Статья 2: НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ФИГУР НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ




2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (8 х 8) одинаковых квадратных полей поочередно светлого («белые» поля) и тёмного («чёрные» поля) цвета.

Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

 

2.2. В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета («белые» фигуры), а другой 16 фигур тёмного цвета («чёрные» фигуры).

Эти фигуры следующие:

Белый король обычно обозначается символом Кр (K)
Белый ферзь обычно обозначается символом Ф (Q)
Две белые ладьи обычно обозначаются символом Л (R)
Два белых слона обычно обозначаются символом С (B)
Два белых коня обычно обозначаются символом К (N)
Восемь белых пешек обычно обозначаются символом
Черный король обычно обозначается символом Кр (K)
Черный ферзь обычно обозначается символом Ф (Q)
Две черные ладьи обычно обозначаются символом Л (R)
Два черных слона обычно обозначаются символом С (B)
Два черных коня обычно обозначаются символом К (N)
Восемь черных пешек обычно обозначаются символом

 

Фигуры Стаунтона

P Q K B N R

 

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

 

2.4. Восемь вертикальных колонок квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Ряд квадратов одного и того же цвета, идущий от одного края доски к смежному краю, называется «диагональю».

Шахматная доска может быть изготовлена из различных материалов, но цвет квадратов (тёмнокоричневый или черный и светлый, белый или кремовый) должен быть явно разным. Во избежание отблесков, создающих помехи игрокам, желательно, чтобы доска не отражала свет. Размер шахматной доски должен соответствовать размеру фигур. (Для получения дополнительной информации см. Руководство ФИДЕ C.05 Турнирные правила ФИДЕ). Очень важно перед началом игры проверить ориентацию шахматной доски и правильность положения всех фигур. Выполнение этого условия арбитрами поможет избежать многих возможных претензий о перестановке королей и ферзей или коней и слонов во время игры. Иногда между игроками возникают разногласия о расположении коней. Каждый игрок имеет свою собственную привычку относительно этого. Перед началом игры каждый игрок может расположить своих коней так, как ему нравится, а если он делает это во время игры при своём ходе, то только после того как сообщит своему сопернику, что собирается поправить их расположение (См. Статью 4.2: "Я поправляю").

Статья 3: ХОДЫФИГУР

3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета.

3.1.1. Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой соперника, последняя берется и снимается с шахматной доски, как часть того же самого хода.

3.1.2. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если в соответствии со Статьями 3.2 - 3.8 эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

3.1.3. Считается, что фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, так как в этом случае король того же цвета останется или окажется под ударом.

Даже если фигура защищает своего короля, она атакует все поля, на которые она могла бы переместиться, если бы не перекрывала атаку на короля.

3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

Изначально у каждого игрока есть два слона, один из них ходит по белым полям, другой по чёрным. Если обнаружится, что два или более слонов игрока находятся на полях одного цвета, то второй и последующие слоны должны были появиться в результате превращения пешки (См. Статью 3.7.5.1) или игрок сделал невозможный ход.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут перейти через поля, занятые другими фигурами.

3.6. Конь может пойтина одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

 

3.7.1. Пешка может пойти вперёд на поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, при условии, что это поле не занято; или

3.7.2. при своем первоначальном ходе пешка может пойти так, как описано в Статье 3.7.1, или же она может быть продвинута на два поля по той же самой вертикали, при условии, что оба эти поля не заняты; или

3.7.3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой соперника, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, забирая эту фигуру.

3.7.4.1. Пешка, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали с пешкой соперника, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять эту продвинутую пешку соперника, как если бы последний её ход был только на одно поле.

3.7.4.2. Это взятие возможно только ходом, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».

3.7.5.1. Когда игрок при своём ходе продвигает пешку на самую дальнюю от исходного положения горизонталь, он должен заменить эту пешку, и это является частью того же хода, на нового ферзя, ладью, слона или коня того же цвета на предназначенном для пешки поле. Это поле называется полем «превращения».

3.7.5.2. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше.

3.7.5.3. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

Когда игрок ставит на поле превращения перевёрнутую (“вверх ногами”) ладью и продолжает игру, эта фигура считается ладьёй, даже если он называет её "ферзём" или любой другой фигурой. Если он перемещает перевёрнутую ладью по диагонали, такой ход считается невозможным. Если игрок при превращении пешки не может найти нужную фигуру, он имеет право немедленно прекратить игру и попросить арбитра принести ему фигуру, которую он хочет. После завершения превращения игра продолжается.

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

3.8.1. пойти на любое соседнее поле,

3.8.2. сделать «рокировку». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по первой от игрока горизонтали, считающееся за один ход короля, выполняется следующим образом: король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

До рокировки белых на королевский фланг После рокировки белых на королевский фланг

До рокировки черных на ферзевый фланг После рокировки черных на ферзевый фланг.

До рокировки белых на ферзевый фланг После рокировки белых на ферзевый фланг

До рокировки черных на королевский фланг После рокировки черных на королевский фланг

3.8.2.1. Право на рокировку теряется:

3.8.2.1.1. если король уже делал ход, или

3.8.2.1.2. с той ладьей, которая уже делала ход.

3.8.2.2. Рокировка временно невозможна:

3.8.2.2.1. если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;

3.8.2.2.2. если между королем и ладьей, с которой намеревались произвести рокировку, находится какая-либо фигура.

 

3.9.1. Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами соперника, даже если эти фигуры не могут пойти на поле, занимаемое королем, так как в этом случае они оставят под шахом или подставят под шах собственного короля.

3.9.2. Ни одна из фигур не может сделать ход, которым оставит под шахом или подставит под шах собственного короля.

 

3.10. 1. Ход считается возможным, если все соответствующие требования Статей 3.1 - 3.9 выполнены.

3.10.2. Ход считается невозможным, если он не отвечает соответствующим требованиям Статей 3.1 - 3.9.

3.10.3. Позиция считается невозможной, если она не может быть получена любой серией возможных ходов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: