Статья 6: ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ




6.1. «Шахматными часами» называются часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, что в одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин «часы» означает одно из двух таких устройств. Каждое устройство снабжено «флажком».

«Падение флажка» означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

Некоторые цифровые часы показывают "" вместо падения флажка.

 

6.2.1. Во время партии каждый игрок, закончив свой ход на шахматной доске, должен остановить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, он должен «нажать» свои часы). Это «завершает» ход. Кроме того, ход считается завершённым, если:

6.2.1.1. ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2, 9.6.1 и 9.6.2) или

6.2.1.2. игрок сделал свой следующий ход, когда его предыдущий ход не был завершён.

Обычно, когда игрок забывает нажать свои часы после того, как сделал свой ход, соперник имеет следующие возможности: (а) ждать, пока игрок нажмёт свои часы. В этом случае есть возможность, что флажок упадёт, и игрок проиграет “по времени”. Некоторые могут подумать, что это несправедливо, но арбитр не может вмешиваться и информировать игрока. (b) напомнить игроку, чтобы он нажал свои часы. В этом случае игра продолжается нормально. (c) сделать следующий ход. В этом случае игрок также может сделать свой следующий ход и нажать на часы. Если игра ведётся со счётчиком ходов, то оба игрока пропустят один ход. В такой ситуации арбитр должен в подходящий момент (когда он уверен, что это не вызовет большого отвлечения внимания) вмешаться и нажать рычаг часов каждого игрока по одному разу (таким образом добавляя на часах один ход каждому игроку). Таким образом, дополнительное время следующего периода (если таковое имеется) будет добавлено правильно (после первого контроля времени, обычно после завершения 40 ходов).

 

6.2.2. Игроку должно быть разрешено нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведённого игроку.

Может случиться следующая ситуация: игрок делает ход, забывает нажать на часы и выходит из-за стола (например, уходит в туалет). После возвращения он видит, что его часы работают и полагая, что его соперник завершил свой ход, он делает ещё один ход и нажимает на часы. В этом случае для прояснения ситуации (сделал соперник ход или нет?) должен быть немедленно вызван арбитр, чтобы внести необходимые исправления на часах и на доске.

 

В игре может быть несколько периодов. Условия о выделенном количестве ходов и дополнительном количестве времени на каждый ход в каждом периоде должны быть оговорены заранее. Эти параметры не должны меняться во время турнира. Но, если будет плей-офф, то, скорее всего, эти условия будут изменены.

 

6.2.3. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Игрокам запрещено держать палец на часах или «нависать» над ними.

Иногда происходит следующее: В ситуации, когда игрок сместил неcколько фигур, соперник держит палец на кнопке часов для того, чтобы не дать игроку нажать свои часы. В соответствии с настоящей Статьей это запрещено.

 

Если игрок делает ход одной рукой и нажимает на часы другой, это не считается невозможным ходом, но наказывается в соответствии со Статьей 12.9.

6.2.4. Игроки должны правильно обращаться с часами. Запрещается нажимать часы с силой, поднимать, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

Если игрок нажимает на часы, не делая ход, как указано в Статье 6.2.4, это считается невозможным ходом и наказывается в соответствии со Статьей 7.5.3.

6.2.5. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

6.2.6. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой обязанности он может предложить помощника, который должен быть согласован с арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. У игроков с ограниченными возможностями показания часов не корректируются

Очевидно, что помощника должен предложить сам игрок. Он должен представить этого помощника арбитру вовремя, но не непосредственно перед началом тура. Обычно из времени игрока, которому нужен помощник, вычитаются 10 минут. В случае игрока с ограниченными возможностями вычет не производится. Например, игрок не может использовать часы по религиозным соображениям.

6.3.1. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, включая дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

6.3.2. Там, где это применимо, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённому для следующего периода. В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное «основное время на обдумывание». Кроме того, каждый игрок получает «фиксированное дополнительное время» на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

1. Накопительный режим (режим Фишера): В этом режиме у каждого игрока имеется основное время на обдумывание и фиксированное дополнительное время (добавление) на каждый ход. Это добавление присоединяется к основному времени на первый ход игрока до начала игры и сразу же после того, как он завершит ход, на его следующий ход. Если игрок завершает свой ​​ход до истечения времени этого добавления, оставшееся время будет добавлено к основному времени на обдумывание. 2. Режим Бронштейна: Основным отличием режима Фишера от режима Бронштейна является обработка дополнительного времени. Если в режиме Бронштейна игрок не использует всё дополнительное время, оставшаяся его часть теряется. 3. Режим задержки: Каждый игрок получает основное время на обдумывание. Когда игрок получает право на ход, часы не начинают отсчёт в течение определённого периода. По истечении этого периода часы начинают обратный отсчёт основного игрового времени.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требований Статьи 6.3.1.

Это означает, что арбитр и/или игроки должны проверить, совершено ли заданное минимальное количество ходов. Рассмотрим условие 90 минут на 40 ходов и 30 минут до окончания партии. Обычно проверка, сделаны ли 40 ходов обоими игроками, осуществляется только после падения флажка. Если цифровая доска не используется, тогда количество сыгранных ходов может определить арбитр. Если в цифровых часах используется счётчик ходов (нажатий), тогда можно установить, было ли сделано 40 ходов до падения флажка, так как если игрок не завершит 40 ходов за отведённое время, на часах появляется индикация "-". В большинстве турниров высокого уровня используется счётчик ходов.

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

В личных соревнованиях шахматные часы, как правило, располагаются справа от игрока, имеющего чёрные фигуры. Шахматные доски должны быть установлены таким образом, чтобы арбитр мог сразу контролировать по возможности большее количество часов. В случае левши, играющего чёрными фигурами, арбитр может договориться о том, чтобы игроки пересели на другую сторону доски. В командных соревнованиях члены одной команды обычно сидят в ряд. Тогда чёрные и белые фигуры расставляются поочередно, и таким же образом устанавливаются все часы. Будьте внимательны! Имейте в виду, что в командных соревнованиях довольно часто случается, что игрок нажимает часы своего соседа.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, играющего белыми фигурами.

В небольших турнирах все часы пускает арбитр. В турнирах с большим количеством игроков арбитр объявляет о начале тура и сообщает, что требуется пустить часы белых. Затем арбитр обходит турнирный зал, проверяя, что часы белых были запущены на всех досках. Там, где для добавления времени после первого контроля времени (часто после 40 ходов) используется счётчик нажатий, желательно, чтобы все часы белых пускали арбитры.

6.7.1. Положение соревнования должно заранее устанавливать допустимое время опоздания на игру. Если допустимое время опоздания не установлено, оно равно нулю. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, проигрывает партию, если арбитр не решит иначе.

6.7.2. Если положение соревнования устанавливает определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми фигурами, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если правилами соревнования не указано иное, или арбитр не решит иначе.

Началом тура является момент, когда арбитр объявляет об этом. Если время опоздания по умолчанию нулевое, арбитр должен объявить о поражении отсутствующих за шахматной доской игроков. В турнирном помещении желательно установить большое цифровое устройство обратного отсчёта. Для соревнований ФИДЕ с менее чем 30 участниками за пять минут до начала тура и ещё раз за одну минуту до начала игры должно быть сделано соответствующее предупреждение. Кроме того, на стене внутри турнирного помещения должны быть часы, показывающие официальное время турнира.

 

Если время опоздания не нулевое, желательно, чтобы арбитр публично объявлял время начала тура и записывал его. Если время опоздания не нулевое, например, 30 минут, и было запланировано начать тур в 15.00, но фактически он был начат в 15.15, то игрок, который не пришёл в 15.45, получает поражение.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр или какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

Флажок считается упавшим тогда, когда это было замечено, или когда об этом было заявлено, а не тогда, когда это физически произошло.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведённое ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.

Это означает, что само по себе падение флажка может не привести к тому, что арбитр объявит игру проигранной игроком, чей флажок упал. Арбитр должен проверить окончательную позицию на шахматной доске и только если соперник может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов, арбитр может объявить, что партию выиграл соперник. В случае если у игрока есть вынужденные ходы, которые приводят к мату короля соперника или к патовой позиции, результатом игры объявляется ничья.

6.10.1. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, которое должны показывать часы, заменившие неисправные.

Желательно периодически проверять часы во время тура, например, каждые 30 минут, и записывать время и количество сделанных ходов, используя бланк контроля времени (см. в конце этого Руководства). Это может быть особенно важно при игре с добавлением времени. Если дефектные шахматные часы должны быть заменены, желательно их отметить и держать отдельно от других, правильно работающих шахматных часов.

6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить правильную установку часов и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

До проведения какой-либо регулировки часов желательно записать все известные подробные данные обоих часов.

6.11.1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

Например, если сработала пожарная сигнализация.

6.11.2. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

6.11.3. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

6.11.4. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого обращения. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

Игрок может остановить часы, если он чувствует помехи со стороны своего соперника или зрителей, или он почувствовал себя плохо. Посещение туалета не обязательно является уважительной причиной для остановки часов. К игроку с ограниченными возможностями необходимо относиться с должным уважением.

6.12.1. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и число сделанных/заверенных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов.

6.12.2. Игрок не может делать заявление, ссылаясь только на представленную таким образом информацию.

Арбитр или игрок должны принимать во внимание, что отображаемая информация может быть неправильной.

Статья 7: НАРУШЕНИЯ

7.1. Если произошло какое-либо нарушение, и фигуры должны быть возвращены в предшествующую нарушению позицию, то при определении времени, которое должно быть установлено на часах, арбитр должен принять наилучшее решение. Это включает в себя право не изменять показания часов. Арбитр также должен, в случае необходимости, скорректировать счетчик ходов на часах.

 

7.2.1. Если во время игры обнаруживается, что начальная позиция фигур была неправильной, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия.

Имейте в виду, что ошибка обнаруживается во время, а не после игры. При этом не упоминается, кем и как была обнаружена ошибка. Если игра ведётся на электронной шахматной доске, может случиться, что компьютер перестанет записывать ходы. В таких случаях оператор должен информировать арбитра об этом, и арбитр обязан проверить, что случилось.

7.2.2. Если во время игры обнаруживается, что расположение шахматной доски противоречит Статье 2.1, то игра должна продолжаться, но возникшая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную шахматную доску.

 

7.3. Если во время игры до того, как каждым игроком были завершены 10 ходов, обнаруживается, что игра началась цветами, которые противоположены назначенному, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия. Как только каждым игроком были завершены 10 ходов или больше, игра должна быть продолжена.

После 10 и более ходов игра продолжается, в противном случае играется новая партия с правильным цветом фигур. Не имеет значения, какова текущая позиция на шахматной доске и сколько фигур или пешек было взято девятым ходом.

 

Если партия с переменой цвета фигур закончилась обычным способом (например, мат, поражение или ничья) менее чем за десять (10) ходов, то результат остается в силе.

7.4.1. Если игрок сместил одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию за счёт своего времени.

7.4.2. При необходимости игрок или его соперникдолжны остановить часы и обратиться за помощью к арбитру.

7.4.3. Арбитр может наказать игрока, сместившего фигуры.

Арбитр должен быть очень осторожен. Предположим, что ход игрока А, и идут его часы. В это время игрок Б (случайно) сдвигает одну из своих фигур. Неправильно, если при этом игрок А пустит часы игрока Б. Он должен остановить часы и вызвать арбитра. Эта статья должна применяться очень гибко.

 

Большинство проблем происходит в быстрой игре или блице. Наказание должно соответствовать Статье 12.9. Игрок не должен немедленно поплатиться за случайное смещение фигуры. Если он сделал это сознательно, возможно, для того, чтобы выиграть время, или сделал это несколько раз, тогда это другой случай.

 

7.5.1 Невозможный ход завершен, как только игрок нажал свои часы. Если во время игры обнаруживается, что был завершен невозможный ход, должна быть восстановлена позиция непосредственно перед нарушением. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть определена, партия должна продолжаться с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. Статьи 4.3 и 4.7 применяются в отношении хода, заменяющего невозможный ход. Затем партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

Прежде всего, очень важно, что нарушение должно быть обнаружено во время игры. После того, как игроки подписали бланки партии или стало ясно иным способом, что игра окончена, исправления невозможны. Результат партии не меняется. В случае, когда нарушение обнаружено во время игры, важно, чтобы игра была продолжена по возможности ходом той фигуры, которой был сделан невозможный ход, или чтобы фигура, которая была взята, была взята другой фигурой, если это возможно.

7.5.2 Если игрок передвинул пешку на самую дальнюю от себя горизонталь, нажал часы, но не заменил пешку на новую фигуру, такой ход считается невозможным. Пешка должна быть заменена на ферзя того же цвета, что и цвет пешки.

7.5.3. Если игрок нажимает часы не делая хода, это надо рассматривать и наказывать как невозможный ход.

7.5.4. Если для выполнения одного хода игрок использует две руки (например, в случае рокировки, взятия фигуры или превращения пешки) и нажимает часы, это надо рассматривать и наказывать как невозможный ход.

7.5.5. После мер, принятых в соответствии со Статьёй 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 или 7.5.4, за первый сделанный игроком невозможный ход арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второй, сделанный тем же игроком невозможный ход арбитр объявляет о проигрыше партииэтим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.

 

7.6. Если во время игры обнаружено, что какая-либо фигура смещена от своего правильного положения на доске, то должна быть восстановлена позиция до нарушения. Партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

Если позиция до нарушения не может быть установлена, игра должна продолжаться с последней восстановленной позиции.

Желательно, что определение позиции, с которой должна быть продолжена игра, проводилось двумя игроками под наблюдением арбитра.
Игроку присуждается поражение в случае, если он совершает два (2) из ЛЮБЫХ вышеуказанных невозможных ходов. Однако, при наличии двух (2) запрещенных действий за один ход (например, невозможная рокировка сделана двумя руками, невозможное превращение пешки, выполненное двумя руками, и невозможное взятие фигуры двумя руками), они считаются одним (1) невозможным ходом, и игрок не должен считаться проигравшим, если это не второй подобный проступок.
Взятие короля соперника не разрешено и наказывается соответствующим образом.

Статья 8: ЗАПИСЬ ХОДОВ

8.1.1. В процессе игры каждый игрок обязан вести точную запись своих ходов и ходовсоперника алгебраической нотацией (Приложение С) на бланке, предназначенном для этого соревнования, ход за ходом, настолько ясно и разборчиво, насколько возможно.

8.1.2. Запрещается записывать ходы заранее, если только игрок не заявляет о ничьей согласно Статье 9.2 или 9.3или не откладывает партию согласно Руководству I.1.1.

8.1.3. Игрок может ответить на ход соперника прежде, чем запишет его, если он так пожелает. Он должен записать свой предыдущий ход, прежде чем сделает следующий.

Обратите внимание, что запрещено записывать ход заранее. Это допускается только в случае заявления о ничьей (Статьи 9.2 и 9.3) или при откладывании пар-тии. Разрешается записывать ходы парами (ход соперника и собственный ход), но запись на бланке перед выполнением следующего хода должна быть в актуальном состоянии. Даже если соперник имеет только один возможный ответ, игрок не должен записывать его заранее.

8.1.4. Бланк партии должен использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложений ничьей, вопросов, связанных с заявлениями, и других соответствующих данных.

Также запрещено комментировать ходы добавлением оценок "?" и "!".

8.1.5. Оба игрока должны записывать предложение ничьей на бланке символом «=».

8.1.6. Если игрок не в состоянии вести запись, то для записи ходов он может представить помощника, который должен быть согласован с арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. Для игрока с ограниченными возможностями корректировка часов не применяется.

 

8.2. Бланк для записи на протяжении всей партии должен быть доступен арбитру для обозрения.

В настоящее время не существует вообще никаких проблем с применением настоящей статьи. Привычка скрывать ход, написанный на бланке партии, ручкой, не нарушает эту статью. Но тем не менее арбитр имеет полное право удалить ручку с бланка партии, когда он хочет проверить количество ходов, сыгранных игроками, если это не отвлекает соперника.

8.3. Бланки для записи являются собственностью организатора соревнования.

Игроку не разрешается сохранять у себя оригинальный бланк партии. Он принадлежит организаторам. По окончании партии игрок должен передать его арбитру и сохранить у себя копию (если таковая имеется).

8.4. Если на определенном этапе контрольного периода времениу игрока остается на часах менее пяти минут, и ему не добавляется на каждый ход 30 или более секунд, то в течение оставшейся части периода он не обязан следовать требованиям Статьи 8.1.1.

 

8.5.1. Если ни один из игроков не ведет запись в соответствии со Статьёй 8.4, то арбитр или его помощник должен постараться присутствовать при этом и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить запись партии на своих бланках, используя запись арбитра или бланк соперника.

Довольно часто случается, что во время цейтнота игрок спрашивает арбитра, сколько ходов ему осталось сделать до контроля времени. Арбитр никогда не даёт никакой информации о количестве сделанных ходов, даже после того, как игрок или оба игрока сделали требуемое количество ходов. Арбитр начинает действовать только после падения флажка: он останавливает часы и даёт указание игрокам восстановить запись ходов на бланках. Это редко занимает у игроков слишком много времени, но иногда вместо восстановления записи они обдумывают свой следующий ход. Тогда они должны быть предупреждены. Только после того, как оба игрока восстановят свои записи, арбитр должен пустить часы того игрока, который должен сделать ход.

8.5.2. Если только один игрок не вел запись в соответствии со Статьёй 8.4, он в обязательном порядке должен, как только любой из флажков упал, полностью восстановить запись партии на своем бланке прежде, чем сделает следующий ход на шахматной доске. Если при этом его очередь хода, он может воспользоваться бланком соперника, но должен возвратить его перед выполнением хода.

Обратите внимание, что в этой ситуации арбитр не останавливает часы после падения флажка.

8.5.3. Если нет полной записи, игроки должны восстановить игру на второй шахматной доске под контролем арбитра или помощника, который должен сначала записать фактически возникшую позицию, показания часов, чьи часы шли и число сделанных/завершенных ходов, если эта информация доступна, прежде чем начнется восстановление записи.

Восстановление записи должно происходить после остановки обоих часов и вдали от других партий, чтобы не мешать остальным игрокам.

8.6. Если записи на бланках не могут быть восстановлены и не показывают, что игрок превысил отведённое ему время, то следующий сделанный им ход будет считаться первым ходом в следующем периоде контроля времени, если нет доказательств, что ходов было сделано или завершено больше.

 

8.7. По окончании партии оба игрока должны подписать оба бланка, указав результат игры. Даже если результат указан неправильно, он остаётся в силе, если арбитр не решит иначе.

Для арбитра очень важно зафиксировать правильный результат партии. В тот момент, когда арбитр видит, что игра закончена, он должен подойти к этой доске и проверить, записали ли игроки результат партии и подписали ли оба бланка. Арбитр должен немедленно проверить, что обе записи партии показывают одинаковый результат.

 

Статья 8.7 позволяет Главному Арбитру отменять решения других судей, даже после того, как игроки подписали бланки записи партии. Также известно, что иногда оба игрока записывают неправильный результат. Эта статья позволяет арбитру исправить такие ошибки.

Статья 9: НИЧЬЯ

9.1.1. Положение соревнования может устанавливать, что игроки не могут предлагать или соглашаться на ничью ранее установленного числа ходов или вообще, без разрешения арбитра

Если в соревновании применяется это правило, то в приглашении игроков на турнир до их сведения должно быть доведено установленное количество ходов или отсутствие соглашения на ничью между игроками вообще. Желательно перед началом турнира повторно объявить правила турнира. Имейте в виду, что это правило применяется только для соглашения на ничью. Статьи 9.2, 9.3 и 9.6 остаются в силе на протяжении всей игры и дают возможность игрокам прийти к соглашению на ничью при меньшем, чем указано количестве ходов. Такое соглашение должно быть принято арбитром. Например, если в турнире, где существует правило ограничения ничьей до завершения 30 ходов обоими игроками, два игрока делают ничью троекратным повторением после 20 ходов, арбитр должен разрешить такую ничью. Если ни один из игроков не претендует на ничью при троекратном повторении ходов, и повторение происходит пять раз, то арбитр должен вмешаться и объявить партию. закончившейся вничью, см. Статью 9.6.1.

9.1.2. Однако, если положение соревнования позволяет игрокам соглашаться на ничью, то применяется следующее:

9.1.2.1. Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после выполнения своего хода на шахматной доске, но до нажатия часов. Предложение ничьей в любое другое время в течение игры остаётся в силе, но необходимо учитывать Статью 11.5. Такое предложение не может быть связано никакими условиями. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остаётся в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отвергнет его устно, или не отклонит его, касаясь фигуры с намерением сделать ход или взять фигуру, или до тех пор, пока игра не завершится каким-либо другим путём.

9.1.2.2. Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке символом «=».

Это важное правило для арбитра и его использование следует поощрять.

9.1.2.3. Заявление о признании партии ничьей в соответствии со Статьями 9.2 или 9.3должно рассматриваться как предложение ничьей.

Правильная последовательность предложения ничьей такова: 1. выполнение хода, 2. предложение ничьей, 3. нажатие часов. Если игрок отклоняется от этого порядка, предложение остается в силе, но на самом деле оно некорректно. Арбитр имеет право в этом случае наказать игрока. Предложение не может быть связано никакими условиями. Некоторые примеры: Игрок заставляет соперника принять предложение в течение 2 минут. В командном соревновании: ничья предлагается при условии, что другая партия в матче должна быть сдана или также закончиться вничью. В обоих случаях предложение ничьей имеет силу, но без приложенного условия. Что касается Статьи 9.1.2.3: Если игрок заявляет о ничьей, соперник имеет возможность договориться о ничьей непосредственно с ним. В этом случае арбитру не нужно проверять правильность заявления. Но будьте осторожны. Если есть ограничение на ничью (например: не допускаются соглашения на ничью ранее 30 ходов, выполненных обоими игроками), и заявление было подано до этого хода (возможно, после 28 ходов), то заявление должно быть проверено арбитром в любом случае, даже если соперник будет согласен на ничью.

9.2.1.1. может возникнуть, если этот игрок сначала запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или

9.2.1.2. только что возникла и игрок, за которым очередь хода, требует ничью.

9.2.2. Позиции считаются одинаковыми тогда и только тогда, когда очередь хода у того же самого игрока, фигуры того же самого наименования и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков - те же самые. Поэтому позиции не одинаковы, если

9.2.2.1. в начале рассматриваемой последовательности ходов пешка могла быть взята на проходе,

9.2.2.2. король имел право на рокировку с ладьёй, которая не двигалась, но потерял его после своего хода. Права на рокировку теряются только после того, как король или ладья сделали ход

Таким образом, на ничью может претендовать.только игрок, чей ход и чьи часы работают,

 

Правильность заявления должна проверяться в присутствии обоих игроков. Также рекомендуется воспроизвести партию, а не принимать решение только с использованием записей на бланках. Если используются электронные доски, можно проверить заявление на компьютере.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своём ходе, если:

9.3.1. он запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, который приведет к тому, что последние 50 ходов выполнены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без какого-либо взятия; или

9.3.2. последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без какого-либо взятия.

См. комментарии к Статье 9.2.

9.4. Если игрок касается фигуры, как описано в Статье 4.3, он теряет право заявлять о ничьей на этом ходу согласно Статьям 9.2 и 9.3.

Игрок теряет право требовать ничью только на этом ходу. У него всегда есть возможность предъявить новое требование позже в течение партии, при условии, что обстоятельства на доске не изменились.

 

9.5.1 Если игрок заявляет о признании партии ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он или арбитр должны остановить часы (см. Статьи 6.12.1 или 6.12.2). Игроку не разрешается отказываться от своего заявления.

9.5.2 Если установлено, что заявление обоснованное, партия сразу заканчивается вничью.

9.5.3 Если установлено, что заявление необоснованное, арбитр должен добавить к оставшемуся у соперника времени на обдумывание две минуты. Затем партия должна быть продолжена. Если заявление было основано на предполагаемом ходе, то в соответствии со Статьями 3 и 4 этот ход должен быть сделан.

Это заявление не рассматривается как невозможный ход.

 

Отмечается, что предполагаемый ход должен быть сделан, но если предполагаемый ход является невозможным, то этой фигурой должен быть сделан другой ход. Все остальные детали Статьи 4 также остаются в силе.

9.6. Партия заканчивается вничью, если возникает одна или обе следующие ситуации:

9.6.1. одинаковая позиция появилась, как описано в Статье 9.2.2, по крайней мере пять раз;

9.6.2. любая серия из по крайней мере 75 ходов была выполнена каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без какого-либо взятия. Если последний ход приводит к мату, он имеет приоритет.

В случае Статьи 9.6.1 пять раз не должны быть последовательными. В случаях Статей 9.6.1 и 9.6.2 арбитр должен вмешаться и остановить игру, объявив её ничьей.

Статья 10: ОЧКИ

10.1. Если положение соревнования не устанавливает иное, то игрок, который выиграл партию или выиграл по присуждению, получает одно очко (1), игрок, который проиграл свою партию или проиграл по присуждению, не получает очков (0), а игрок, сыгравший свою партию вничью, получает пол-очка (1/2).

Время от времени используется другая система подсчёта очков, в которой за победу даётся 3 очка, за ничью – 1 очко и за поражение – 0 очков. Идея состоит в поощрении более позитивной игры. В другой системе выигрыш - 3 очка, ничья - 2, проигрыш - 1 и присуждение поражения - 0. Это должно препятствовать присуждению поражений и может поощрять детей, особенно когда они получают очко, несмотря на проигрыш. Еще одна система, где выигрыш - 2, ничья - 1, проигрыш - 0, позволяет избежать ½ в таблице результатов.

10.2. Общий счет любой партии никогда не может превышать максимальный результат, даваемый за эту игру. Очки, полученные отдельным игроком, должны соответствовать обычному количеству очков, разыгрываемому в партии, например, результат ¾ - ¼ недопустим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: