Институциональная структура внутренних рынков




Крупные и крупнейшие компании, формы их возникновения и организации. На рынках целого ряда крупных стран во многих секторах ведущее место занимают крупные и крупнейшие компании.

Важным стимулом роста компаний является экономия на накладных расходах, когда происходит переход товаров от одной технологически обособленной структуры к другой. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной и горизонтальной интеграции, диверсификации и интернационализации.

Основная эволюция отраслевых структур состоит в формировании олигополии либо иных структур, создающих приблизительные формы монополистического господства и нередко приводящих к обострению конкуренции. Современная западная крупная и крупнейшая компания является, прежде всего, капиталом, а потом уже монополией, олигополией. Она присваивает себе, прежде всего прибавочную стоимость, а не иные формы прибавочного продукта, конкурирует с другими капиталами.

Сектор крупных и крупнейших компаний сосредотачивает основную долю промышленных товаров, услуг связи, транспорта, торговли и операций кредитных учреждений (40-70%).

Крупнейшие компании промышленно развитых стран составляют подавляющую часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших по обороту компаний мира свыше 480 базируются в развитых странах. Ведущие позиции занимают американские и японские корпорации – соответственно 185 и 100 в 1999году. Компании западноевропейских стран, отдельно взятых, представлены значительно меньшим количеством: Британия – 42, ФРГ -42, Франция – 39.Тенденция последних десятилетий характеризовалась увеличением чисел крупнейших компаний из Японии и их уменьшением из США и Британии.

По размеру оборотов на первом месте стоят банковские, страховые, нефтяные и электронные, автомобильные и электротехнические концерны. Предложение на внутренних рынках товаров массового спроса во многих западных странах характеризуется высокой степенью монополизации. Например, в Италии «Монтэдиссон» контролировал около 40% национального производства химических продуктов, «ФИАТ» - 80% выпуска автомобилей и т.д.

Ведущие компании западных стран являются ТНК. Важнейшие решения и общая стратегия инвестирования в значительной мере вышли из-под влияния внутренних рынков. Обладая огромной экономической мощью, исследовательским аппаратом, крупнейшие ТНК вполне могут контролировать некоторые рынки в малых индустриальных и развивающихся странах.

Малые и средние компании. Мелкие и средние компании относятся к мелкотоварному и товарному производству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость.

Важное влияние в развитии мелкотоварного и товарного сектора – его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализации. Часть малых и средних компаний товарного сектора - его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализации. Часть малых и средних компаний непосредственно контролируется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоциированными фирмами.

В большинстве стран более 90% общего числа фирм являются малыми и средними, на их долю приходится более половины всех занятых, продаж и производства. Роль этих компаний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками.

Мелкие и средние компании традиционно доминировали в обрабатывающей промышленности Италии и Японии.

Наличие на рынках малых и средних предприятий повышает жизнестойкость экономики, придает ей необходимую степень гибкости. В частности, в периоды спадов и структурных перестроек небольшие фирмы первыми проникают на новые рынки. Мелкие фирмы более мобильны, и риск является неотъемлемым элементом их существования.

В целом ряде стран значительная часть малых и средних компаний (40-50%) обслуживает только внутренний рынок. Их роль в экспорте невелика: во Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии доля малых и средних фирм чуть превышает 1/3, а в Японии роль этих фирм в экспорте снизилась с 16% в 1980 году до 13,3% в 1990 году.

Социальная структура предприятий. Изменение размерной структуры экономических агентов и производственных единиц, технологических параметров производства сопровождалось сдвигами в социально-экономической структуре внутренних рынков промышленно развитых стран. Эти сдвиги проявлялись в значительном сокращении числа и роли предприятий, находящихся в государственной собственности, в дальнейшем снижении роли кооперативных предприятий и в увеличении роли предприятий различных форм организации, находящихся в частной индивидуальной и коллективной собственности.

Вывод

 

Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Внутренний рынок – это система обмена внутри национального хозяйства без импорта и экспорта.

Анализ внутренних рынков показывает движущие силы хозяйственных процессов в каждой стране. Внутренние рынки промышленно развитых стран доминируют в мире. Они входят в число пятидесяти ведущих рынков.

Если оценивать внутренние рынки по ВВП, то можно заметить, что объем внутренних рынков малых стран относительно ВВП невелик. Доход на душу населения в промышленно развитых странах в пять раз превосходит среднемировой уровень.

На экономический рост влияет потребительский спрос. Если рассмотреть структуру частного (личного) потребления в развитых странах, можно отметить, что довольно длительное время это были продукты питания и одежды. За последние десятилетия ситуация изменилась. Сократились первичные потребности. Стали пользоваться спросом предметы длительного спроса: бытовые электроприборы, автомобили, драгоценности, ЭВМ. Значительную часть потребительского спроса занимает жилье.

Последняя четверть века характеризуется разрывом в распределении доходов между различными слоями населения промышленно развитых стран. Это объясняется неоконсервативной политикой правительств западных стран, которая привела к изменению структуры рынка труда и системы налогообложения. Усиление неравенства обострило проблемы бедности в рассматриваемой подсистеме.

Наряду с личным потреблением существует и производственный спрос. В совершенствовании факторов производства производственный спрос занимает ключевое положение. Величина производственного спроса определяется объемом производственных капиталовложений.

В промышленно развитых странах высоко развит рынок промежуточной продукции. Главным потребителем, которого является обрабатывающая промышленность и строительство. В рассматриваемой подсистеме доля промежуточной промышленности составляет 60% валового производства.

Наряду со спросом состояние и развитие внутренних рынков определяется и предложением. В последние десятилетия наметилась тенденция расширения сферы услуг, крупнейшим сектором которой являются услуги производству и населению.

Рассмотрим положение некоторых отраслей промышленности в развитых странах. В сфере материального производства важнейшим сектором остается промышленность, преобладающее значение сохраняет обрабатывающая промышленность. В 50-60 – е годы преобладающий удельный вес занимало станкостроение, промышленное оборудование, авто- и судостроение. За последнюю четверть века произошло увеличение удельного веса наукоемких отраслей. Сельское хозяйство в промышленно развитых странах обладает большим потенциалом, хотя его доля невелика. Особенность этой отрасли в том, что сельское хозяйство этой подсистемы самая капиталоемкая отрасль экономики. Повышение требований к качеству пищевой промышленности привело к усовершенствованию средств производства, а не к увеличению их к углублению специализации отрасли.

На рынках промышленно развитых стран ведущее место занимают крупные и крупнейшие компании, представленные концернами, конгломератами, комбинатами. Крупные компании имеют лучшие возможности для получения конкурентных преимуществ на отраслевом, национальном и международном рынках, возможности внутриотраслевого перераспределения ресурсов, изменения валютных партнеров. На первом месте по обороту находятся банковские страховые, нефтяные, электронные, автомобильные и электротехнические концерны. Современная крупная компания базируется на основе собственного акционерного общества.

Организационная структура в промышленно развитых странах является трехъярусной. На верхнем ярусе находятся крупные компании и их союзы, на среднем – более мелкие корпорации, и далее, мелкие компании и отдельные производители.[2]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: