Творческий потенциал учителя — это совокупность психических характеристик и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. С творческим педагогом интересно всегда. И ученикам, и коллегам.
Творческий потенциал, согласно определению в словаре, это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. Творческий потенциал педагога всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики. Многое зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности. Замкнутость, недостаток современной информации, отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, умений и навыков пагубны для творческого потенциала и ведут к его затуханию.
Для успешного развития педагогического потенциала необходимо выполнение следующих условий:
-Сопровождение развитие учительского потенциала должно происходить на основе компетентстного подхода.
-Процесс развития учительского потенциала должен быть непрерывен.
-Процесс развития педагогического потенциала происходит за счёт его участия в инновационной деятельности и специальных образовательных мероприятиях.
Поэтому, в школах основные ресурсы должны быт направлены на профессиональное развитие учителей. Если в школе нет хороших учителей, то всё потеряно, несмотря на великолепное методическое оснащение, самую лучшую учебную программу и самые правильные принципы управления. Эффективность образовательного процесса зависит от потенциала учителя, от его личной заинтересованности. Педагогический коллектив нашей школы вовлечён в одно дело, имеет общие, понятные и единые цели и задачи для всех.
Творчески работающий учитель – это педагог, результат деятельности которого отличается качеством, новизной, оригинальностью, уникальностью. Учитель умеет предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса. Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача руководителя, методиста – предрасположить педагога к творческой деятельнности, создать ситуацию успешности его работы. Когда появляется удовлетворенность профессией, то педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности создается в нашей школе.
Содержание и результаты воспитания учащихся в старших классах СКШ VIII вида.
Процесс воспитания - это целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития.
Цель воспитания - подготовка к жизни человека физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.
В специальной (коррекционной) школе 8 вида решаются следующиезадачи:
1) Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с нарушением интеллекта:
2) Всестороннее развитие учащихся с целью подготовки ихк самостоятельному труду.
3) Повышение регулирующей роли интеллекта в разных ситуациях и в различных видах деятельности.
4) Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе коллективных видов деятельности.
5) Воспитание активности и самостоятельности, умение правильно оценивать окружающих и себя, формирование положительных взаимоотношений между сверстниками.
Особенностями воспитательного процесса являются его:
1. Целенаправленность - то есть специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников с целью формирования личности нужной и полезной обществу.
2. Многофакторность - предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, которые сочетаются в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость (возрастные и индивидуальные особенности, соматическое состояние, структура дефекта, социальное положение семьи). Сложность процесса воспитания состоит в том, что результаты его не так ясно ощутимы и обнаруживаемы, как в процессе обучения.
З. Непрерывность воспитания - предполагает постоянное и систематическое воздействие на воспитанников.
4. Комплексность воспитания - предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности.
5. Вариативность результатов - связана с многофакторностью, определяется субъективными факторами (индивидуальными особенностями воспитанников, социальным опытом педагога, отношением к воспитательному процессу, профессиональной готовностью).
6. Двусторонний характер воспитания - предполагает наличие прямой и обратной связи в процессе воспитания - от воспитателя к воспитанниками наоборот.
Школа обязана обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и с нарушением интеллекта. В связи с этим она должна реализовать следующие направления воспитательной работы: физическое, трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание.
Физическое воспитание в специальной школе.
а) Специальные занятия по физическому воспитанию учащихся: ритмика в младших классах, уроки физкультуры в старших, и организация доступных для учащихся внеклассных спортивных мероприятий;
б) Коррекционно-лечебная гимнастика и индивидуальная трудотерапия для детей с грубыми нарушениями моторики, ЛФК.
в) Правильная организация учебного и физического труда учащихся с учётом их индивидуальны и возрастных особенностей;
г) Общий режим жизни ребёнка в семье и в школе, обеспечение правильного чередования учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий.
д) Организация и проведение летних оздоровительных мероприятий: лагеря, походы,
экскурсии, спортивные мероприятия.
е) Собственно лечебные мероприятия: использование медикаментозных препаратов, физиотерапии для стимуляции и коррекции физического развития детей.
Вывод: В условиях специальной (коррекционной) школы физическое воспитание учащихся может быть обеспечено должным образом только при совместной деятельности всего коллектива работников школы, и особенно, врача, учителей ритмики и физкультуры, а также учителей по трудовому обучению и воспитанию.
Трудовое воспитание.
Цель: подготовка учащихся к практической общественно полезной деятельности.
Основные средства трудового воспитания:
а) Система занятий ручным трудом в младших классах;
б) Система профессионального трудового обучения в старших классах;
в) Мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, интернате) и самообслуживания.
В процессе трудового воспитания у детей формируется добросовестное отношение к порученной работе, готовность к труду, настойчивость, дисциплинированность, самоконтроль, уважение к людям труда. Также формируется культура труда: привычка содержать рабочее место в чистоте, умение включиться в работу, планировать свою деятельность, ценить рабочее время.
Нравственно-этическое воспитание.
Это наиболее сложная задача в общей системе воспитательной работы специальной школы. Основные задачи нравственного воспитания в специальной школе:
· Формирование у воспитанников дисциплинированности в поведении, в учении и в труде.
· Во всей воспитательной работе должен осуществляться принцип разумного сочетания постоянного упражнения ребёнка в правильных формах поведения с постоянным воспитанием у него осознанного отношения к требованиям дисциплины.
· Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.
Трудолюбие, должное отношение к труду, формируется в процессе всей уче6но - воспитательной деятельности воспитанников
Формирование у учащихся честности, справедливости. Эта работа возникает и закрепляется в общих для класса, школы мероприятиях (утренники, совместная работа на сельхоз. участке).
Эстетическое воспитание в специальной школе.
Цель: воспитать умение воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, о6щественных отношениях, поступках людей.
Основные задачи эстетического воспитания:
- Развитие органов чувств ребёнка и его способности к эстетическому восприятию
окружающей действительности.
- Формирование и развитие эстетических представлений и взглядов, художественного вкуса, умения видеть и понимать прекрасное.
- Развитие творческих способностей и эстетических наклонностей учащихся.
В процессе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля.
Реализация всех направлений воспитательного процесса в специальной школе 8 вида должна осуществляться в комплексе. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы учащихся, на формировании их убеждений и чувств.
Содержание и результаты воспитания учащихся в младших классах СКШVIIIвида.
Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на развитие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов - особенно мышления, речи, восприятия.
К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность.
По мере обучения мышление и речь корригируются, но остаются еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать предметы.
Ученики 2-4-х классов ответственное относятся к поручениям, участвуют в простейших видах трудового процесса, овладевают гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты, резко меняются взаимоотношения в детском коллективе.
Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Направления воспитательной работы | Содержание воспитательной работы |
Развитие личности | 1. Интеллектуальное развитие |
2. Формирование целостного отношения к природе | |
3. Развитие коммуникативных навыков | |
4. Культура поведения, общения | |
Человек и окружающий мир | 1. Источники жизни на Земле. |
2. Один день природы. Экологическая культура. | |
3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц. | |
4. Отражение природы в искусстве. | |
Охрана здоровья и физическое развитие | 1. Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков |
2. Гигиена - ценное условие силы и красоты тела | |
3. Предметы гигиенической помощи | |
4. Физические упражнения и их влияние на здоровье человека | |
Трудовая диагностика, Ручной труд | 1. Формирование бытовых умений и навыков |
2. Вооружение учащимися навыками самообслуживания | |
3. Труд как вид отдыха | |
4. Труд как помощь другому человеку | |
5. Умственный труд. Культура умственного труда | |
Формирование отношений к стране, государству, человеку | 1. Человек и его отношение к себе и другим |
2. Родина. Отношение к Родине | |
3. Различия людей в обществе | |
4. Память о героях. Отношение к ним | |
5. Общение людей в обществе |
Система дополнительного образования направлена на удовлетворение потребности детей в саморегуляции личностного характера, творчестве в определенных видах деятельности. В условиях специального образования дополнительное образование осуществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов по интересам.
Деятельность учащихся 7-10 лет школы VIII вида должна быть посильной для них, удовлетворять их запросы, носить в основном игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическом планировании может представить каждое направление по четвертям.