Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России




Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Конст.РФ ст.10 Госуд. Разделения на законодательную, Конституция РФ ст.10 Госуд. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание);

исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации);

судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания.

В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума-нижняя палата и Совет Федерации-верхняя палата).

Депутатом верхней и нижней палаты может стать гражданин РФ, достигший 21 года.

Численный состав: В.П. 178 - человек Н.П. – 450 человек

Порядок формирования: В.П.по 2 представителя от каждого Субъекта РФ, Н.П. 225 по одномандатным избир. округам и 225 по федер.зб. округу

Компетенция органов законодательной власти России

Федеральное собрание

Совет Федерации

1) изменение границ между субъектами Федерации

2) решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ

3) назначение выборов Президента

4) формирование состава Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного суда

5) рассмотрение принятых Государственной Думой законов по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, войны и мира

Государственная Дума

1)согласие на назначение Председателя Правительства и других высших ДЛ

2) решение вопроса о доверии правительству

3) право импичмента

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ

Структура исполнительной власти:
· органы исполнительной власти;
· государственные служащие;
· юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

Функции исполнительной власти:
· подзаконодательное регулирование;
· осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
· административное правоприменение;
· осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ

1. Дает толкование Конституции РФ.

2. Разрешает дела в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами органов государственной власти РФ.

3. Решает вопросы компетенции органов государственной власти.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским и иным делам.

Высший Арбитражный Суд – высший судебный орган, разрешающий экономические споры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: