Хронометраж (учет времени, затраченного на различные виды деятельности) ведется от звонка на урок до звонка с урока. Для наблюдения избираются ученики, наиболее добросовестно выполняющие задания педагога. Хронометрирование видов деятельности на уроке требует известного навыка, поэтому перед контрольнымхронометрированием рекомендуется выполнить 1-3 пробных.
Приступая к хронометрированию, рекомендуется ознакомиться с содержанием предстоящего урока, чтобы в процессе хронометрирования облегчить себе запись упражнений урока. Запись упражнений в черновике может быть условной – понятной только лицу, ведущему наблюдение.
В контрольном протоколе обобщенная запись каждого упражнения производится с соблюдением норм спортивной терминологии. Протокол хронометрирования следует вести подробно, фиксируя в минутах и секундах показатели секундомера при различных видах деятельности и при каждой попытке выполнения упражнения. Затем составляется подробный протокол хронометража.
Протоколы, отражающие только суммарное время, затраченное на данный вид упражнений, на зачет не принимаются.
ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ УРОКА
Урок физической культуры__________в_______классе школы №_____
Дата_________ место проведения_______________ урок проводил________________
Задачи урока:
4. _______________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________________
6. _______________________________________________________________________
В классе по списку______чел. Присутствовало_________ Занималось__________
Наблюдения проводились за учеником______________________
Хронометрировал урок___________________________________
Содержание урока и виды деятельности | Время окончания деятельности (мин., сек.) | Объяснение и показ | Выполнение упражнений | Вспомогательные действия | Отдых | Простой |
Приход класса в спорт. зал | 1' 00" | |||||
Построение, рапорт | 2' 20" | |||||
Сообщение задач урока | 3' 15" | |||||
Ходьба | 5' 15" | |||||
Бег в среднем темпе | 6' 50" | |||||
Построение в колонну по 2 | 7' 20" | |||||
Объяснение упр. | 8' 00" | |||||
Выполнение упр. и т.д. | 9' 10" |
Подводя итоги хронометража следует помнить, что сумма всех рациональных и нерациональных затрат времени должна равняться продолжительности урока по расписанию. Для определения общей плотности урока необходимо сложить итоговые данные времени граф 3, 4, 5, 6, 7 и вычислить процентное отношение к общей продолжительности урока, что свидетельствует об общей плотности урока.
Отношение данных графы 4-ой к общей продолжительности всего урока свидетельствуют о моторной плотности урока.
На основе данных хронометрирования дается оценка умения педагогов организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно использовать время урока.
В заключении проведенного анализа должны быть сформулированы выводы и конкретные предложения по устранению в будущем отмеченных недостатков.
Пульсовая кривая нагрузки урока
Основные правила учета нагрузки урока по пульсу:
1. Наблюдение в течение всего урока ведется одним и тем же учеником.. Надо выбрать дисциплинированного и активного ученика.
2. Первая проба пульса берется сразу после звонка на урок, последняя – сразу после звонка с урока. Важно, чтобы показатели пульса до урока были обязательно нормальными.
3. Продолжительность одной пробы 10 сек.
4. Каждая очередная проба пульса проводится тотчас же после выполнения школьником упражнения. Пробу пульса брать в моменты, не мешающие выполнять ученику задания учителя, но не реже чем через 3-5 минут.
5. Не рекомендуется подзывать ученика к себе, т. к. это исказит картину нагрузки и нарушит ход урока. Необходимому наблюдателю самому подходить к ученику.
Рекомендуется заблаговременно предупредить ученика о его роли в качестве объекта наблюдения.
ПРОТОКОЛ
учёта пульсовых данных урока физической культуры
Преподаватель_________________________________________Дата_____________
Класс_______________ Школа___________________________
№ урока _______________
Тип урока______________________________________________________________
Вид урока______________________________________________________________
Ф.И. наблюдаемого(ой) __________________________________________________
Задачи урока:
· _______________________________________________________________________
· _______________________________________________________________________
· _______________________________________________________________________
Время измерения | Пульс | Характер физических упражнений | ||
за 10 сек | за 1 мин | % | ||
до урока | В спокойном состоянии | |||
5 мин | Построение на уроке | |||
10 мин | После выполнения разновидностей бега | |||
15 мин | После выполнения ОРУ | |||
20 мин | После обучения бегу с низкого старта | |||
….. | ||||
….. | ||||
45 мин | Выход из зала | |||
после урока | Ходьба на носках и внешней стороне ступни Упражнение на потягивание |
По результатам наблюдения и полученных результатов строится график физиологической кривой физической нагрузки на уроке.
ЧСС за 1 мин.
130 –
120 –
110 –
100 –
90 –
80 –
70 –
60 –
!!!!!!!!!! время урока (мин)
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
подготовительная основная заключительная часть
(8-12мин) часть (23-33мин) часть (4-10мин)
Завершается протокол заключением и выводами.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации проводящему урок:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ