Потребительский спрос относится к категории, на которую оказывает влияние множество факторов технического, экономического и социального порядка. Их изучение проводится как на макро-, так и на микро уровне.
К анализу спроса должен бьпъ применен системный подход - это предполагает рассмотрение его как составного элемента рынка.
Для анализа спроса на микроуровне используются материалы:
· выборочного учета движения товаров по ассортименту;
· сплошного количественно-суммового учета продаж и остатков товаров;
· внеучетных источников информации за счет панельных опросов потребителей, экспертов и торговых корреспондентов;
· социологических опросов, ставящих своей целью получение информации, необходимой для выявления типологии потребителей и построения модели поведения;
· информационно-маркетинговых центров различных видов и форм.
Различный характер спроса на отдельные товары определяется специфическими
особенностями их потребительских свойств и требует дифференцированного подхода к их изучению.
Анализ потребительского спроса начинается с описательной модели конкретного товарного рынка, которая содержит информацию о его качественном своеобразии. Разработке описательной модели предшествует анализ и количественная оценка присущих данном} рынку тенденций и причинно-следственных связей.
Конечной целью анализа спроса является разработка прогнозов емкости рынка. Для товаров длительного пользования, например, означает определение объема первичного спроса и спроса на замену.
Когда организация/предприятие решает для себя вопрос о выборе целевого сегмента, целевого рынка, оно в процессе принятия решения опирается, прежде всего, на показатель рыночного спроса.
|
Рыночный спрос - это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки продукта за определенный период времени.
В общем случае определение текущего рыночного спроса (реальной емкости рынка) в денежном выражении выглядит следующим образом:
где:
Q - теку щий рыночный спрос в денежном выражении; п - число покупателей данного вида товара на данном рынке; q - число покупок данного товара, приходящихся на одного покупателя в исследуемый период времени;
р - средняя цена данного товара.
Если же более детально подходить к проблеме исследования рыночного спроса, то необходимо изучать влияние на объемы продаж и потребление таких факторов как: цена, уровень доходов, структура потребления и т.д.
Метод определения сароса ив основе анализа цен н объемов продаж.
Этот метод позволяет прогнозировать изменения спроса и его эластичность по цене. Он имеет значение для планирования базовых уровней цен, а также уточнения ценовых расчетов с учетом опыта первоначального периода продаж. Метод заключается в определении линейного уравнения спроса по двум точкам, т.е. по двум замерам рыночных условий.
Данный метод заключается в определении линейного уравнения спроса по двум точкам, т.е. по двум замерам рыночных условий.
Фиксируются два объема продаж и обеспечившие их уровни цен на основании фактических наблюдений.
Ставится задача нахождения линейной функции спроса типа:
q = а + Ь*Р,
где q — объем продаж; Р — цена товара.
Принципиальное значение имеет выбор периодов наблюдения (замера информации).
|
Точки замера должны минимально отличаться друг от друга с позиции колебания сезонности продаж, известных краткосрочных колебаний деловой активности, резких изменений издержек, цен и доходов, а также других факторов закономерного или случайного характера, резко повлиявших на цены или объемы продаж одного из периодов.
Имея данные об объемах продаж q и ценах Р двух периодов, получаем систему линейных уравнений:
qj= а + b *Рi q2=a + b *Р 2
Решив данную систему уравнений, получим искомые параметры, характеризующие величину и эластичность (угол наклона) кривой спроса:
а = (Р, *q 2 —Р 2 *Ч1) / (Р,—PJ b = (qi — qj /(Pi — /У
Метод экспертных оценок
Конъюнктура рынка - это конкретная экономическая ситуация, складывающаяся в какой-либо данный момент и определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, кратковременным действием других самых различных факторов.
Одним из важнейших мероприятий по изучению конъюнктуры рынка являются регулярные наблюдения за состоянием спроса. Для изучения спроса на лекарственные средства, как правило, применяются методы, которые основаны на использовании и специальной обработке официально документированной отчетности и учета. Однако в условиях неполного удовлетворения спроса эти методы сами по себе не могут давать достоверную информацию. Дня совершенствования информационной базы изучения конъюнктуры рынка и прогнозирования потребности в лекарственных средствах необходимы методы, которые должны обеспечить оперативное получение и доставку информации несколько отличной от той, что уже существует. К таким методам можно отнести социологические методы, позволяющие получить оперативную информацию о спросе, ориентированную на общественное мнение.
|
Предлагаемый метод изучения состояния спроса на лекарственные средства базируется на применении специалистами аптечных учреждений экспертной оценки состояния спроса на лекарственные препараты. Его сущность состоит в систематическом сборе и обобщении мнений специалистов о состоянии и тенденциях развития спроса как на фармакотерапевтические группы в целом, так и на отдельные препараты.
В качестве метода сбора дополнительной информации о состоянии рынка лекарственных средств используется метод экспертных оценок, который как специфический социологический метод ориентирован на получение информации об объекте исследования с помощью экспертов.
При экспертной оценке состояния спроса на лекарственные средства основные операции выполняются в три этапа:
· подготовительный;
· работа экспертной группы;
· заключительный.
На подготовительном этапе принимается решение о проведении экспертизы. Устанавливается цель проведения экспертизы, сроки и условия её проведения, определяется перечень оцениваемых препаратов и утверждается состав и функции рабочей группы.
Рабочая группа выполняет следующие функции:
· подготавливает анкеты опроса экспертов;
· определяет количество экспертов, необходимых для проведения экспертизы;
· осуществляет отбор экспертов;
· проводит опрос.
На этапе работы экспертной группы специалисты аптек анализируют и оценивают состояние и тенденции развития спроса на лекарственные средства и отражают своё мнение в анкетах.
На заключительном этапе рабочей группой осуществляется обработка экспертной информации, анализ результатов и формулирование обобщенного мнения экспертной группы.
Число специалистов, необходимых для экспертной группы, рассчитывается по формуле:
N
П = 1 + 0,015 N
Где п- число специалистов, необходимых для участия в экспертизе;
N - численность аптечных учреждений, участвующих в анализе.
Для выяснения мнений экспертов-провизоров о состоянии реализации лекарственных средств на уровне аптечного учреждения используется анкета, в которой в закрытой форме сформулированы вопросы, позволяющие выяснить степень удовлетворения спроса на анализируемые лекарственные средства и определить тенденции его изменения.
В анкете указывается перечень препаратов анализируемой фармакотерапевтической группы с шифрами и соответствующими товарными реквизитами.
Эксперты выражают своё мнение о состоянии спроса на лекарственные средства, отмечая условным знаком «+» одну из граф каждой части анкеты.
На заключительном этапе экспертизы полученные анкеты анализируются на полноту и правильность заполнения. В случае неправильного заполнения анкеты или пропуска ответов представитель рабочей группы интервьюированием респонденга- эксперта уточняет оценочные результаты.
Ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) — набор товаров, объединённых по одному или совокупности признаков. Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей (спросу), способу формирования
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленных в торговой сети. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей.
Совокупностью товаров называют класс, группу, вид и разновидность товаров. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» вводит следующие понятия.
• Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Например, ассортимент товаров, продаваемых в аптеке, можно разделить на следующие классы: фармацевтические товары, медицинские товары и товары сопутствующего ассортимента.
• Группа товаров — совокупность товаров определённого класса, обладающих сходным составом потребительских свойств, например перевязочные средства, оптика, средства для инъекций, предметы ухода и т.д.
• Вид товаров — совокупность товаров определённой группы, объединенных обшим названием и назначением. Например, в группе перевязочных средств можно выделить следующие виды товаров; вату, марлевые бинты, салфетки, фиксирующие повязки и т.д.
• Разновидность товаров — совокупность товаров определённого вида, выделенных по ряду частных признаков, например марлевые бинты различаются по размерам, стерильности, производителям.
Структура ассортимента — соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товара в наборе. При определении структуры ассортимента можно использовать классификации медицинских товаров, приведённые в общероссийских классификаторах (ОКП, ОКДП, Государственном реестре изделий медицинского назначения).
• По способу формирования ассортимент подразделяют на обязательный и свободный.
Обязательный ассортимент заказывают изготовителям (или продавцам) органы государственного управления или общественные организации в целях упорядочения деятельности фармацевтических предприятий, а также для обеспечения социальных гарантий населению. Перечень первоочередных медицинских изделий, обязательных для лечебных учреждений, определён приказом № 64 Минздравмедпрома РФ (1996). Перечень товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации, определён приказом № 349 МЗ РФ от 2 декабря 1997 г. Право на реализацию товаров, указанных в перечне, имеют фармацевтические (аптечные) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. Разновидность обязательного ассортимента — ассортиментный перечень — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже. Ассортиментный перечень медицинских товаров для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных, определён приказом № 161 Минздравмедпрома РФ от 9 июня 1995 г. (табл. 2-1).
Свободный ассортимент предприятие формирует самостоятельно, исходя из целей хозяйствования, специализации, конъюнктуры рынка, финансовых возможностей и других факторов.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Оно представляет собой последовательную реализацию управленческих функций: планирования, организации, координации и контроля (рис. 2-2). • Планирование — установление основных показателей ассортимента и путей достижения заданных количественных характеристик выбранных свойств ассортимента. Основой планирования ассортимента служат изучение спроса, проведение маркетинговых исследований, а результатом — определение планируемого товарного ассортимента.
• Организация • Координация • Контроль
• Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности потребителя, а также достигнуть определённых коммерческих целей.
Ассортиментная политика — совокупность целей, задач и основных направлений формирования ассортимента. Цель ассортиментной политики — формирование рационального ассортимента.