К заданию могут прилагаться документы, отражающие организацию и боевой состав соединений и воинских частей, обеспеченность войск материальными средствами, состояние вооружения, техники и другие вопросы.
Предварительные боевые распоряжения, боевые приказы и распоряжения по видам обеспечения, отдаваемые обучаемым, разрабатываются в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств.
2.1.12. Частные планы заместителей, помощников руководителя учения и посредников разрабатываются на картах или текстуально с приложением карты. В них обычно указываются: тема учения; учебные цели для данного соединения (воинской части, подразделения), службы; состав войск, привлекаемых на учение; этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, порядок и время отработки каждого учебного вопроса; какие вопросы будут отрабатываться воинскими частями (подразделениями); графическая часть плана проведения учения (в необходимом объеме), задачи подчиненной воинской части (подразделения) и службы; организация (схема) связи с обучаемыми войсками (службами), их войсковыми посредниками и руководством учения; мероприятия, проводимые в ходе учения (по этапам учения); задачи и нормативы, выполняемые подчиненными командирами (штабами), воинскими частями и подразделениями, и порядок их оценки; содержание и порядок проведения исследований; необходимые расчетные и другие данные.
2.1.13. План обозначения действий противника разрабатывается помощником руководителя учения по обозначенному противнику на карте. В нем обычно указываются: задачи обозначения действий противника; состав обучаемых войск, графическая часть плана проведения учения в необходимом объеме; положение и группировка противника, подлежащего обозначению, с указанием подразделений, объектов (целей) и их нумерация; расчет сил и средств для обозначения; порядок обозначения положения и действий противника (войсками, мишенной обстановкой и имитационными средствами).
|
2.1.14. План имитации на учении разрабатывается помощником руководителя учения по имитации на основе плана проведения учения, плана обозначения действий противника и уточняется, наращивается в ходе учения в соответствии с решениями обучаемых командиров. В его разработке принимают участие офицеры, применение сил и средств которых будет имитироваться и обозначаться на учении.
В нем указываются: задачи имитации; районы (поля), участки имитации ядерных (химических) ударов и применения бактериальных средств, ударов авиации, вертолетов огневой поддержки и огня артиллерии; обозначение участков ядерно-минных и минновзрывных заграждений; зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоплений, которые могут возникнуть в результате применения сил и средств старших начальников сторон; расчет сил и средств для имитации, последовательность ее осуществления; порядок пропуска войск через районы, участки имитации; организация связи по управлению имитацией, требования безопасности.
План имитации разрабатывается обычно на крупномасштабной карте по этапам учения.
2.1.15. План связи аппарата руководства и посредников разрабатывается помощником начальника штаба руководства по связи на карте. В нем отражаются: задачи связи; графическая часть плана проведения учения (в необходимом объеме); пункты управления, узлы и линии связи руководства и обучаемых по исходной обстановке; порядок перемещения узлов связи в ходе учения; основные направления связи с посредниками, обучаемыми штабами, войсками и обеспечиваемые виды связи; время функционирования узлов связи пунктов управления; состав сил и средств, привлекаемых для обеспечения связи, их распределение по пунктам управления.
|
2.1.16. План комендантской службы разрабатывается помощником начальника штаба руководства по комендантской службе на карте. В нем отражаются: задачи комендантской службы; привлекаемые силы и средства и их распределение; маршруты движения соединений, воинских частей, подразделений и перемещения пунктов управления руководства; время прохождения колоннами исходного рубежа и рубежей регулирования, опознавательные знаки и условные номера колонн; районы привалов, дневного (ночного) отдыха; переправы и проходы; комендантские районы, участки, места расположения комендантов, комендантских постов, постов регулирования движения и контрольно-пропускных пунктов; состав и место расположения резерва сил и средств комендантской службы, ближайших медицинских, продовольственных пунктов, пунктов заправки горючим и технической помощи, пунктов водоснабжения, обогрева личного состава; порядок развертывания и срок готовности комендантской службы; время и порядок свертывания или перемещения сил и средств комендантской службы; организация связи и управления комендантской службой.
|
2.1.17. Подготовка генералов и офицеров руководства и посреднического аппарата должна обеспечивать правильное понимание ими замысла учения, своей роли и обязанностей по обучению войск, основных теоретических положений по отрабатываемой теме, изучение местности в районе учения и поучительное его проведение.
Руководитель учения лично готовит штаб руководства, своих заместителей, помощников, посредников, а те - соответственно подчиненных им офицеров, команды и подразделения, выделенные для обеспечения учения.
2.1.18. Подготовка начинается с изучения руководящих документов путем проведения лекций, семинаров, показа учебных кинофильмов, занятий на макете местности и самостоятельно. Затем изучаются документы по организации и проведению учения.
Основная работа по подготовке руководства и посреднического аппарата проводится на местности в районе предстоящего учения, где изучаются: обстановка, которая может сложиться на каждом этапе учения при отработке намеченных учебных вопросов; решения, которые могут принять обучаемые по сложившейся обстановке; возможные варианты розыгрыша боевых действий сторон, где определяются ориентировочное время выхода войск на определенные рубежи, порядок работы руководства и посреднического аппарата на каждом этапе, а также проведения исследований по заданным вопросам.
В заключение подготовки проводится радиотренировка руководства и посредников в целях слаживания радиосетей и получения практики в работе на средствах связи с использованием документов скрытого управления войсками.
2.1.19. Подготовка войск к учению должна предусматриваться планом боевой подготовки и уточняться в соответствии с полученными организационными указаниями по подготовке к учению.
Офицеры готовятся к учению в ходе командирских сборов и занятий, а также в ходе плановых мероприятий боевой подготовки. Перед учением у офицеров принимаются зачеты.
В целях подготовки войск к учению с подразделениями проводятся контрольные занятия, а также занятия по обучению войск перевозкам железнодорожным, морским (речным) и воздушным транспортом. С подразделениями, выделенными для проведения имитации, проводятся специальные занятия и принимаются зачеты.
Если планируется проведение учений в горах, пустыне, лесисто-болотистой местности, северных районах или зимой и в других сложных условиях, то с личным составом изучаются особенности действий в этих условиях.
Во всех подразделениях организуются занятия по изучению требований безопасности.
При подготовке к учениям, проводимым до завершения слаживания подразделений, проводится дополнительная подготовка офицеров органов управления и войск в необходимом объеме.
С воинскими частями (подразделениями), привлекаемыми на учение, проводятся смотры готовности, на которых проверяются: готовность личного состава и подразделений к учению, их экипировка; наличие и состояние вооружения и военной техники, средств связи и военно-технического имущества; наличие и состояние средств объективного контроля и аппаратуры постановки помех, а также объектов полевого быта (продовольственных пунктов батальонов, пунктов обогрева и др.) и обеспеченность другими материальными средствами. Обнаруженные недостатки устраняются к началу учения.
2.1.20. Подготовка района учения включает: проверку на минирование участков местности, уничтожение и обезвреживание взрывоопасных предметов; установление границ посевов, лесных посадок и других объектов для обеспечения их сохранности в ходе учения; обозначение опасных участков местности; оборудование районов полей и участков имитации; обозначение зон заражения, районов разрушений, пожаров и затоплений, которые могут возникнуть в результате применения различных средств поражения; развертывание и оборудование пунктов управления руководства; организацию связи, комендантской, спасательной и эвакуационной служб; проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
При подготовке района учения проводятся только те работы, которые в реальной обстановке выполняются силами и средствами старшего начальника.
Проведение учений
2.2.1. КШУ на местности могут начинаться из мест постоянной дислокации или исходных районов согласно созданной обстановке.
С выходом в назначенные районы штабы развертывают пункты управления, организуют их охрану и оборону, устанавливают связь с подчиненными воинскими частями (подразделениями), вышестоящим органом управления, проводят мероприятия по инженерному оборудованию районов развертывания пунктов управления, укрытий для личного состава, автотранспорта и по маскировке.
Штаб руководства размещается вблизи командного пункта обучаемого командира соединения (воинской части), а на двусторонних учениях - в районе, откуда обеспечивается непрерывность руководства учением.
2.2.2. Для ввода обучаемых в исходную тактическую обстановку им вручается тактическое задание. Это может происходить заблаговременно, с началом учения или после выхода штабов в районы учения. В случае, если тема учения не связана с началом войны, тактическое задание может вручаться в ходе или после отработки вопросов боевой и мобилизационной готовности. Порядок вручения тактического задания определяется руководителем учения.
После вручения тактического задания обучаемым предоставляется время для его изучения и доведения в части, касающейся всего личного состава.
2.2.3. Руководство и посредники обязаны контролировать работу соответствующих должностных лиц по исходной обстановке, побуждать обучаемых проявлять самостоятельность и инициативу, вырабатывать у них предусмотрительность, способность предвидеть развитие событий, умение предопределять характер предстоящих действий и возможной задачи, обучать их выполнению должностных обязанностей, к установленному времени докладывать о результатах работы в штаб руководства (старшему посреднику).
После того, как работа по исходной обстановке обучаемыми выполнена, до командиров и органов управления доводится боевая задача.
2.2.4. Боевые задачи до обучаемых командиров и штабов могут быть доведены предварительным боевым распоряжением, боевым распоряжением или боевым приказом. Порядок доведения боевой задачи определяется руководителем учения. Одновременно доводятся распоряжения по службам и видам обеспечения.
В том случае, если командиру соединения (воинской части) вручено предварительное боевое распоряжение, штаб руководства через определенные промежутки времени сообщает ему дополнительные данные обстановки, отдельные элементы решения старшего командира. По истечении времени, необходимого старшему начальнику для принятия и оформления решения, обучаемому командиру боевым приказом (боевым распоряжением) доводится боевая задача в полном, окончательно сформулированном виде; вручаются приказы (распоряжения) по видам боевого, технического и тылового обеспечения.
2.2.5. Заслушивание и утверждение решений обучаемых командиров сторон проводит лично руководитель учения на их пунктах управления без пауз в развитии боевых действий. В случаях, когда руководитель учения не имеет возможности заслушать обе стороны, решение одной из сторон заслушивает заместитель руководителя учения по противоположной стороне с последующим докладом выводов по решению руководителю учения.
В динамике розыгрыша боевых действий решения командиров, как правило, изучаются в ходе постановки ими задач подчиненным воинским частям (подразделениям).
Руководитель учения, его заместители, помощники и посредники лично изучают методы работы командиров и органов управления при сборе данных обстановки, принятии решений и постановке боевых задач подчиненным войскам.
2.2.6. Наращивание обстановки и розыгрыш боевых действий на КШУ проводится непрерывно, методом "час за час", т.е. так, как происходило бы в условиях реальной деятельности войск, при этом оперативное (условное) время должно совпадать с астрономическим. Обстановка наращивается руководителем учения, его помощниками (заместителями), штабом руководства и посредниками. К обучаемым обстановка поступает от посредников, подчиненных и взаимодействующих органов управления, соседей, вышестоящего органа управления и доводится в такой же последовательности, в такие же промежутки времени и по тем же каналам и средствам связи, как и в реальной боевой обстановке.
Одновременно со сведениями о положении и действиях воинских частей (подразделений) наращиваются данные об их состоянии и потерях. Данные обстановки, которые обучаемые командиры и органы управления не могут получить от подчиненных воинских частей (подразделений) доводятся штабом руководства в виде информации вышестоящего органа управления, от соседей и данных с борта самолета-разведчика.
2.2.7. Розыгрыш боевых действий осуществляется на основе решений, принятых обучаемыми командирами, отданных ими распоряжений и фактических действий войск в случае их привлечения.
Штаб руководства на основе оценки и сопоставления решений обучаемых командиров уточняет карту розыгрыша боевых действий и докладывает руководителю предложения по розыгрышу боевых действий.
После утверждения установленный порядок розыгрыша боевых действий доводится до посредников в виде указаний, отдаваемых руководителем учения, или другими способами.
Войсковые посредники, исходя из места воинской части (подразделения) в боевом порядке, ее состояния и поставленных боевых задач, а также возможного противодействия противника, конкретизируют обстановку (в полку - до роты, в батальоне - до взвода) и доводят ее до обучаемых командиров и органов управления.
Обучаемые командиры оценивают обстановку, принимают (уточняют) решения и докладывают их руководителю учения. Решение последнего поступает в штаб руководства для подготовки розыгрыша последующих боевых действий.
2.2.8. Для сосредоточения усилий руководства и обучаемых на решении главных вопросов учения в оперативно-тактической (тактической) обстановке могут делаться оперативные скачки продолжительностью от одних до нескольких суток.
Скачок начинается вручением обучаемым обстановки. На двустороннем учении оперативные скачки делаются для обеих сторон одновременно.
Вслед за оперативным скачком должен продолжаться непрерывный розыгрыш боевых действий.
2.2.9. В ходе розыгрыша боевых действий руководитель учения, его заместители, помощники и посредники постоянно находятся вместе с должностными лицами обучаемого управления соединения (воинской части, подразделения), наращивая обстановку, осуществляя контроль и оценивая их действия. Главное внимание при этом уделяется слаженности в работе всех должностных лиц и пунктов управления в целом, их умению быстро собирать, анализировать данные обстановки, кратко докладывать выводы из нее, грамотно и своевременно разрабатывать боевые документы, четко доводить задачи до воинских частей (подразделений) и осуществлять контроль за их выполнением.
2.2.10. Для развития у обучаемых командиров и офицеров органов управления оперативности в работе, навыков в быстром реагировании на изменения обстановки руководство и посредники должны ограничивать поступление данных о своих войсках, доводить неполные и противоречивые сведения о группировке и действиях противника, создавать помехи в работе радиосредств, разыгрывать нападение воздушного и наземного противника на пункты управления, передачу управления с одного пункта на другой, вывод из строя должностных лиц, средств связи и пункты управления в целом, ограничивать подвоз боеприпасов и других материальных средств, создавать зоны заражений, районы затоплений, разрушений, пожаров.
Внесение в обстановку элементов напряженности и внезапности, создание максимально трудных условий для управления войсками и оружием должны приурочиваться к периодам наиболее активной работы обучаемых по организации боевых действий, ко времени сбора и обобщения данных обстановки в динамике боевых действий, а также перемещения пунктов управления.
2.2.11. При планировании учения и определении порядка розыгрыша боевых действий руководитель учения предусматривает объявление частного отбоя по окончании розыгрыша боевых действий перед возвращением войск в места постоянной дислокации.
Кроме того, руководитель учения может объявить частный отбой в случаях:
потери обучаемым командиром управления или потери войсками ориентировки в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, в снегопад);
когда действия войск ставят под угрозу срыва достижение учебных целей (перед повтором недостаточно отработанных учебных вопросов);
грубого нарушения установленных требований безопасности и угрозы нанесения ущерба государственным, муниципальным и иным материальным ценностям.
По сигналу частного отбоя войска немедленно прекращают свои действия и остаются на достигнутых рубежах. Руководитель учения, исходя из целей частного отбоя, дает штабу руководства, посредникам и командирам обучаемых штабов необходимые указания, а по их выполнении продолжает учение.
2.2.12. Перед возвращением привлекаемых войск в места постоянной дислокации по указанию руководителя учения войскам отдаются распоряжения: об изъятии у личного состава боеприпасов, взрывчатых веществ и средств имитации; о приведении в порядок района учения; месте и времени сосредоточения войск; порядке проведения разбора учения.
Командиры соединений (воинских частей, подразделений) обязаны организовать проверку личного состава, вооружения, военной техники, военно-технического имущества и документов, изъятие боеприпасов, средств имитации и неприкосновенного запаса продовольствия, сосредоточение своих войск в указанных районах и к установленному сроку доложить руководителю учения о выполнении указанных мероприятий.
2.2.13. Возвращение войск в места постоянной дислокации организуется и осуществляется под контролем генералов и офицеров руководства и войсковых посредников на фоне тактической обстановки с выполнением учебно-боевых задач и организацией всех видов обеспечения.
После доклада командиров обучаемых соединений (воинских частей, подразделений) о прибытии войск в места постоянной дислокации объявляется общий отбой, определяющий окончание учения.
2.2.14. С выходом войск из района учения организуются проверка на минирование местности и объектов, сбор и уничтожение неразорвавшихся средств имитации, боеприпасов; участки применения отравляющих, радиоактивных веществ обеззараживаются или охраняются до обеспечения полной безопасности. Организуются ремонт и восстановление дорог (мостов, переходов и т.п.), зарывка траншей и окопов, снятие заграждений, ликвидация последствий применения имитационных средств и другие необходимые работы. После этого район учения осматривается специальной комиссией, назначенной руководителем учения.
2.2.15. При проведении учения на земельных участках, не принадлежащих военному ведомству, комиссия производит осмотр местности совместно с представителями местных органов самоуправления и по его результатам составляет акт. В случае обнаружения ущерба производится расследование. Акт и материалы расследования представляются руководителю учения для принятия решения.
2.2.16. По окончании учения в сроки, определенные руководителем учения, организуются обслуживание вооружения и техники и постановка их на хранение.
2.3. Особенности организации и проведения командно-штабных учений на картах
2.3.1. КШУ на картах представляют собой одну из форм подготовки командиров и органов управления. Они проводятся в целях совершенствования навыков командиров и органов управления в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками в ходе выполнения служебно - боевых задач.
Особенность КШУ на картах заключается в розыгрыше на основе решений обучаемых ряда наиболее характерных (сложных) эпизодов на фоне единой непрерывно развивающейся тактической обстановки, командиры и органы управления обучаются совместному выполнению своих должностных обязанностей. Розыгрыш в ходе каждого боевого эпизода целесообразно проводить без скачков “час за час”.
2.3.2. КШУ на картах менее продолжительны (двое-трое суток). Тема (темы) учения должны включать несколько видов боя и могут охватывать ведение боевых действий на большую глубину, при этом предусматривается отработка лишь важнейших вопросов работы командира и штаба по управлению войсками.
2.3.3. Как правило, проводит КШУ на картах непосредственный командир, а в роли обучаемого командира выступает кто-то из заместителей.
2.3.4. Количество офицеров, привлекаемых для подготовки и проведения учения, должно быть минимальным. Оно зависит от масштаба и темы. Если учение проводит непосредственный командир, то в помощь себе он привлекает обычно двух-трех наиболее подготовленных офицеров из состава обучаемого управления или подчиненных штабов.
2.3.5. Порядок разработки плана проведения учения на картах такой же, как при разработке плана учения на местности, однако он разрабатывается без учета влияния полигонов, расхода моторесурсов.
2.3.6. Продолжительность этапов учения и отработки учебных вопросов в каждом из них определяется как по астрономическому, так и по оперативному времени. При определении астрономического времени необходимо исходить из того, сколько бы его могли иметь командиры и органы управления в условиях реальной боевой обстановки для выполнения намеченного планом учения объема работ. На отработку сложных или новых вопросов в интересах обучения время может увеличиваться по отношению к реальной обстановке.
2.3.7. Подготовка места проведения КШУ на картах осуществляется силами и средствами обучаемого штаба. Содержание и объем проводимых мероприятий зависят от места проведения учения и условий размещения обучаемых. Учение может быть проведено в пункте постоянной дислокации или на пунктах управления, развернутых на местности вблизи пунктов дислокации. Подготовка мест для проведения учения включает: уточнение порядка размещения пунктов управления и обучаемых должностных лиц (отделений, служб); оборудование пунктов управления (служебных помещений) необходимым штабным инвентарем и средствами механизации; организацию связи; оборудование мест (помещений) для отдыха обучаемых в ходе учения.
2.3.8. Проведение КШУ на картах осуществляется так же, как и учения на местности. В ходе учения с доведением до обучаемых обстановки после оперативного скачка необходимо предусматривать время на изучение и доведение этой обстановки до всех обучаемых, после чего уточнять или ставить им новые боевые задачи.