2.5.1. Групповые упражнения- одна из форм индивидуального практического обучения тактической подготовке офицеров на местности, на картах и на макетах местности. Они предназначаются для привития обучаемым умений и навыков управления войсками в роли определенного должностного лица и более глубокого усвоения теоретических положений на фоне конкретной тактической обстановки, а также для формирования у обучаемых морально-боевых и психологических качеств.
2.5.2. По методике проведения и материальному обеспечению групповые упражнения подразделяются на групповые упражнения без элементов и с элементами командно-штабного учения, с применением средств связи, средств обозначения и имитации, а также с переходом к действиям в составе подразделения. В практике обучения перечисленные разновидности занятий могут применяться в сочетании. На групповых упражнениях в комплексе с тактической подготовкой отрабатываются вопросы разведывательной, РХБЗ, инженерной, топографической, военно-медицинской подготовки.
2.5.3. Занятия проводятся руководителями групп командирской подготовки. Состав обучаемых для каждого занятия определяется в соответствии с составом данной учебной группы согласно плану боевой подготовки.
Продолжительность группового упражнения зависит от целей занятия, количества вынесенных на него вопросов и составляет 4-6 часов.
2.5.4. Тематика групповых упражнений определяется программой командирской подготовки. Содержание каждого конкретного занятия определяется руководителем исходя из требований программы, уровня подготовки обучаемых, служебно-боевого предназначения воинских частей.
Цели и учебные вопросы для проведения группового упражнения определяет руководитель занятия. Количество выносимых на каждое занятие учебных вопросов зависит от избранных целей, отводимого на занятия времени, уровня подготовки обучаемых. Содержание каждого учебного вопроса должно отражать практическую работу обучаемых в занимаемой должности.
|
2.5.5. Район (место) проведения занятия должен обеспечивать хорошие условия для наблюдения и не требовать значительного времени для выдвижения к нему.
Материальное обеспечение занятия и расход моторесурсов определяются руководителем с учетом норм расхода материальных средств.
2.5.6. Исходными данными для проведения группового упражнения являются: тема; учебные цели; учебные вопросы; состав обучаемых; принадлежность изучаемого противника; время и продолжительность; район на карте и место проведения; материальное обеспечение.
2.5.7. Подготовка группового упражнения включает: уяснение, уточнение и определение исходных данных; разработку плана проведения занятия и тактического задания; подготовку командира, проводящего занятие, и обучаемых, места проведения занятия и материальное обеспечение. При проведении упражнения на местности, кроме того, проводится рекогносцировка, для обозначения действий противника может создаваться мишенная обстановка и подготавливаться имитация.
2.5.8. После работы с исходными данными руководитель занятия приступает к разработке документов. Для проведения группового упражнения разрабатываются: план проведения занятия; тактическое задание; вводные. При проведении занятий на местности с применением средств обозначения и имитации дополнительно разрабатывается схема обозначения действий противника и своих войск. Количество, объем, содержание и порядок отработки документов определяет руководитель занятия.
|
2.5.9. План проведения группового упражнения разрабатывается на карте. В нем отображаются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время проведения и материальное обеспечение занятия, исходная обстановка (боевой состав, положение, характер боевых действий и взаимное воздействие сторон различными средствами поражения к началу занятия); боевые задачи вышестоящих соединений (воинских частей, подразделений) и решения за их командиров; боевые задачи воинской части (подразделения), за командира которого действуют обучаемые, а также ее соседей; обстановка, создаваемая в ходе занятия для отработки последующих вопросов; мероприятия, проводимые руководителем в ходе занятия (место и способ введения в исходную обстановку, время, порядок занятия и перемещения пункта управления; кого из обучаемых и в какой роли заслушать при отработке учебных вопросов; порядок руководства обозначением действий противника и своих войск; последовательность доведения вводных; оперативное и астрономическое время проведения мероприятий; порядок проведения разбора); основные тактические показатели замысла.
План проведения группового упражнения подписывается его руководителем и не позднее чем за неделю до начала занятия представляется на утверждение старшему начальнику.
|
2.5.10. Тактическое задание разрабатывается в письменном виде с приложением карты (схемы) исходной обстановки. К заданию могут прилагаться документы, отображающие организацию, боевой состав соединений и воинских частей, наличие и поступление боеприпасов и материальных средств.
2.5.11. Подготовка материального обеспечения занятия в зависимости от содержания темы и норм расхода материальных средств включает: оборудование района проведения занятия; подготовку средств имитации, необходимой мишенной обстановки, технических средств обучения, средств передвижения.
2.5.12. Подготовка обучаемых заключается в изучении ими теоретических положений и выполнении заданий, данных руководителем в конце предыдущего занятия. За 2-3 дня до начала группового упражнения офицерам вручается тактическое задание и даются указания по подготовке к занятию.
2.5.13. Групповое упражнение обычно начинается руководителем с контроля подготовленности обучаемых: им проверяется полнота нанесения обстановки на карту, качество произведенных расчетов, знание организации и боевых возможностей своих войск и противника, созданной обстановки, теоретических положений по отрабатываемой теме, а также экипировка.
2.5.14. Проверив готовность обучаемых к занятию, руководитель объявляет тему, цели занятия и выносимые на него вопросы. Проводится топографическое и тактическое ориентирование на местности, после чего руководитель приступает к отработке учебных вопросов.
Заслушав доклады 2-3 офицеров по одному вопросу, руководитель вне оперативного времени может потребовать обоснования докладов, утверждает наиболее оптимальный вариант решения, подводит итог отработки учебного вопроса.
В ходе занятий руководитель добивается от обучаемых четкого формулирования выводов из оценки обстановки, своевременного принятия обоснованного решения и постановки задач подчиненным. В случае, когда доклады не отвечают установленным требованиям, руководитель может предложить свой возможный вариант.
2.5.15. Для отработки последующих учебных вопросов руководитель занятия создает (уточняет) тактическую обстановку исходя из возможного характера действий противоположной стороны и принятых обучаемыми решений. Доведение данных обстановки производится различными способами: вручением боевых документов, с голоса (по средствам связи), обозначением действий противника (имитацией).
2.5.16. Действия противоположной стороны обозначаются средствами имитации и мишенной обстановкой. Кроме того, руководитель занятия для обозначения действий противника может привлекать личный состав подразделений, с которыми проводятся тактико-строевые (тактические) занятия. При отработке вопросов управления в ходе выполнения служебно - боевой задачи действия противоположной стороны и своих войск должны обозначаться одновременно, отражая реальность создаваемой обстановки.
Для смены учебного места на местности должна создаваться обстановка, вынуждающая обучаемых принять решение на перемещение пункта управления.
2.5.17. После отработки всех намеченных вопросов проводится общий разбор занятия.
В ходе разбора руководитель напоминает тему, учебные цели, содержание замысла и делает краткий анализ наиболее характерных решений и ошибок обучаемых. В заключение он объявляет индивидуальные оценки каждому обучаемому, указывает вопросы, на которые необходимо обратить внимание в ходе самостоятельной работы, определяет порядок подготовки к следующему занятию.
2.5.18. Тактическая летучка - одна из форм индивидуального практического обучения офицеров тактической подготовке. Она предназначается для проверки знаний, умений и навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, совершенствования знаний и тренировки в самостоятельном и быстром анализе данных обстановки, принятии решения, его оформлении на карте, грамотной постановке задач подчиненным и проводится на местности, картах или на макете местности.
2.5.19. Тактические летучки проводятся обычно на завершающем этапе изучения какой-либо темы по командирской подготовке, а также в ходе итоговых (инспекторских) проверок.
Тактическая летучка представляет собой короткое 2-4-часовое занятие, на котором отрабатываются, как правило, один, а иногда два учебных вопроса.
2.5.20. Тематика тактических летучек зависит от конкретных условий и может быть самой разнообразной. Чаще всего на летучках отрабатываются вопросы управления войсками в динамике действий при выполнении служебно-боевых задач. Содержанием темы занятия является такой эпизод действий войск, где обстановка требует от обучаемых немедленных самостоятельных действий. Тема может также определяться с учетом необходимости проверить уровень индивидуальной подготовки обучаемых. Исходя из этого определяются учебные цели занятия.
2.5.21. Подготовка тактической летучки начинается с уяснения, уточнения и определения руководителем исходных данных и осуществляется аналогично подготовке групповых упражнений.
Основным документом для проведения летучки является план. Он разрабатывается на карте с теми же требованиями, что и план группового упражнения. При необходимости на плане могут отображаться данные обстановки, сообщаемые обучаемым устно, прилагаться справочный материал для проведения разбора летучки.
Порядок обозначения действий противоположной стороны и своих войск отображается на плане проведения летучки или разрабатывается на отдельной схеме.
2.5.22. Особенностью проведения тактической летучки является то, что руководитель заблаговременно не сообщает обучаемым содержание темы и учебных вопросов.
При проведении летучки на местности или ее макете занятие начинается с ориентирования.
Способ ввода обучаемых в обстановку зависит от уровня подготовки, категории обучаемых, поставленных целей: это может быть сообщение руководителя занятий данных обстановки устно; вручение карт с нанесенной обстановкой; вручение тактического задания; передача по техническим средствам связи предварительно записанной на магнитофон информации и т.д.
После ввода в обстановку руководитель занятия ставит обучаемым задачу по объему работы, которую они должны выполнить, и определяет необходимое для этого время.
Обучаемые самостоятельно выполняют поставленную задачу и по истечении отведенного времени сдают работы руководителю.
2.5.23. Разбор летучки проводится после проверки и детального анализа работ обучаемых. Разбор проводится так же, как и на групповом упражнении.
Индивидуальная оценка обучаемым за решение тактической летучки выводится по показателям, разработанным руководителем.
2.6. Особенности организации и проведения штабных тренировок в авиационных воинских частях (подразделениях)
2.6.1. Основной целью ШТ в авиационных воинских частях (подразделениях) является подготовка офицеров управления к исполнению своих должностных обязанностей. На ШТ обучаемые, выступая каждый в своей (или назначенной) должности, отрабатывают вопросы организации, управления и обеспечения служебно-боевых (боевых) действий авиации. ШТ, предшествующая летно-тактическим учениям, проводится, как правило, по близкой с ним тематике.
2.6.2. Раздельные ШТ проводятся под руководством непосредственных начальников раздельно с офицерами штаба, служб, связи и радиотехнического обеспечения, тыла для их первоначального обучения (совершенствования умений и навыков) выполнению должностных обязанностей по занимаемой (или другой на случай взаимозаменяемости) должности. Разрабатывается план ее проведения. Если для создания оперативно-тактического (тактического) фона используется карта, то она является приложением к плану.
2.6.3. Совместные штабные тренировки проводятся с офицерами управления авиационной воинской части под единым руководством для совершенствования слаженности в работе по организации, управлению и обеспечению служебно-боевых (боевых) действий авиации. Для проведения совместной ШТ разрабатываются: замысел на карте с пояснительной запиской, план проведения и задание обучаемым.
2.6.4. Подготовка обучаемых к ШТ заключается в выполнении учебных указаний, данных в задании, или устных указаний руководителя, а также в подготовке своих рабочих мест и необходимых учебных пособий. ШТ начинается с занятия исходного положения. После проверки руководителем и его помощниками правильности размещения обучаемых, наличия средств связи и документов по СУВ руководитель объявляет оперативное время и доводит до обучаемых приказ или распоряжение старшего начальника.
2.7. Особенности организации и проведения групповых упражнений в авиационных воинских частях (подразделениях)
2.7.1. На каждое групповое упражнение состав обучаемых определяется командиром исходя из поставленных учебных целей, отрабатываемых учебных вопросов и необходимости выработки единства взглядов на их решение, а также взаимодействия и взаимопонимания между офицерами различных служебных категорий.
2.7.2. На групповое упражнение разрабатываются: замысел группового упражнения на карте; план проведения; задание на групповое упражнение.
2.7.3. Замысел группового упражнения включает в себя: тему упражнения; учебные цели; этапы; учебные вопросы; распределение времени по учебным вопросам; исходную оперативно-тактическую (тактическую) обстановку; ход действий (боевых действий); замысел действий сторон; необходимые справочные данные и графический план проведения.
2.7.4. План проведения группового упражнения может составляться в виде графика, текстуально с выделением вертикальных граф и текстуально с указанием последовательности проведения занятия. Вводные этапов привязываются по месту и времени определенным условным знаком к оперативно-тактической обстановке. Почти по каждой вводной разрабатываются в письменной или графической форме примерные решения, действия руководителя при ее отработке. В конце плана дается примерный порядок подведения итогов группового упражнения.
2.7.5. Задание на групповое упражнение разрабатывается на основе замысла в целях введения офицеров в обстановку к началу группового упражнения, обеспечения их необходимыми справочными данными. Задание включает пять разделов: общая обстановка, частная обстановка, справочные данные, руководства и пособия, учебные указания.