомпетентность многих пациентов, стигматизирующий характер диагноза и т.д. | Работа в малых группах | ||
Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психиатрия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.д.). | Работа в малых группах | ||
Этико-деонтологические проблемы иммунопрофилактики. Добровольность и обязательность вакцинации. | Анализ и групповое обсуждение | ||
Дискриминация отдельных групп пациентов в зависимости от возраста, материального положения, сексуальной ориентации, нозологии. | Работа в малых группах | ||
Рубежный контроль. | |||
Всего: | |||
ИТОГО: |
Тематический план СРС
Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов | |
Кредит 1 | |||
Этика Гиппократа: гуманность (филантропия). | Тезисное конспектирование | ||
Корпоративно-сословная этика Т. Персиваля. | Тезисное конспектирование | ||
Медицинская этика в зарубежных странах в новое время. | Реферат | ||
Этика здравоохранения в Казахстане. | Реферат | ||
Этика здравоохранения в разных культурах. | Реферат | ||
"Хельсинская декларация". | Тезисное конспектирование | ||
"Нюрнбергский кодекс" | Тезисное конспектирование | ||
Особенности медицинской биоэтики и деонтологии в зависимости от профиля ЛПО (отделения). | Индивидуальный проект | ||
Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты, пути их разрешения и предупреждения. | Индивидуальный проект | ||
Моральные проблемы взаимоотношения врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических организациях, с представителями альтернативной медицины. | Анализ литературных источников | ||
Этические аспекты продвижения лекарственных средств от производителя до потребителя. | Индивидуальный проект | ||
Всего: | |||
Кредит 2 | |||
Этико-правовые аспекты аутопсии. | Тезисное конспектирование | ||
Использование невостребованных тел. Восприятие трупа. | Тезисное конспектирование | ||
Морально-этические проблемы контрацепции. | Реферат | ||
Контрацепция и религиозная мораль. | Реферат | ||
Морально-этические проблемы перинатальной диагностики. | Реферат | ||
Самоубийство. | Анализ литературных источников | ||
Этико-правовые аспекты профилактических и противоэпидемических мероприятий. | Анализ литературных источников | ||
Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. | Тезисное конспектирование | ||
Отказ от медицинской помощи больным СПИДом в свете истории и современных требований этики. | Анализ литературных источников | ||
Феномен спидофобии. | Реферат | ||
Определение понятия "злоупотребление психиатрией". Запрет при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом, вступать с ним в интимную связь и т.д. | Анализ литературных источников | ||
Моральный смысл обезболивания. | Реферат | ||
Ксенотрансплантация. Благополучие животных. | Индивидуальный проект | ||
Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. | Реферат | ||
Этика отношения к лабораторным животным. | Реферат | ||
Всего: | |||
ИТОГО: |
Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные
· Практические занятия: анализ и групповое обсуждение, презентации, работа в малых группах.
· Самостоятельная работа студентов с преподавателем: углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных на практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, деловая игра, защита проекта, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение текущего и рубежного контроля
· Самостоятельная работа студентов: самостоятельное изучение учебно-методических пособий, литературных источников, решение и подготовка тестовых заданий, подготовка ситуационных задач, подготовка рефератов, проектов.
Методы оценка знаний
· Текущий контроль: коллоквиум, письменный/устный опрос, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
· Рубежный контроль: тестирование;
· Итоговый контроль: экзамен (мини клинический).
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с.
2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Дополнительная
1. А.Я. Иваношкин «Профессиональная этика в медицине». М. 1990г.
2. «Деонтология в медицине». Под ред. Петровского Б.В. М., 1988г.
3. Народный лечебник Врачебная ошибка //Домашний доктор, Ежемесячный специальный выпуск.- №3 (15) март, 2001-с.3-6
4. Журнал «Главная медицинская сестра».
5. Журнал «Медицинская помощь».
6. Журнал «Сестринское дело».
Форма № 1