В конце тактического задания даются указания, что необходимо исполнить и к чему быть готовым.




К заданию могут прилагаться документы, отражающие организацию и боевой состав соединений и воинских частей, обеспеченность войск материальными средствами, состояние вооружения, техники и другие вопросы.

Предварительные боевые распоряжения, боевые приказы и распо­ряжения по видам обеспечения, отдаваемые обучаемым, разрабатыва­ются в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств.

2.1.12. Частные планы заместителей, помощников руководителя учения и посредников разрабатываются на картах или текстуально с приложением карты. В них обычно указываются: тема учения; учебные цели для данного соединения (воинской части, подразделения), службы; состав войск, привлекаемых на учение; этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, порядок и время отработки каждого учебного вопроса; какие вопросы будут отрабатываться во­инскими частями (подразделениями); графическая часть плана прове­дения учения (в необходимом объеме), задачи подчиненной воинской части (подразделения) и службы; организация (схема) связи с обучаемыми войсками (службами), их войсковыми посредниками и руководством учения; мероприятия, проводимые в ходе учения (по этапам учения); задачи и нормативы, выполняемые подчиненными командирами (штаба­ми), воинскими частями и подразделениями, и порядок их оценки; со­держание и порядок проведения исследований; необходимые расчетные и другие данные.

2.1.13. План обозначения действий противника разрабатывается помощником руководителя учения по обозначенному противнику на карте. В нем обычно указываются: задачи обозначения действий про­тивника; состав обучаемых войск, графическая часть плана проведе­ния учения в необходимом объеме; положение и группировка против­ника, подлежащего обозначению, с указанием подразделений, объектов (целей) и их нумерация; расчет сил и средств для обозначения; по­рядок обозначения положения и действий противника (войсками, ми­шенной обстановкой и имитационными средствами).

2.1.14. План имитации на учении разрабатывается помощником руководителя учения по имитации на основе плана проведения уче­ния, плана обозначения действий противника и уточняется, наращи­вается в ходе учения в соответствии с решениями обучаемых коман­диров. В его разработке принимают участие офицеры, применение сил и средств которых будет имитироваться и обозначаться на учении.

В нем указываются: задачи имитации; районы (поля), участки имитации ядерных (химических) ударов и применения бактериальных средств, ударов авиации, вертолетов огневой поддержки и огня ар­тиллерии; обозначение участков ядерно-минных и минновзрывных заграждений; зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоп­лений, которые могут возникнуть в результате применения сил и средств старших начальников сторон; расчет сил и средств для ими­тации, последовательность ее осуществления; порядок пропуска войск через районы, участки имитации; организация связи по управ­лению имитацией, требования безопасности.

План имитации разрабатывается обычно на крупномасштабной кар­те по этапам учения.

2.1.15. План связи аппарата руководства и посредников разра­батывается помощником начальника штаба руководства по связи на карте. В нем отражаются: задачи связи; графическая часть плана проведения учения (в необходимом объеме); пункты управления, узлы и линии связи руководства и обучаемых по исходной обстановке; по­рядок перемещения узлов связи в ходе учения; основные направления связи с посредниками, обучаемыми штабами, войсками и обеспечивае­мые виды связи; время функционирования узлов связи пунктов управ­ления; состав сил и средств, привлекаемых для обеспечения связи, их распределение по пунктам управления.

2.1.16. План комендантской службы разрабатывается помощником начальника штаба руководства по комендантской службе на карте. В нем отражаются: задачи комендантской службы; привлекаемые силы и средства и их распределение; маршруты движения соединений, воинских час­тей, подразделений и перемещения пунктов управления руководства; время про­хождения колоннами исходного рубежа и рубежей регулирования, опознавательные знаки и условные номера колонн; районы привалов, дневного (ночного) отдыха; переправы и проходы; комендантские ра­йоны, участки, места расположения комендантов, комендантских пос­тов, постов регулирования движения и контрольно-пропускных пунк­тов; состав и место расположения резерва сил и средств комендант­ской службы, ближайших медицинских, продовольственных пунктов, пунктов заправки горючим и технической помощи, пунктов водоснаб­жения, обогрева личного состава; порядок развертывания и срок го­товности комендантской службы; время и порядок свертывания или перемещения сил и средств комендантской службы; организация связи и управления комендантской службой.

2.1.17. Подготовка генералов и офицеров руководства и посред­нического аппарата должна обеспечивать правильное понимание ими замысла учения, своей роли и обязанностей по обучению войск, ос­новных теоретических положений по отрабатываемой теме, изучение местности в районе учения и поучительное его проведение.

Руководитель учения лично готовит штаб руководства, своих за­местителей, помощников, посредников, а те - соответс­твенно подчиненных им офицеров, команды и подразделения, выделен­ные для обеспечения учения.

2.1.18. Подготовка начинается с изучения руководящих докумен­тов путем проведения лекций, семинаров, показа учебных кинофиль­мов, занятий на макете местности и самостоятельно. Затем изучают­ся документы по организации и проведению учения.

Основная работа по подготовке руководства и посреднического аппарата проводится на местности в районе предстоящего учения, где изучаются: обстановка, которая может сложиться на каждом этапе учения при отработке намеченных учебных вопросов; решения, кото­рые могут принять обучаемые по сложившейся обстановке; возможные варианты розыгрыша боевых действий сторон, где определяются ори­ентировочное время выхода войск на определенные рубежи, порядок работы руководства и посреднического аппарата на каждом этапе, а также проведения исследований по заданным вопросам.

В заключение подготовки проводится радиотренировка руководс­тва и посредников в целях слаживания радиосетей и получения прак­тики в работе на средствах связи с использованием документов скрытого управления войсками.

2.1.19. Подготовка войск к учению должна предусматриваться планом боевой подготовки и уточняться в соответствии с полученны­ми организационными указаниями по подготовке к учению.

Офицеры готовятся к учению в ходе командирских сборов и заня­тий, а также в ходе плановых мероприятий боевой подготовки. Перед учением у офицеров принимаются зачеты.

В целях подготовки войск к учению с подразделениями проводят­ся контрольные занятия, а также занятия по обучению войск пере­возкам железнодорожным, морским (речным) и воздушным транспортом. С подразделениями, выделенными для проведения имитации, проводят­ся специальные занятия и принимаются зачеты.

Если планируется проведение учений в горах, пустыне, лесис­то-болотистой местности, северных районах или зимой и в других сложных условиях, то с личным составом изучаются особенности действий в этих условиях.

Во всех подразделениях организуются занятия по изучению тре­бований безопасности.

При подготовке к учениям, проводимым до завершения слаживания подразделений, проводится дополнительная подготовка офицеров ор­ганов управления и войск в необходимом объеме.

С воинскими частями (подразделениями), привлекаемыми на уче­ние, проводятся смотры готовности, на которых проверяются: готов­ность личного состава и подразделений к учению, их экипировка; наличие и состояние вооружения и военной техники, средств связи и военно-технического имущества; наличие и состояние средств объек­тивного контроля и аппаратуры постановки помех, а также объектов полевого быта (продовольственных пунктов батальонов, пунктов обогрева и др.) и обеспеченность другими материальными средства­ми. Обнаруженные недостатки устраняются к началу учения.

2.1.20. Подготовка района учения включает: проверку на мини­рование участков местности, уничтожение и обезвреживание взрывоо­пасных предметов; установление границ посевов, лесных посадок и других объектов для обеспечения их сохранности в ходе учения; обозначение опасных участков местности; оборудование районов по­лей и участков имитации; обозначение зон заражения, районов раз­рушений, пожаров и затоплений, которые могут возникнуть в резуль­тате применения различных средств поражения; развертывание и обо­рудование пунктов управления руководства; организацию связи, ко­мендантской, спасательной и эвакуационной служб; проведение необ­ходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических ме­роприятий.

При подготовке района учения проводятся только те работы, ко­торые в реальной обстановке выполняются силами и средства­ми старшего начальника.

Проведение учений

2.2.1. КШУ на местности могут начинаться из мест постоянной дислокации или исходных районов согласно соз­данной обстановке.

С выходом в назначенные районы штабы развертывают пункты уп­равления, организуют их охрану и оборону, устанавливают связь с подчиненными воинскими частями (подразделениями), вышестоящим ор­ганом управления, проводят мероприятия по инженерному оборудова­нию районов развертывания пунктов управления, укрытий для личного состава, автотранспорта и по маскировке.

Штаб руководства размещается вблизи командного пункта обучае­мого командира соединения (воинской части), а на двусторонних учениях - в районе, откуда обеспечивается непрерывность руководства учением.

2.2.2. Для ввода обучаемых в исходную тактическую обстановку им вручается тактическое задание. Это может происходить заблаговре­менно, с началом учения или после выхода штабов в районы учения. В случае, если тема учения не связана с началом войны, тактичес­кое задание может вручаться в ходе или после отработки вопросов боевой и мобилизационной готовности. Порядок вручения тактическо­го задания определяется руководителем учения.

После вручения тактического задания обучаемым предоставляется время для его изучения и доведения в части, касающейся всего личного состава.

2.2.3. Руководство и посредники обязаны контролиро­вать работу соответствующих должностных лиц по исходной обстановке, побуждать обучаемых проявлять самостоятельность и инициати­ву, вырабатывать у них предусмотрительность, способность предви­деть развитие событий, умение предопределять характер предстоящих действий и возможной задачи, обучать их выполнению должностных обязанностей, к установленному времени докладывать о результатах работы в штаб руководства (старшему посреднику).

После того, как работа по исходной обстановке обучаемыми вы­полнена, до командиров и органов управления доводится боевая зада­ча.

2.2.4. Боевые задачи до обучаемых командиров и штабов могут быть доведены предварительным боевым распоряжением, боевым распо­ряжением или боевым приказом. Порядок доведения боевой задачи оп­ределяется руководителем учения. Одновременно доводятся распоря­жения по службам и видам обеспечения.

В том случае, если командиру соединения (воинской части) вру­чено предварительное боевое распоряжение, штаб руководства через определенные промежутки времени сообщает ему дополнительные дан­ные обстановки, отдельные элементы решения старшего командира. По истечении времени, необходимого старшему начальнику для принятия и оформления решения, обучаемому командиру боевым приказом (бое­вым распоряжением) доводится боевая задача в полном, окончательно сформулированном виде; вручаются приказы (распоряжения) по видам боевого, технического и тылового обеспечения.

2.2.5. Заслушивание и утверждение решений обучаемых команди­ров сторон проводит лично руководитель учения на их пунктах уп­равления без пауз в развитии боевых действий. В случаях, когда руководитель учения не имеет возможности заслушать обе стороны, решение одной из сторон заслушивает заместитель руководителя уче­ния по противоположной стороне с последующим докладом выводов по решению руководителю учения.

В динамике розыгрыша боевых действий решения командиров, как правило, изучаются в ходе постановки ими задач подчиненным воинским частям (подразделениям).

Руководитель учения, его заместители, помощники и посредники лично изучают методы работы командиров и органов уп­равления при сборе данных обстановки, принятии решений и поста­новке боевых задач подчиненным войскам.

2.2.6. Наращивание обстановки и розыгрыш боевых действий на КШУ проводится непрерывно, методом "час за час", т.е. так, как происходило бы в условиях реальной деятель­ности войск, при этом оперативное (условное) время должно совпа­дать с астрономическим. Обстановка наращивается руководителем учения, его помощниками (заместителями), штабом руководства и посредниками. К обучаемым обстановка поступает от пос­редников, подчиненных и взаимодействующих органов управления, соседей, вышестоящего органа управления и доводится в такой же последовательности, в такие же промежутки времени и по тем же каналам и средствам свя­зи, как и в реальной боевой обстановке.

Одновременно со сведениями о положении и действиях воинских частей (подразделений) наращиваются данные об их состоянии и потерях. Данные обстановки, которые обучаемые командиры и органы управле­ния не могут получить от подчиненных воинских частей (подразделений) дово­дятся штабом руководства в виде информации вышестоящего органа управления, от соседей и данных с борта самолета-разведчика.

2.2.7. Розыгрыш боевых действий осуществляется на основе ре­шений, принятых обучаемыми командирами, отданных ими распоряже­ний и фактических действий войск в случае их привлечения.

Штаб руководства на основе оценки и сопоставления решений обучаемых командиров уточняет карту розыгрыша боевых действий и докладывает руководителю предложения по розыгрышу боевых дейс­твий.

После утверждения установленный порядок розыгрыша боевых действий доводится до посредников в виде указаний, отдаваемых ру­ководителем учения, или другими способами.

Войсковые посредники, исходя из места воинской части (подраз­деления) в боевом порядке, ее состояния и поставленных боевых за­дач, а также возможного противодействия противника, конкретизиру­ют обстановку (в полку - до роты, в батальоне - до взвода) и до­водят ее до обучаемых командиров и органов управления.

Обучаемые командиры оценивают обстановку, принимают (уточня­ют) решения и докладывают их руководителю учения. Решение послед­него поступает в штаб руководства для подготовки розыгрыша после­дующих боевых действий.

2.2.8. Для сосредоточения усилий руководства и обучаемых на решении главных вопросов учения в оперативно-тактической (такти­ческой) обстановке могут делаться оперативные скачки продолжи­тельностью от одних до нескольких суток.

Скачок начинается вручением обучаемым обстановки. На двусто­роннем учении оперативные скачки делаются для обеих сторон однов­ременно.

Вслед за оперативным скачком должен продолжаться непрерывный розыгрыш боевых действий.

2.2.9. В ходе розыгрыша боевых действий руководитель учения, его заместители, помощники и посредники постоянно нахо­дятся вместе с должностными лицами обучаемого управления соедине­ния (воинской части, подразделения), наращивая обстановку, осу­ществляя контроль и оценивая их действия. Главное внимание при этом уделяется слаженности в работе всех должностных лиц и пунк­тов управления в целом, их умению быстро собирать, анализировать данные обстановки, кратко докладывать выводы из нее, грамотно и своевременно разрабатывать боевые документы, четко доводить зада­чи до воинских частей (подразделений) и осуществлять контроль за их выпол­нением.

2.2.10. Для развития у обучаемых командиров и офицеров орга­нов управления оперативности в работе, навыков в быстром реагиро­вании на изменения обстановки руководство и посредники должны ограничивать поступление данных о своих войсках, доводить неполные и противоречивые сведения о группировке и действиях про­тивника, создавать помехи в работе радиосредств, разыгрывать на­падение воздушного и наземного противника на пункты управления, передачу управления с одного пункта на другой, вывод из строя должностных лиц, средств связи и пункты управления в целом, огра­ничивать подвоз боеприпасов и других материальных средств, созда­вать зоны заражений, районы затоплений, разрушений, пожаров.

Внесение в обстановку элементов напряженности и внезапности, создание максимально трудных условий для управления войсками и оружием должны приурочиваться к периодам наиболее активной работы обучаемых по организации боевых действий, ко времени сбора и обобщения данных обстановки в динамике боевых действий, а также перемещения пунктов управления.

2.2.11. При планировании учения и определении порядка розыг­рыша боевых действий руководитель учения предусматривает объявле­ние частного отбоя по окончании розыгрыша боевых действий перед возвращением войск в места постоянной дислокации.

Кроме того, руководитель учения может объявить частный отбой в случаях:

потери обучаемым командиром управления или потери войска­ми ориентировки в условиях ограниченной видимости (ночью, в ту­ман, в снегопад);

когда действия войск ставят под угрозу срыва достижение учеб­ных целей (перед повтором недостаточно отработанных учебных воп­росов);

грубого нарушения установленных требований безопасности и угрозы нанесения ущерба государственным, муниципальным и иным материальным ценностям.

По сигналу частного отбоя войска немедленно прекращают свои действия и остаются на достигнутых рубежах. Руководитель учения, исходя из целей частного отбоя, дает штабу руководства, посредникам и командирам обучаемых штабов необходимые указа­ния, а по их выполнении продолжает учение.

2.2.12. Перед возвращением привлекаемых войск в места постоянной дислока­ции по указанию руководителя учения войскам отдаются распоряже­ния: об изъятии у личного состава боеприпасов, взрывчатых веществ и средств имитации; о приведении в порядок района учения; месте и времени сосредоточения войск; порядке проведения разбора учения.

Командиры соединений (воинских частей, подразделений) обязаны организовать проверку личного состава, вооружения, военной техни­ки, военно-технического имущества и документов, изъятие боеприпа­сов, средств имитации и неприкосновенного запаса продовольствия, сосредоточение своих войск в указанных районах и к установленному сроку доложить руководителю учения о выполнении указанных мероп­риятий.

2.2.13. Возвращение войск в места постоянной дислокации орга­низуется и осуществляется под контролем генералов и офицеров ру­ководства и войсковых посредников на фоне тактической обстановки с выполнением учебно-боевых задач и организацией всех видов обес­печения.

После доклада командиров обучаемых соединений (воинских час­тей, подразделений) о прибытии войск в места постоянной дислока­ции объявляется общий отбой, определяющий окончание учения.

2.2.14. С выходом войск из района учения организуются провер­ка на минирование местности и объектов, сбор и уничтожение нера­зорвавшихся средств имитации, боеприпасов; участки применения от­равляющих, радиоактивных веществ обеззараживаются или охраняются до обеспечения полной безопасности. Организуются ремонт и восста­новление дорог (мостов, переходов и т.п.), зарывка траншей и око­пов, снятие заграждений, ликвидация последствий применения имита­ционных средств и другие необходимые работы. После этого район учения осматривается специальной комиссией, назначенной руководи­телем учения.

2.2.15. При проведении учения на земельных участках, не при­надлежащих военному ведомству, комиссия производит осмотр мест­ности совместно с представителями местных органов самоуправления и по его результатам составляет акт. В случае обнаружения ущерба производится расследование. Акт и материалы расследования предс­тавляются руководителю учения для принятия решения.

2.2.16. По окончании учения в сроки, определенные руководите­лем учения, организуются обслуживание вооружения и техники и пос­тановка их на хранение.

2.3. Особенности организации и проведения командно­-штабных учений на картах

2.3.1. КШУ на картах представляют собой одну из форм подготовки командиров и органов управления. Они про­водятся в целях совершенствования навыков командиров и органов управления в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками в ходе выполнения служебно - боевых задач.

Особенность КШУ на картах заключается в розыгрыше на основе решений обучаемых ряда наиболее характерных (сложных) эпизодов на фоне единой непрерывно развивающейся такти­ческой обстановки, командиры и органы управления обучаются совместному выполнению своих должностных обязанностей. Розыгрыш в ходе каждого боевого эпизода целесообразно проводить без скачков “час за час”.

2.3.2. КШУ на картах менее продолжительны (двое-трое суток). Тема (темы) учения должны включать несколько видов боя и могут охватывать ведение боевых действий на большую глубину, при этом предусматривается отработка лишь важнейших воп­росов работы командира и штаба по управлению войска­ми.

2.3.3. Как правило, проводит КШУ на кар­тах непосредственный командир, а в роли обучаемого командира выс­тупает кто-то из заместителей.

2.3.4. Количество офицеров, привлекаемых для подготовки и проведения учения, должно быть минимальным. Оно зависит от масш­таба и темы. Если учение проводит непосредственный командир, то в помощь себе он привлекает обычно двух-трех наиболее подготовлен­ных офицеров из состава обучаемого управления или подчиненных штабов.

2.3.5. Порядок разработки плана проведения учения на картах такой же, как при разработке плана учения на местности, одна­ко он разрабатывается без учета влияния полигонов, расхода мото­ресурсов.

2.3.6. Продолжительность этапов учения и отработки учебных вопросов в каждом из них определяется как по астрономическому, так и по оперативному времени. При определении астрономического времени необходимо исходить из того, сколько бы его могли иметь командиры и органы управления в условиях реальной боевой обста­новки для выполнения намеченного планом учения объема работ. На отработку сложных или новых вопросов в интересах обучения время может увеличиваться по отношению к реальной обстановке.

2.3.7. Подготовка места проведения КШУ на картах осуществляется силами и средствами обучаемого штаба. Содержание и объем проводимых мероприятий зависят от места прове­дения учения и условий размещения обучаемых. Учение может быть проведено в пункте постоянной дислокации или на пунктах управле­ния, развернутых на местности вблизи пунктов дислокации. Подго­товка мест для проведения учения включает: уточнение порядка раз­мещения пунктов управления и обучаемых должностных лиц (отделе­ний, служб); оборудование пунктов управления (служебных помеще­ний) необходимым штабным инвентарем и средствами механизации; ор­ганизацию связи; оборудование мест (помещений) для отдыха обучае­мых в ходе учения.

2.3.8. Проведение КШУ на картах осущест­вляется так же, как и учения на местности. В ходе учения с доведе­нием до обучаемых обстановки после оперативного скачка необходимо пре­дусматривать время на изучение и доведение этой обстановки до всех обучаемых, после чего уточнять или ставить им новые боевые задачи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: