Рассказ как синтез. Гармония двух жанровых начал




Ю.Н. Тынянов в статье «О литературной эволюции» соотнес жанровую природу рассказа с наличием рассказчика как «сигнала жанра»22. Считается, что слово «рассказ» в качестве жанрового подзаголовка впервые в 1825 году использовал А.Бестужев, сопроводив им вполне новеллистическое по фабуле произведение «Кровь за кровь»: здесь рассказчику - «известному охотнику до исторических былей и небылиц» в авторском вступлении отведена именно роль «сигнала», поскольку в основном тексте его речевое присутствие неощутимо. Так или иначе, фабульная новеллистичность может сочетаться с «рассказовостью» как способом повествования. Через посредство условных рассказчиков, кстати, излагались и ренессансные новеллы.

Многоуровневая система рассказчиков в «Повестях Белкина» изучена достаточно, и после работ С.Г. Бочарова и В.Э. Вацуро уже нет нужды рефлектировать по поводу того, насколько та или иная фраза или литературная цитата органична в устах И.П.Белкина или «девицы К.И.Т.». Рассказчики в «Повестях Белкина» не могут натуралистически восприниматься как характерологические фигуры и в то же время это не просто «сигналы». Система «рассказывания» здесь образует целый спектр простоты - сложности, несводимый к трем уровням (Пушкин, Белкин, «такие-то особы»). «Рассказовое» начало, то, что Жан-Луи Бакес называет «la passion de conter», дает возможность ввести в текст монологически-синтетическую интерпретацию новеллистического конфликта (наглядный пример - финальная фраза «Станционного смотрителя»: «...и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною потраченных»). Жан Бонамур в своей статье «La mouche et l’abeille» («Муха и пчела») видит в рассказчике «Выстрела» фигуру по-своему равноценную Сильвио и графу. Максимум новеллистичности сочетается в «Повестях Белкина» с максимумом «рассказовости». Это прослеживается и на уровне циклизации. Для рассказа характерна циклизация горизонтально-тематическая, для новеллы - вертикально-проблемная. Циклические связи между сюжетами «Повестей Белкина» пролегают в обоих измерениях. Два жанровых начала образуют такой же прочный и исторически неповторимое художественное единство, как сопряжение поэзии и прозы в «Евгении Онегине».

По этой причине вписывание Пушкина в мировой новеллистический контекст не может ограничиться фабульной эмпирией его произведений. Неадекватным здесь будет и иерархически-вкусовое отношение к рассказу как жанру по сравнению с новеллой «аморфному». Мотивировка фигур рассказчиков, взаимодействие их голосов, словесные лейтмотивы и формулы, композиция предметного мира - все это подлежит структурным закономерностям и проявляется на уровне перехода фабулы в сюжет.

Общепринятое представление о «Повестях Белкина» и «Пиковой даме» как новеллистическом феномене на стыке романтизма и реализма является, конечно, необходимым, но все-таки недостаточным. Рожденные в кульминационный момент пушкинской творческой эволюции, эти произведения перекликаются с эпохой формирования классической новеллы, и с новеллой ХХ века, сочетающей фабульную экспрессивность с гибкой системой «рассказывания». Продолжающаяся до сих пор активно-творческая рецепция пушкинской новеллистики располагает именно к такому широкому взгляду.

 


1 Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. С. 7.

2 Маркович В.М., Шмид В. Предисловие// Русская новелла: Проблемы истории и теории: Сб.статей. М., 1993. С.4.

3 Хализев В.Е., Шешукова С.В. Цикл А..С.Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. С.3.

4 Troubetzkoy Wl. Les surprises du coeur et de l’esprit // Pouchkine. Nouvelles. Paris, 1996. P.36.

5 Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб., 1996. С.292.

6 Там же. С. 293.

7 Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т.I. М.,1963. С. 409.

8 Смирнов И.П. О смысле краткости// Русская новелла: Проблемы теории и истории. С.6.

9 Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962. С.279.

10 Поволоцкая О. «Метель»: Коллизия и смысл// Москва.1989. № 6.

11 Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. С. 231.

12 Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». С. 152.

13 Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978. С. 75.

14 Цит. по кн.: Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». С.99.

15 Эйхенбаум Б.М.Болдинские побасенки Пушкина// Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С.346.

16 Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. С.231.

17 Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). Л., 1987. С.99-100.

18 Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.68.

19 Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». С.258.

20 Вацуро В.Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина// Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994. С.40.

21Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). С.199-240.

22 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 275.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: