Педагогические наблюдения заносятся по ходу урока в черновые записи. Затем эти записи обрабатываются и дается анализ урока по схеме. В заголовке следует указать, кто, когда и чей урок наблюдал и в каком классе школы. Затем, озаглавив по схеме раздел анализа, раскрыть последовательно и конкретно содержание каждого раздела. Давая анализ урока, наблюдающий должен постоянно помнить, что анализ должен отражать полную картину конкретного урока в каждом разделе, а поэтому рекомендуется всячески избегать общих выражений, дежурных фраз и не конкретных характеристик.
СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ
Общие сведения.
1. Школа____________.
2. Класс_____________.
3. Число учащихся по списку ________, занималось _________.
4. № урока с начала учебного года ___________.
5. Дата проведения _______________.
6. Продолжительность урока _____________.
7. Место проведения ___________.
8. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ведущего урок_______________
II. Подготовка учителя к уроку.
Конспект урока
1. Перечислить задачи, намеченные на урок.
2. Дать оценку правильности постановки задач (их конкретность, трудность, соответствие их четвертному плану и программе).
3. Высказать мнение о последовательности, целесообразности и взаимосвязи упражнений отдельных частей урока; отразить соответствие содержания урока и отдельных его частей поставленным задачам, программным требованиям и возрасту занимающихся.
4. Оценить правильность структуры занятия, целесообразность распределения времени по частям урока и в отдельных упражнениях, дозировки упражнений.
5. Дать оценку умению учителя определять и записывать в конспекте методику организации и обучения учащихся, определить соответствие методики обучения и воспитания задачам, содержанию урока, подготовленности занимающихся.
|
6. Дать характеристику внешнему оформлению конспекта: соответствие установленной форме, правильность терминологии, соблюдение правил записи упражнений, аккуратность.
7. Общее впечатление о методической подготовке учителя.
Подготовка мест занятий.
Подготовленность учащихся к уроку:
1. Роль дежурного в своевременной подготовке к уроку оборудования и инвентаря, в контроле за переодеванием учащихся.
2. Единство формы и соответствие ее общим требованиям и конкретным условиям проведения урока.
3. Наличие заранее подготовленного урока, актива для ведения урока.
Личная подготовка учителя к уроку.
Внешний вид (аккуратность, подтянутость, соответствие костюма характеру практических занятий).
III. Проведение урока педагогом:
Проведение подготовительной части урока:
1. Своевременность начала урока. Организация учащихся.
2. Манера изложения задач урока (психологический настрой учащихся на сознательное и активное овладение учебным материалом урока).
3. Методы организации учащихся (фронтальный, поточный, круговой) в подготовительной части, их целесообразность.
4. Целесообразность использования помещения.
5. Умение правильно выбрать место для показа и выполнения физических упражнений.
6. Качество и методическая ценность словесного метода руководства (правильность подачи команд, содержательность голоса, знание терминологии).
7. Качество и методика показа упражнений.
8. Правильность применения методов обучения физическим упражнениям.
|
9. Умение предупреждать и исправлять ошибки, регулировать нагрузку.
10. Анализ общей и рабочей плотности первой части урока, целесообразность использования времени на отдельные компоненты деятельности учащихся и учителя.
11. Соответствие отдельных упражнений первой части урока задачам основной части урока и записям в конспекте.
Проведение основной части урока:
1. Целесообразность методов организации учащихся поставленным задачам урока, условиям и возрасту занимающихся.
2. Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, целесообразность организации страховки и помощи.
3. Соблюдение методических принципов физического воспитания: -- сознательности и активности; -- наглядности; -- доступности и индивидуализации; -- систематичности; -- прогрессирования.
4. Характеристика и результативность методов обучения: целостного, по частям или комбинированного.
5. Методы воспитания физических качеств, их эффективность в решении задач разностороннего физического развития.
6. Соответствие нагрузки условиям урока и особенностям занимающихся. Своевременность и ценность указаний, направленных на исправление ошибок, на лучшее качество выполнения упражнений.
7. Проверка и оценка знаний учащихся, организация текущего учета успеваемости. Применение домашних заданий и их проверка.
8. Приемы руководства учащимися, умение организовать актив; дисциплина учащихся, их активность, самостоятельность.
9. Соответствие общей и моторной плотности основной части урока, типу урока, его задачам и возрасту занимающихся. Целесообразность распределения времени основной части урока по отдельным снарядам и упражнениям.
|
10. Реакция со стороны учителя на положительные и отрицательные стороны(поступки) учащихся.
11. Чему в процессе урока научились учащиеся, какие получили знания.
12. Эмоциональная сторона занятий.
Проведение заключительной части урока:
1. Соответствие заключительных упражнений уроку, их роль в регулировании нагрузки.
2. Умение подвести итог урока.
3. Своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену).
4. Организованный уход с места занятий (зала, площадки, …).
5. Целесообразность использования времени третьей части урока.
IV. Выводы и предложения.
1. Выполнение поставленных задач. Отклонение от плана-конспекта и причины. Образовательная ценность урока.
2. Ценность урока с точки зрения физического развития. Умение регулировать нагрузку. Оздоровительная ценность урока.
3. Общая и моторная плотность урока. Целесообразность использования времени на уроке.
4. Воспитательная ценность урока.
5. Общая оценка проведения урока.
6. Рекомендации учителя по улучшению качества проведения урока.
Подпись проводившего анализ урока.