" Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. " (сура Пчёлы, 16:43)
Этот прекрасный аят побуждает мусульман обращаться к обладателям знания обо всём, в чём они могут впасть в заблуждение, так, чтобы они могли вернуться на путь Истины, благодаря Аллаху, предусмотревшему особых людей, выдвинутых для этой цели. Это люди с глубоким знанием и обширнейшим пониманием науки толкования Корана.
Данный аят ниспослан, чтобы представить Ахли-Бейт(А). В их числе находились: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им всем). Это произошло во время пророческой миссии, и когда пришло время, Посланник(С) ещё раз представил их людям как "пятерых под накидкой", после чего добавил к этому знание о девятерых из потомства Хусейна(А), кто последует за ними. Пророк предусмотрел различные дела, в которых неизбежно их участие, и называл их Имамами [верного] руководства, Светочами тем, кто во тьме, и Людьми Знания. А также теми, в ком глубоко укоренено знание, и теми, кого Аллах, вся хвала принадлежит Ему, почтил знанием Книги.
Эти цитаты хорошо известны, достоверны, и часто повторяются в книгах шиитов со времён Посланника(С), но, кроме этого, некоторые суннитские учёные приводили их, соглашаясь, что данный стих описывает Ахли-Бейт(А). Я нашёл примеры этого в следующих суннитских книгах:
1) "Тафсир аль-Кабир" Имама ат-Талаби, глава о толковании суры "Пчёлы"
2) "Тафсир" Ибн Касира, т.2, стр.570
3) "Тафсир" ат-Табари т.14, стр.109
4) "Тафсир" аль-Алуси, также называемый "Рух уль-Маани", т.14, стр.134
5) "Тафсир" аль-Куртуби, т.11, стр.272
6) "Тафсир" аль-Хакима, также называемый "Шавахид ат-Танзиль", т.1, стр.334
7) "Тафсир" ат-Тустари, также называемый "Ихак аль-Хакк", т.3, стр.482
8) "Янаби аль-Мавадда" Кундузи аль-Ханафи, стр.51 и стр.140
Но противниками истины часто выдвигается мнение, что упомянутые в этом аяте Ахлю-Зикр - это Ахль-уль-Китаб, т.е. иудеи и христиане. Соответственно, для нас будет интересно выяснить, как в действительности обстоят дела в трактовке приведённого аята.
Во-первых: во множестве аятов Священного Корана упоминается, что Ахль-уль-Китаб исказили доверенное им Писание, и изменяя в нём собственными руками, приписывали это Аллаху за малую цену [ ближнего мира ]. Также, в Коране свидетельствуется, что они лгали, и переворачивали истину с ног на голову. Принимая во внимание такое положени вещей, как можно считать, что Коран повелит обратиться к ним мусульманам, и без того находящимся в противоречивой ситуации?
Во-вторых: Бухари приводит в своём Сахихе, в "Книге Свидетельств", в главе " Мушрики не спрашиваются"(т.3, стр.163) от Абу Хурейры: Посланник(С) сказал: "Не верьте людям Писания, но и не считайте их лжецами, а говорите: 'Мы уверовали в Аллаха и то, что нам ниспослано". Это означает, что не стоит искать у них ответов, а наоборот, избегать и оставлять принятие от них любых объяснений, не вдаваясь, правда в них содержится или ложь (т.е. даже не ожидать от них правдивого ответа).
В-третьих: Бухари приводит в своём Сахихе, в "Книге Единcтва", в главе "Каждый день Он занят делом"(т.8, стр.208): Ибн Аббас сказал: "О мусульмане! Зачем вы спрашиваете людей Писания, ведь ваша книга, ниспосланная Его Посланнику содержит наиболее недавние сведения от Аллаха, и вы читаете её, книгу неискажённую? Аллах ниспослал вам, что люди Писания изменяют их руками открытое им, и говорят: "Это от Аллаха", чтобы получить больше мирских благ." Ибн Аббас добавил: "Разве знаний, открытых вам мало, чтобы остановить от вопросов к ним? Клянусь Аллахом, я никогда не видел одного из них, спрашивающего о том, что было открыто вам".
В-четвёртых: люди Писания, это как иудеи, так и христиане, одни из них принимают Исуса(а) как Бога, а другие считают его обманщиком. И обе религии отрицают Ислам и считают Посланника(С) кто анти-Христом, а кто просто лжецом. Принимая это во внимание, какой ответ вы ожидаете получить, спрашивая людей Писания так, как будто это и есть Ахли-Зикр. [ Ведь если вы поверите суннитской трактовке и зададите христианам, например, вопрос из начала этого аята: "ниспосылал ли Аллах своими посланниками только людей?", они ответят вам, что Он послал Самого Себя в виде Своего Сына (и не пытайтесь понять это) ].
Но все эти противоречия, доказанные из суннитских книг, перестанут существовать, в случае если вы отнесёте Ахли-Зикр к домочадцам Посланника(С), так, как это дошло до нас в достоверных сообщениях и шиитов, и суннитов. Из них понятно, что Аллах, вся хвала принадлежит Ему, Наивысочайшему, возвысил их знанием Книги, и сделал Имамами, Избранными среди Его слуг, чтобы те могли обращаться к ним за толкованиями и разъяснениями, и они не отрекаются ни от чего [в Коране]. Таково руководство от Него - если только вы слушаетесь Аллаха и Его Посланника(С).
Когда Аллах, вся хвала принадлежит Ему, и пречиста Его мудрость, пожелал, чтобы его рабы подчинились некоторым из своего числа, Он научил Своих избранников знанию Книги, и такому, что под их руководством тяготы должны облегчиться, а организованность людей - упрочниться. Если же Его руководители и остальные люди разделялись, тогда из их числа выступали самозванцы и лжецы. В такой ситуации каждый начинал следовать за своими страстями - ведь каждый мог заявлять, что он и есть самый знающий, хотя никто не мог достоверно доказать этого.
Я придерживаюсь этой точки зрения в первую очередь потому, что доволен Ахли-Бейт(А) как Ахли-Зикр. После краткого введения я приступаю к изложению вопросов, на которых у "ахлю-сунна-валь-джама" нет честных ответов, те же, которые они способны дать - противоречивы, и в них легко найдёт изъяны вдумчивый исследователь. Что же до истинных ответов - они находятся у чистых Имамов, наполняющих Землю знанием и рассуждением, добродетелями и праведностью.