Мое право писать эту книгу о браке и отношениях между мужчиной и женщиной основывается не на моих претензиях на роль образцового мужа, любовника или отца (на самом деле, я встречаю бесчисленное количество мужчин, которые превосходят меня во всех этих сферах). Оно, скорее, основывается на том факте, что развод родителей вынудил меня посвятить себя поиску способов того, как могут мужчина и женщина оставаться вместе и быть счастливыми на протяжении всей жизни.
Написание этой книги, таким образом, является своего рода терапией. Свой травмирующий опыт необходимо превратить во что-то жизнеутверждающее и хорошее. Нигилизм, или пустое страдание, меня не привлекает. Если приобретенный мною опыт каким-либо образом поможет другим сохранить счастливый брак и избежать трагедии развода, я буду знать, что пережил все это не напрасно.
Я не принадлежу к тем, кто называет боль и страдание величайшими учителями жизни. Напротив, я уверен, что страдания портят и ранят нас, превращают в озлобленных, циничных и одиноких людей. Каких бы высот не достигали те, кто страдает, - они достигают их вопреки своему страданию, а не благодаря несчастьям, которые они пережили. Боль и горе, которые мы временами испытываем, мы должны интегрировать в нашу жизнь и превращать во благо - на нашем опыте могут учиться другие, не переживая эту боль лично.
Как раввин, как наставник студентов и зрелых людей - и евреев, и не-евреев - я встречал многих, кто испытывал жестокую боль, потому что в отношениях с их партнерами что-то не заладилось. Я встречал мужей и жен, которые продолжали оскорблять друг друга даже в моем присутствии, я консультировал женщин, которые не знали, что делать, потому что муж изменил им. Я видел, как страдал мужчина-гомосексуалист, - он не желал нарушать основы своей веры и пытался найти любовь и понимание в женском обществе. Я видел, как страдает мать, которая растит детей без мужа и душит в себе боль одиночества.
|
В течение всего этого времени я пытался понять, что делает брак полноценным и что убивает его перспективы, что соединяет супругов и что создает между ними бездну. Из всего этого я извлек один важный урок.
Мы, люди, не в состоянии прекратить землетрясения и положить конец автокатастрофам. Но мы можем предотвратить, пускай и в ограниченной степени, трагедию одиночества, которая случается в жизни стольких людей в наш информационный век, в мире, где машины и технологии порой более привлекательны, чем люди.
Сшивая две души в одну
В этой книге речь идет о сексе и о том, что он играет главную роль в отношениях между мужчиной и женщиной. Внешне наше поколение стремиться к свободному сексу, но на подсознательном уровне - к кошерному, что я и надеюсь продемонстрировать. Эта книга нацелена на то, чтобы дать определение кошерному сексу и помочь читателю ввести такой тип отношений в свою жизнь.
Мы знаем, что секс прекрасно продается, и спрос на него велик. Действительно, в течение прошедших тридцати лет самым популярным словом на улице был секс, секс и еще раз секс. Может, это не так уж и плохо. И все же почему-то ни один из наших "продвинутых" комментаторов не говорит о том, что сексуальное желание - не только способ выживания рода человеческого, но и проявление нашей зависимости от человеческой близости и тепла.
|
Почему считается, что сексуальную потребность нужно просто удовлетворять? Ведь, возможно, цель секса - заставить нас вечно искать человеческого общения.
Главное, из чего я исхожу в этой книге - что подлинная, основная причина, по которой мы жаждем секса - не физическое удовольствие, а стремление к эмоциональной близости. Нам хочется не просто еще раз испытать оргазм, а почувствовать невероятную близость и тепло другого человеческого существа. Из-за того, что сегодня наша сексуальная жизнь не приносит нам эмоциональной близости, мы быстро устаем от секса. Он превращается в пустой опыт, который не оставляет ни следа, ни приятных воспоминаний. Отсюда и вытекает потребность в кошерном сексе.
Однако мы сталкиваемся со странным парадоксом. Наше поколение оказывается одновременно и сексуально пресыщенным, и самым одиноким из всех поколений всех времен. Как может получаться так, что секс - самая близкая из всех возможных связей между двумя людьми - не приносит ощущения эмоциональной близости? Почему два человека разделяют плотские радости, но между ними не возникает духовной связи?
Молодые люди часто говорят мне, что, хотя они встречаются, или живут вместе - со своими партнерами уже несколько лет, они все еще не считают возможным пожениться, потому что знают друг друга недостаточно хорошо. "Я все еще не уверена в Джерри, - замечает 27-летняя женщина, которая встречается со своим другом 5 лет. - Некоторые его качества порой беспокоят и даже пугают меня".
Рассуждения, подобные этому, связаны с тем, что, хотя Библия называет физическую любовь одной из высших форм знания, в наши дни секс больше сбивает с толку, чем учит. Спросите среднего молодого человека, что для него значат отношения с партнером, и его ответ будет весьма двусмысленным. Сегодня отношениям между мужчиной и женщиной сложно дать четкое определение. Они не обязательно подразумевают любовь. Одни слишком мимолетны, и любовь просто не успевает расцвести, другие строятся на выгоде и удобстве, и любви в них просто нет места, третьи основываются на силе эмоций, но ведь такие чувства можно испытывать и к закадычному другу. Кое-кто ставит знак "равно" между отношениями с партнером и сексом, но никто не будет отрицать, что очень многие люди сегодня занимаются сексом вне рамок формальных отношений.
|
Тем не менее, почти все молодые люди неоднократно повторяли, что самым существенным компонентом отношений со своими партнерами считают их исключительность. То есть то, что они занимаются сексом только со своим партнером и больше ни с кем. Именно это люди имеют в виду, когда говорят, что стремятся к насыщенным отношениям. Помимо всего прочего, они хотят именно этой особенной исключительности. Люди по-прежнему жаждут не просто удовольствия, но близости в отношениях с партнером. Увы, они редко ее находят.
Мудрый и умный
Как утверждает древний еврейский афоризм, мудрый отличается от умного, прежде всего, тем, что умный может выпутаться из такой ситуации, в которую мудрый никогда бы не попал. Наше поколение - умное, но не мудрое. Сегодня полки всех книжных магазинов уставлены руководствами по "скорой психологической помощи" - советами о том, как «разрегулировать» любую проблему, возникающую в жизни и в личных отношениях.
Однако у наших родителей не было никаких пособий по самопомощи и книг-советчиков. Неужели их не интересовало развитие личности? Или они были мудры и предпочитали просто предотвращать появление проблем, в то время как мы строим отношения с людьми по схеме "от кризиса к кризису"? Мы - пожарные, в то время как они - планировщики города.
Я в течение 10 лет давал консультации по вопросам семейной жизни и личных отношений и теперь уверен, что большинство из нас - специалисты по устранению кризисов, а не любовники. Наша личная жизнь не спланирована, вспышки возникают на каждом шагу, и мы произвольно затаптываем огонь самых бурных из них. Мы предпочитаем полагаться на собственный ум и выворачиваться из сложных ситуаций по мере их возникновения, а не предотвращать само появление таких ситуаций.
Это свойственно и нашему отношению к сексу. Мы не понимаем до конца его сущности. Это что-то, чем мы должны заниматься, смотреть по телевизору, обсуждать, игнорировать, поощрять или подавлять? Секс одновременно восхищает и подчиняет нас, управляет нами, порой заставляет нас скучать, вызывает зевоту и служит объектом шуток. Сегодня мальчики и девочки пробуют секс в самом нежном возрасте, а к 20-ти годам, изнывающие от скуки и изнуренные, разочаровываются в нём.
Как показывают исследования, большинство женщин, имевших первый сексуальный опыт в подростковом возрасте, решились на это не ради наслаждения и не по любви, а только для того, чтобы не подвергнуться насмешкам за жеманство и неопытность. В 1948 году отчет Кинси о проблемах мужской сексуальности выявил, что у 75% американских мужчин половой акт длится не более 2 минут. Недавний обзор центра нарушений сна Нью-йоркского университета свидетельствует, что более пяти миллионов американцев часто засыпают во время занятий любовью. (О том, замечают ли это изменение в поведении их партнеры, не говорится). Секс стал похож на проточную воду. Теперь его можно получить, просто открыв кран, мы принимаем его как должное и мало задумываемся о нем. А то, что об этой высшей форме человеческой связи почти перестало рассуждать разумное взрослое население, вообще можно назвать преступлением.
Проще говоря, секс - это единственное и самое важное средство для удержания мужчины и женщины под одной крышей и сохранения их семейного счастья на протяжении жизни. У пар, которые ведут здоровую жизнь в постели, как правило, и брак оказывается здоровым. Далее, секс - это единственное человеческое предприятие, которое при правильном подходе избавляет нас от всех комплексов и проявляет нашу сокровенную сущность. В этой ипостаси секс есть максимальная форма познания. Ни один другой компонент отношений не в состоянии заставить мужчину и женщину испытывать чрезвычайно нежные чувства друг к другу, и, таким образом, именно эта сфера требует огромной мудрости, поскольку по природе своей чревата эгоизмом и ошибками.
Консультанты по вопросам брака и семьи и гуру сексологии отказались от идеи о центральной роли секса в семейной жизни. Мантрой века стало общение - точнее, двустороннее обсуждение проблем. Однако игнорирование секса грозит серьезными последствиями. Основное из них - отсутствие, утрата близости как результат полного непонимания секса. Любовью занимаются только наши тела, а сердца и души остаются не у дел. Поэтому источники сексуального знания иссохли, и все, что осталось - это мертвенное тело. Так мы чувствуем себя на следующее утро после ночи любви без любви.
Почему иудаизм?
Хотя я раввин, и в заголовке этой книги встречается слово "кошерный", эта работа основана не только на еврейских источниках и еврейской мудрости. И, естественно, она предназначена не только для евреев. Еврейская окантовка этой книги вытекает из уникального права иудаизма обсуждать секс и отношения между мужчиной и женщиной. В отличие от других религиозных традиций, иудаизм не приветствует строгую и консервативную сексуальную этику. Напротив, иудаизм всегда прославлял связь, которая существует между любящими мужчиной и женщиной. Физический компонент этой связи часто служит у каббалистов (еврейских мистиков) метафорой любви и взаимодействия между Б-гом и человеком.
Давным-давно, задолго до того, как Христианство ввело закон, запрещающий духовным лицам жениться и вступать в половые отношения, древние раввины давали конкретные советы мужчинам и женщинам, состоящим в браке, которые помогали им наслаждаться страстными и в то же время священными отношениями. Раввины утверждали, что довести женщину до оргазма - обязанность, возложенная на каждого еврейского мужа. Ни одному мужчине не разрешалось использовать женщину исключительно для удовлетворения собственной похоти.
Конечно, кто-то может отрицать необходимость какого-либо религиозного руководства и благословения секса в пользу совершенно свободной сексуальной этики, без правил и препон. Однако сексуальная жизнь без правил ведет к уменьшению ценности и деперсонализации секса, а на смену вечной любви и удовольствию приходят урывочные моменты потакания своей похоти, которые, в конце концов, убивают нашу сексуальность и приводят к тому, что мы начинаем относиться к собственному телу с презрением. Ну а общение вместо физической любви - это следующий логический шаг.
Не навязывая предписаний о сексе и браке, иудаизм предлагает развивать то, что можно назвать эротическими каналами общения. Иудаизм не ограничивает нашу сексуальную практику, а помогает сделать ее эффективной, чтобы секс стал эмоциональным и почти волшебным способом поддержания чувств и верности. Также иудаизм не поощряет чувства вины, не поощряет напоминания человеку о его сексуальном прошлом и грехах. Секс - это движение, нацеленное на возникновение и сохранение глубоких и прочных чувств.
Ось еврейской мысли - gei veiter - всегда двигаться вперед, никогда не зацикливаться на своем прошлом. Глубоко в нашей душе заложена возможность открывать себя снова и снова. Мы всегда можем восстановить нашу чистоту. Что бы ни случилось в прошлом, завтра будет новый день с безграничными возможностями начать все заново. Иудаизм не осуждает человечество за его природу или любовь к чувственным удовольствиям. Он, скорее, стремится поднять человека с животного уровня, чтобы мы могли наслаждаться человеческой чувственностью, а не просто удовлетворять свои биологические потребности. Воспользовавшись древними советами раввинов, даже те супружеские пары, отношения которых стали похожи на потухший вулкан, могут вновь разжечь пламя эротической страсти.
Многие не обращают на это внимания, но отношения с партнером требуют мудрости, а не ума. Каждый брак предполагает гармоничное сочетание двух противоположностей, двух полюсов. Один - страсть, второй - близость. Первый - любовь-огонь, второй - любовь-вода. Здесь-то и кроется секрет, потому что огонь и вода - понятия взаимоисключающие. Супруги или партнеры желают быть не только любовниками, но и лучшими друзьями. Они хотят вести страстную и возбуждающую сексуальную жизнь, но в то же время стремятся к спокойствию и уравновешенности товарищеских отношений. Иногда женщина жаждет, чтобы муж бросил ее на кухонный стол и немедленно овладел ею, но в то же время она хочет, придя вечером домой, устроится перед камином с книжкой в руках подле своего уютного супруга. Иногда мы готовы сбежать в Париж на выходные, но в то же время нам нравится приходить в дом, где нас кто-то ждет. Мы стремимся к новизне и к предсказуемости одновременно.
Постоянная доступность секса разрушает оба эти ключевые ингредиенты семейной жизни. Безотлагательное удовлетворение сексуальной потребности убивает страсть, возбуждение и эротизм; а секс с разными партнерами разрушает близость. В этой книге я попытаюсь исследовать, какой секс соединяет полюса страсти и близости, а какой - нет. Мы выясним, может ли секс сгладить острые углы в личных отношениях и можно ли его использовать для прекращения ссор.
Последний - действительно больной вопрос для многих пар: зачастую женщина настроена расставить все точки над "i", а мужчина предпочитает поцеловать ее и помириться. Могут ли жена и муж предаться любви, если они злятся друг на друга? Можно ли использовать секс как оружие? Например, может ли жена отказывать мужу в сексе, пока не получит желаемого, особенно если считает, что муж совсем не понимает ее чувств и потребностей? Не многие аспекты сексуальной жизни останутся вне нашего внимания.
Секс - это главное в достижении эмоциональной близости, поэтому вся книга посвящена сексу, а также близости и теплу, которые он создает в отношениях. Мы также рассмотрим техники секса, и особенно подробно - те из них, которые способствуют установлению близости. Какие позы вносят наибольший вклад в эмоциональное объединение людей? Вредит ли мастурбация семейной жизни? Как быть с порнографией и проституцией? Правда ли, что брак - это убийца страсти и близости? Является ли секс самым приятным человеческим опытом? Правда ли, что секс в темноте создает большую интимность, чем секс при включенном свете? Является ли оральный секс кошерным? Что такое сексуальные отклонения? Влияет ли секс до брака на нашу способность устанавливать длительные связи с противоположным полом?