Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся




Другим источником, питающим познавательные ин­тересы в обучении, является сама познавательная дея­тельность учащихся, которая, будучи педагогически на­дежно организованной, приносит учащимся иные впе­чатления, вызывает иные психические состояния, нежели те, какие возникают под воздействием содержания учеб­ного материала. Вот почему воздействие различных форм организации и характера протекания учебной деятель­ности школьников порождает иной, своеобразный аспект формирования их познавательных интересов, отличный от аспекта стимуляции, вытекающей из содержания обу­чения.

В своих работах мы пытались вскрыть эти отличи­тельные особенности, что в известной мере было ослож­нено тем, что эта сторона в реальном процессе обучения как бы слита с другой, более широкой тенденцией акти­визации учебной деятельности учащихся. Для того чтобы вычленить познавательный интерес из активности школь­ника, нужно было рассмотреть то своеобразие, которое он вносит в деятельность учащихся, его роль в общей линии, направленной на развитие активности и самостоятель­ности учащихся в процессе обучения.

Совершенно очевидно, что именно в ходе учения по­знавательный интерес и выступал как мотив, не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания. Наблюдения за процессом учения классных коллективов, опытные уроки, проводив­шиеся с целью обнаружить особенности учебной дея­тельности, возникающие под влиянием познавательного интереса, а также прослеживание индивидуальных слу­чаев его становления вскрыли некоторые особенности проявления познавательных интересов, что помогло оп­ределить и их роль в самом процессе деятельности. Ре­зультаты этих исследований можно свести к следующему:

1) познавательный интерес как мотив побуждает под­ростка не только к восприятию определенного круга яв­лений, но, что особенно важно для обучения располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в состоянии удовлетворять и поддерживать его познавательный интерес:

2) познавательный интерес обусловливает создание «внутренней среды» (Л. И. Божович), внутренних им­пульсов (Томашевский) учения, благодаря чему и процесс деятельности становится более активным, творческим, а результат более эффективным;

3) в свою очередь, сам характер деятельности ученика становится стимулом для укрепления интереса, пото­му что в ней с особой силой активизируется весь сплав интеллектуально-волевых и эмоциональных психических процессов. Интерес и тонизирует деятельность включе­нием эмоциональной стороны, и обостряет собственно мыслительные процессы. Такое органичное взаимовлия­ние корковых и подкорковых процессов — и причина, и следствие влияния познавательного интереса на актив­ную познавательную деятельность школьника;

4) в процессе активной и самостоятельной учебной деятельности, вызываемой интересом и, в свою очередь, подкрепляющей его у школьника, возникают особые специфические переживания, которые выходят за пределы его познавательной деятельности и распространяются на моральные и эстетические отношения школьника к дей­ствительности, не сводящиеся к переживаниям, связанным с восприятием и осмыслением содержания обучения. Так, содержание обучения как источник познавательных интересов вызывает у школьников, как мы видели, ра­дость открытия мира, чувство удовлетворения возмож­ностью углубляться в его познавание, удивление, чувство нового и предвкушение узнавания нового. Все эти пере­живания и состояния, как мы видим, можно охарактери­зовать как интеллектуальные переживания, интеллекту­альные радости.

Процесс деятельности, сопряженной с активностью и самостоятельностью ученика, вызывает иной оттенок пе­реживаний, диапазон действия которых более широк:

— Осознание собственного роста, своего продвиже­ния в познании мира.

— Радость овладения более совершенными способами учебной деятельности или действий.

— Удовольствие от процесса познавательной деятель­ности.

— Чувство успеха.

— Чувство собственного достоинства.

— Гордость за успех товарища.

— Различные переживания членов классного коллек­тива при решении общей, коллективной задачи (Учителя-мастера придают всем этим переживаниям своих учени­ков очень большую роль в формировании их интереса к своему пред­мету. «Я хочу, — говорят они, — чтобы ученик ждал моих уроков, ждал встречи со мной как источником новых, глубоких, интересней­ших знаний. Чтобы это ожидание встречи с математикой его не поки­дало не только тогда, когда он решает предложенные мной задачи, но и тогда, когда он свободен в выборе своих занятий, — всегда!» (Д — засл. учитель школы РСФСР. Стенографическая запись).

Мы не вдаемся в анализ того, являются ли все эти впечатления от интересующей деятельности временными состояниями (Н. Д. Ле­витов) или стойкими образованиями. В зависимости от роли их в процессе деятельности, от того, на­сколько часты эти переживания, они "могут быть и теми, и другими. Одно совершенно ясно, что все это лежит у основания таких лично­стных отношений (В. Н. Мясищев), которые создают особую и внеш­нюю и внутреннюю атмосферу учения.)

Таблица 15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: