Организация и проведение групповых упражнений и тактических летучек




2.5.1. Групповые упражнения- одна из форм индивидуального практического обучения тактической подготовке офицеров на мест­ности, на картах и на макетах местности. Они предназначаются для привития обучаемым умений и навыков управления войс­ками в роли определенного должностного лица и более глубокого усвоения теоретических положений на фоне конкретной тактической обстановки, а также для формирования у обучаемых морально-боевых и психологических качеств.

2.5.2. По методике проведения и материальному обеспечению групповые упражнения подразделяются на групповые упражнения без элементов и с элементами командно-штабного учения, с применением средств связи, средств обозначения и имитации, а также с перехо­дом к действиям в составе подразделения. В практике обучения пе­речисленные разновидности занятий могут применяться в сочетании. На групповых упражнениях в комплексе с тактической подготовкой отрабатываются вопросы разведывательной, РХБЗ, инженерной, топографической, военно-медицинской подготовки.

2.5.3. Занятия проводятся руководителями групп командирской подготовки. Состав обучаемых для каждого занятия определяется в соответствии с составом данной учебной группы согласно плану бое­вой подготовки.

Продолжительность группового упражнения зависит от целей за­нятия, количества вынесенных на него вопросов и составляет 4-6 часов.

2.5.4. Тематика групповых упражнений определяется программой командирской подготовки. Содержание каждого конкретного занятия определяется руководителем исходя из требований программы, уров­ня подготовки обучаемых, служебно-боевого предназначения воинских частей.

Цели и учебные вопросы для проведения группового упражнения определяет руководитель занятия. Количество выносимых на каждое занятие учебных вопросов зависит от избранных целей, отво­димого на занятия времени, уровня подготовки обучаемых. Содержа­ние каждого учебного вопроса должно отражать практическую работу обучаемых в занимаемой должности.

2.5.5. Район (место) проведения занятия должен обеспечивать хорошие условия для наблюдения и не требовать значительного времени для выдвижения к нему.

Материальное обеспечение занятия и расход моторесурсов опре­деляются руководителем с учетом норм расхода материальных средств.

2.5.6. Исходными данными для проведения группового упражнения являются: тема; учебные цели; учебные вопросы; состав обучаемых; принадлежность изучаемого противника; время и продолжительность; район на карте и место проведения; материальное обеспечение.

2.5.7. Подготовка группового упражнения включает: уяснение, уточнение и определение исходных данных; разработку плана прове­дения занятия и тактического задания; подготовку командира, про­водящего занятие, и обучаемых, места проведения занятия и матери­альное обеспечение. При проведении упражнения на местности, кроме того, проводится рекогносцировка, для обозначения действий про­тивника может создаваться мишенная обстановка и подготавливаться имитация.

2.5.8. После работы с исходными данными руководитель занятия приступает к разработке документов. Для проведения группового уп­ражнения разрабатываются: план проведения занятия; тактическое задание; вводные. При проведении занятий на местности с примене­нием средств обозначения и имитации дополнительно разрабатывает­ся схема обозначения действий противника и своих войск. Коли­чество, объем, содержание и порядок отработки документов опреде­ляет руководитель занятия.

2.5.9. План проведения группового упражнения разрабатывается на карте. В нем отображаются: тема, учебные цели, учебные вопро­сы, состав обучаемых, время проведения и материальное обеспечение занятия, исходная обстановка (боевой состав, положение, характер боевых действий и взаимное воздействие сторон различными средс­твами поражения к началу занятия); боевые задачи вышестоящих сое­динений (воинских частей, подразделений) и решения за их команди­ров; боевые задачи воинской части (подразделения), за командира которого действуют обучаемые, а также ее соседей; обстановка, создаваемая в ходе занятия для отработки последующих вопросов; мероприятия, проводимые руководителем в ходе занятия (место и способ введения в исходную обстановку, время, порядок занятия и перемещения пункта управления; кого из обучаемых и в какой роли заслушать при отработке учебных вопросов; порядок руководства обозначением действий противника и своих войск; последователь­ность доведения вводных; оперативное и астрономическое время про­ведения мероприятий; порядок проведения разбора); основные такти­ческие показатели замысла.

План проведения группового упражнения подписывается его руко­водителем и не позднее чем за неделю до начала занятия представ­ляется на утверждение старшему начальнику.

2.5.10. Тактическое задание разрабатывается в письменном виде с приложением карты (схемы) исходной обстановки. К заданию могут прилагаться документы, отображающие организацию, боевой состав соединений и воинских частей, наличие и поступление боеприпасов и матери­альных средств.

2.5.11. Подготовка материального обеспечения занятия в зави­симости от содержания темы и норм расхода материальных средств включает: оборудование района проведения занятия; подготовку средств имитации, необходимой мишенной обстановки, технических средств обучения, средств передвижения.

2.5.12. Подготовка обучаемых заключается в изучении ими тео­ретических положений и выполнении заданий, данных руководителем в конце предыдущего занятия. За 2-3 дня до начала группового упраж­нения офицерам вручается тактическое задание и даются указания по подготовке к занятию.

2.5.13. Групповое упражнение обычно начинается руководителем с контроля подготовленности обучаемых: им проверяется полнота на­несения обстановки на карту, качество произведенных расчетов, знание организации и боевых возможностей своих войск и про­тивника, созданной обстановки, теоретических положений по отраба­тываемой теме, а также экипировка.

2.5.14. Проверив готовность обучаемых к занятию, руково­дитель объявляет тему, цели занятия и выносимые на него вопросы. Проводится топографическое и тактическое ориентирование на мест­ности, после чего руководитель приступает к отработке учебных вопросов.

Заслушав доклады 2-3 офицеров по одному вопросу, руководитель вне оперативного времени может потребовать обоснования докладов, утверждает наиболее оптимальный вариант решения, подводит итог отработки учебного вопроса.

В ходе занятий руководитель добивается от обучаемых четкого формулирования выводов из оценки обстановки, своевременного при­нятия обоснованного решения и постановки задач подчиненным. В случае, когда доклады не отвечают установленным требованиям, ру­ководитель может предложить свой возможный вариант.

2.5.15. Для отработки последующих учебных вопросов руководи­тель занятия создает (уточняет) тактическую обстановку исходя из возможного характера действий противоположной стороны и принятых обучаемыми решений. Доведение данных обстановки производится различными спо­собами: вручением боевых документов, с голоса (по средствам свя­зи), обозначением действий противника (имитацией).

2.5.16. Действия противоположной стороны обозначаются средствами имитации и мишенной обстановкой. Кроме того, руководитель занятия для обозначения действий противника может привлекать личный состав подразделений, с которыми проводятся тактико-строевые (тактичес­кие) занятия. При отработке вопросов управления в ходе выполнения служебно - боевой задачи дейс­твия противоположной стороны и своих войск должны обозначаться одновременно, отражая реальность создаваемой обстановки.

Для смены учебного места на местности должна создаваться обс­тановка, вынуждающая обучаемых принять решение на перемещение пункта управления.

2.5.17. После отработки всех намеченных вопросов проводится общий разбор занятия.

В ходе разбора руководитель напоминает тему, учебные цели, содержание замысла и делает краткий анализ наиболее характерных решений и ошибок обучаемых. В заключение он объявляет индивидуальные оценки каждому обучаемому, указывает вопросы, на которые необходимо обратить внимание в ходе самостоятельной рабо­ты, определяет порядок подготовки к следующему занятию.

2.5.18. Тактическая летучка - одна из форм индивидуального практического обучения офицеров тактической подготовке. Она предназначается для проверки знаний, умений и навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, совершенствования знаний и тренировки в са­мостоятельном и быстром анализе данных обстановки, принятии реше­ния, его оформлении на карте, грамотной постановке задач подчи­ненным и проводится на местности, картах или на макете местности.

2.5.19. Тактические летучки проводятся обычно на завершающем этапе изучения какой-либо темы по командирской подготовке, а так­же в ходе итоговых (инспекторских) проверок.

Тактическая летучка представляет собой короткое 2-4-часовое занятие, на котором отрабатываются, как правило, один, а иногда два учебных вопроса.

2.5.20. Тематика тактических летучек зависит от конкретных условий и может быть самой разнообразной. Чаще всего на летучках отрабатываются вопросы управления войсками в динамике действий при выполнении служебно-боевых задач. Содержанием темы занятия является такой эпизод действий войск, где обстановка требует от обучаемых немедленных самостоятельных действий. Тема может также определяться с учетом необходимости проверить уровень индивидуальной подготовки обучае­мых. Исходя из этого определяются учебные цели занятия.

2.5.21. Подготовка тактической летучки начинается с уяснения, уточнения и определения руководителем исходных данных и осущест­вляется аналогично подготовке групповых упражнений.

Основным документом для проведения летучки является план. Он разрабатывается на карте с теми же требованиями, что и план груп­пового упражнения. При необходимости на плане могут отображаться данные обстановки, сообщаемые обучаемым устно, прилагаться спра­вочный материал для проведения разбора летучки.

Порядок обозначения действий противоположной стороны и своих войск отобра­жается на плане проведения летучки или разрабатывается на отдель­ной схеме.

2.5.22. Особенностью проведения тактической летучки является то, что руководитель заблаговременно не сообщает обучаемым содер­жание темы и учебных вопросов.

При проведении летучки на местности или ее макете занятие на­чинается с ориентирования.

Способ ввода обучаемых в обстановку зависит от уровня подго­товки, категории обучаемых, поставленных целей: это может быть сообщение руководителя занятий данных обстановки уст­но; вручение карт с нанесенной обстановкой; вручение тактичес­кого задания; передача по техническим средствам связи предвари­тельно записанной на магнитофон информации и т.д.

После ввода в обстановку руководитель занятия ставит обучае­мым задачу по объему работы, которую они должны выполнить, и опре­деляет необходимое для этого время.

Обучаемые самостоятельно выполняют поставленную задачу и по истечении отведенного времени сдают работы руководителю.

2.5.23. Разбор летучки проводится после проверки и детального анализа работ обучаемых. Разбор проводится так же, как и на групповом упражнении.

Индивидуальная оценка обучаемым за решение тактической летуч­ки выводится по показателям, разработанным руководителем.

2.6. Особенности организации и проведения штабных трениро­вок в авиационных воинских частях (подразделениях)

2.6.1. Основной целью ШТ в авиационных воинс­ких частях (подразделениях) является подготовка офицеров управле­ния к исполнению своих должностных обязанностей. На ШТ обучаемые, выступая каждый в своей (или назначенной) должности, отрабатывают вопросы организации, управления и обеспе­чения служебно-боевых (боевых) действий авиации. ШТ, предшествующая летно-тактическим учениям, проводится, как правило, по близкой с ним тематике.

2.6.2. Раздельные ШТ проводятся под руководс­твом непосредственных начальников раздельно с офицерами штаба, служб, связи и радиотехнического обеспечения, тыла для их перво­начального обучения (совершенствования умений и навыков) вы­полнению должностных обязанностей по занимаемой (или другой на случай взаимозаменяемости) должности. Разрабатывается план ее проведения. Если для создания оперативно-тактического (тактического) фона используется карта, то она является приложением к плану.

2.6.3. Совместные штабные тренировки проводятся с офицерами управления авиационной воинской части под единым руководством для совершенствования слаженности в работе по организации, управлению и обеспечению служебно-боевых (боевых) действий авиации. Для проведения совместной ШТ разрабатываются: замысел на карте с пояснительной запиской, план проведения и задание обучае­мым.

2.6.4. Подготовка обучаемых к ШТ заключается в выполнении учебных указаний, данных в задании, или устных ука­заний руководителя, а также в подготовке своих рабочих мест и не­обходимых учебных пособий. ШТ начинается с заня­тия исходного положения. После проверки руководителем и его по­мощниками правильности размещения обучаемых, наличия средств свя­зи и документов по СУВ руководитель объявляет оперативное время и доводит до обучаемых приказ или распоряжение старшего начальни­ка.

2.7. Особенности организации и проведения групповых упраж­нений в авиационных воинских частях (подразделениях)

2.7.1. На каждое групповое упражнение состав обучаемых опре­деляется командиром исходя из поставленных учебных целей, отра­батываемых учебных вопросов и необходимости выработки единства взглядов на их решение, а также взаимодействия и взаимопонимания между офицерами различных служебных категорий.

2.7.2. На групповое упражнение разрабатываются: за­мысел группового упражнения на карте; план проведения; задание на групповое упражнение.

2.7.3. Замысел группового упражнения включает в себя: тему упражнения; учебные цели; этапы; учебные вопросы; распределение времени по учебным вопросам; исходную оперативно-тактическую (тактическую) обстановку; ход действий (боевых действий); замысел действий сторон; необходимые справочные данные и графический план проведения.

2.7.4. План проведения группового упражнения может состав­ляться в виде графика, текстуально с выделением вертикальных граф и текстуально с указанием последовательности проведения занятия. Вводные этапов привязываются по месту и времени определенным ус­ловным знаком к оперативно-тактической обстановке. Почти по каж­дой вводной разрабатываются в письменной или графической форме примерные решения, действия руководителя при ее отработке. В кон­це плана дается примерный порядок подведения итогов группового упражнения.

2.7.5. Задание на групповое упражнение разрабатывается на ос­нове замысла в целях введения офицеров в обстановку к началу группового упражнения, обеспечения их необходимыми справочными данными. Задание включает пять разделов: общая обстановка, частная обстановка, справочные данные, руководства и пособия, учебные указания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: