Разбор учений
3.1.1. Разбор является важной заключительной частью учения и имеет большое учебно-воспитательное значение. Он может проводиться по окончании отработки учебных вопросов темы учения в районе учения или по возвращении в места постоянной дислокации.
В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения и утвержденные им выводы заместителей и помощников руководителя, посредников (войсковых посредников), начальников контрольных и исследовательской групп о действиях на учении обучаемых командиров, органов управления и войск.
3.1.2. Подготовка разбора начинается заблаговременно, параллельно с разработкой документов по организации и проведению учения.
При проведении разбора указываются тема (темы), учебные цели, состав сторон и исходная оперативно-тактическая (тактическая) обстановка, а затем производится анализ боевых действий войск по этапам.
На разборе могут излагаться теоретические положения по наиболее важным или новым вопросам тактики, требования приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, главнокомандующего внутренними войсками и других документов, регламентирующих служебно - боевую деятельность соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск, наиболее поучительные примеры из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и ранее проведенных учений, демонстрироваться отработанные обучаемыми боевые документы, карты и отдельные эпизоды учения, заснятые на киновидеопленку.
3.1.3. При анализе организации и хода боевых действий войск обычно рассматриваются следующие вопросы:
важнейшие особенности проведенного учения и требования, которые предъявлялись к его участникам;
|
деятельность обучаемых командиров, органов управления и войск до получения боевых задач;
применение средств АУВ и эффективность их работы;
решения командиров и их обоснованность;
использование воинских частей и подразделений боевого обеспечения;
соблюдение требований по СУВ при проведении учений;
мероприятия, обеспечивающие успешное выполнение принятых решений;
деятельность органов управления, командиров по организации действий войск и их всестороннему обеспечению в различной обстановке, качество разработанных обучаемыми боевых документов;
действия командиров, органов управления и войск по выполнению поставленных боевых задач;
эффективность способов тактических действий и приемов, применявшихся войсками в ходе учения, в том числе по борьбе с высокоточным оружием противника;
наиболее характерные и поучительные примеры действий воинских частей, подразделений и отдельных военнослужащих;
действия органов тыла и технического обеспечения, подчиненных им воинских частей и подразделений;
действенность морально-психологического обеспечения, выполнение требований безопасности;
уровень воинской дисциплины.
3.1.4. Кроме того, руководитель учения отмечает: на разборе учений с участием приданных сил и средств - степень отработки вопросов взаимодействия; на разборе опытных и исследовательских учений - выполнение плана исследования намеченных вопросов и предварительные выводы по ним.
3.1.5. В заключение разбора руководитель учения делает общие выводы, в которых определяет степень достижения учебных целей, способность соединений, воинских частей и подразделений выполнять задачи по служебно-боевому предназначению, новые проблемные вопросы тактики и подготовки войск; дает оценку действиям командиров, органов управления и войск и ставит им задачи по внедрению положительного опыта учения в практику обучения войск и устранению вскрытых на учении недостатков в ходе боевой подготовки командиров, органов управления и войск.
|
На разборе могут рассматриваться и другие вопросы.
3.1.6. Кроме общего разбора, руководитель учения проводит частный разбор с должностными лицами руководства и посреднического аппарата; по его указанию проводятся также частные разборы:
заместителями и помощниками руководителя учения - с подчиненными им офицерами;
командирами воинских частей - с офицерами воинской части;
командирами подразделений - отдельно с сержантами и со всем личным составом.
3.1.7. О каждом проведенном дивизионном (бригадном) учении представляется отчет в управление боевой подготовки ГКВВ МВД России не позднее чем через две недели после его окончания; за полковое - через 10 дней после его окончания в штаб округа.
В отчете (докладе) о проведенном учении указываются: тема учения; состав войск, участвовавших в учении; основные показатели по действиям обучаемых; степень выполнения учебных целей; положительные стороны и основные недостатки в подготовке командиров, органов управления и войск, а также оценки их действий; предварительные результаты исследований поставленных вопросов; выводы и предложения.
|
Оценка учений
3.2.1. Оценка действий командиров, штабов и войск проводится в соответствии с требованиями приказов МВД России, курсов стрельб и вождения и настоящего Наставления.
3.2.2. Деятельность командиров, штабов и войск на учениях оценивают: руководитель учения - до полка на дивизионных учениях, до батальона (дивизиона) на бригадных, полковых учениях; заместители и помощники руководителя учения - отдельные батальоны (дивизионы) на дивизионных учениях, роты (батареи), не входящие в состав батальонов (дивизионов), на бригадных и полковых учениях; старшие посредники при полках - батальоны (дивизионы). Оценки, выставляемые заместителями и помощниками руководителя учения, а также старшими посредниками при полках, утверждаются руководителем учения.
КШУ, проводимые в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок оцениваются комиссиями (группами), осуществляющими проверку.
3.2.3. Действия органов управления на учениях оцениваются по следующим десяти показателям: организованность и слаженность в работе; организация и сбор данных обстановки, оценка и выводы по ним; подготовка предложений для принятия решений; своевременность и обоснованность принятых решений; полнота и краткость постановки задач подчиненным войскам, приданным и поддерживающим силам и средствам; организация и поддержание взаимодействия; реагирование на изменения обстановки; управление подчиненными войсками, органами управления, приданными и поддерживающими силами и средствами; организация и осуществление контроля и помощи подчиненным; штабная культура и определяются:
"отлично", если проявлены организованность и слаженность в работе, осуществлялось уверенное руководство подчиненными войсками; максимально использовались возможности для полного сбора данных обстановки; готовились обоснованные предложения для принятия решений; своевременно принимались целесообразные и обоснованные решения; кратко и полно ставились задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам; было организовано и постоянно поддерживалось взаимодействие подчиненных войск и органов управления со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач; своевременно и правильно оценивались все изменения обстановки; постоянно поддерживалось управление подчиненными войсками и органами управления в условиях радиопомех; организовались и осуществлялись постоянный контроль и всесторонняя помощь подчиненным; при разработке документов проявлена высокая штабная культура;
"хорошо", если проявлены организованность и слаженность в работе, осуществлялось в целом уверенное руководство подчиненными войсками; использовались возможности для сбора данных обстановки, но при этом в их оценке излишнее внимание уделялось второстепенным вопросам; готовились обоснованные предложения для принятия решений; отдельные элементы решений требовали уточнения со стороны старшего посредника (руководителя учения); кратко и полно ставились задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам; было организовано и поддерживалось взаимодействие войск со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач; своевременно и правильно оценивались все изменения обстановки, при этом проявлялись отдельные элементы поспешности в оценке и выводах по ней; допускались отдельные недостатки в управлении подчиненными войсками и органами управления; незначительные перебои в управлении подчиненными из-за неустойчивой работы системы связи в условиях радиопомех не оказали влияния на своевременность и полноту выполнения задач; при оказании помощи подчиненным войскам и контроле отдельные вопросы упускались, однако к срыву выполнения задач это не привело; отдельные документы (кроме отчетных и рабочих карт, боевых приказов и распоряжений) исполнялись с нарушением требований Наставления по службе штабов внутренних войск МВД России;
"удовлетворительно", если проявлены элементы неорганизованности, в руководстве обучаемыми допускались послабления, повлекшие временную (не более получаса) разобщенность в работе органа управления и подчиненных войск, но не приведшую к срыву задач; имеющиеся возможности для сбора данных обстановки использовались неполно; предложения для принятия решений готовились с опозданием и недостаточно продуманно, при этом собранные данные и подготовленные предложения позволяли принимать в основном обоснованные решения; боевые задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам ставились с опозданием и неполно, что, однако, не привело к срыву выполнения задач; взаимодействие войск со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач, организовано неполно и поддерживалось не постоянно; при изменении данных обстановки оценки и выводы по ним были не всегда продуманными; значительные перебои в работе системы связи по причине радиопомех не привели к потере управления; контроль и помощь подчиненным носили поверхностный характер, однако к срыву выполнения задач это не привело; большинство документов исполнены с нарушением требований Наставления по службе штабов внутренних войск МВД России;
"неудовлетворительно", если в работе допускались недостатки (несвоевременное представление предложений для принятия решений, нецелесообразные и необоснованные решения, опоздания с постановкой войскам задач (более получаса), отсутствие взаимодействия хотя бы по одной из задач, потеря управления войсками, приданными и поддерживающими силами и средствами, отсутствие контроля и помощи подчиненным, низкая штабная культура), повлекшие срыв выполнения хотя бы одной из задач.
3.2.4. Практическиенавыкиофицера на учении по специальности определяются в зависимости от оценки, полученной органом управления, в состав которого он входит, и оцениваются:
"успешно справился с обязанностями" (соответствует оценке "отлично"), если он показал личную организованность в работе, уверенно руководил обучаемым коллективом и подчиненными войсками (службами); организовал и максимально использовал возможности для полного сбора данных обстановки, правильно ее оценивал; своевременно принимал целесообразные решения; четко, кратко и полно ставил задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам; организовал и постоянно поддерживал взаимодействие войск со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач; проявлял инициативу в подготовке обоснованных предложений для принятия решений; своевременно и правильно реагировал на все изменения обстановки; постоянно поддерживал управление подчиненными войсками (службами) и органами управления в условиях радиопомех; организовал и осуществлял постоянный контроль и всестороннюю помощь подчиненным; при разработке документов проявлял высокую штабную культуру;
"справился с обязанностями" (соответствует оценке "хорошо"), если он показал личную организованность в работе, в целом уверенно руководил обучаемым коллективом и подчиненными войсками (службами); организовал работу и использовал возможности по сбору данных обстановки, но при этом в их оценке излишнее внимание уделял второстепенным вопросам; отдельные элементы решения требовали уточнения со стороны старшего посредника (руководителя учения); четко, кратко и грамотно ставил задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам; организовал и поддерживал взаимодействие войск со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач; готовил обоснованные предложения для принятия решений; своевременно реагировал на изменения обстановки, при этом проявлял отдельные элементы поспешности в оценке и выводах по ней; допускал отдельные недостатки в управлении подчиненными войсками (службами) и органами управления; имевшие место незначительные перебои в управлении войсками из-за неустойчивой работы системы связи в условиях радиопомех не оказали влияния на своевременность и полноту выполнения задач; при оказании помощи подчиненным войскам и контроле отдельные вопросы упускал, однако к срыву выполнения задач это не привело; отдельные документы (кроме отчетных и рабочих карт, боевых приказов и распоряжений) исполнил с нарушением требований Наставления по службе штабов внутренних войск МВД России;
"справился с обязанностями с трудом" (соответствует оценке "удовлетворительно"), если он проявлял элементы неорганизованности, в руководстве обучаемыми допускал послабления, повлекшие временную (не более получаса) разобщенность в работе органов управления и подчиненных войск (служб), но не приведшую к срыву задач; имеющиеся возможности для сбора данных обстановки использовал неполно, при этом собранные данные позволяли принимать решения; принимал в основном целесообразные решения; задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам и средствам ставил с опозданием и неполно, что, однако, не привело к срыву выполнения задач; взаимодействие войск со всеми силами и средствами, участвующими в выполнении задач, организовал неполно и поддерживал не постоянно; предложения для принятия решений готовил с опозданием и недостаточно продуманные; на изменения обстановки реагировал не своевременно, оценки и выводы по ним были не всегда продуманными; значительные перебои в работе системы связи не привели к потере управления; контроль и помощь подчиненным носили поверхностный характер, однако к срыву выполнения задач это не привело; большинство документов исполнил с нарушением требований Наставления по службе штабов внутренних войск МВД России;
"не справился с обязанностями" (соответствует оценке "неудовлетворительно"), если в своей работе он допустил недостатки (нецелесообразные решения, опоздания с постановкой войскам задач (более получаса), отсутствие взаимодействия хотя бы по одной из задач, потеря управления войсками, приданными и поддерживающими силами и средствами, несвоевременное представление предложений для принятия решений, потеря управления, отсутствие контроля и помощи подчиненным, низкая штабная культура), повлекшие срыв выполнения хотя бы одной из задач.