Предмет и задачи олигофренопедагогики. Связь олигофренопедагогики с другими науками.




Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой.

Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.

Задачи Олигофренопедагогики:

1. раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;

2. изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;

3. разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические науки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произошедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

+Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся общая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Олигофренопедагогика

Медицинский блок анатомия физиология нейрофизиология невропатология психопатология психиатрия педиатрия

Психологический блок общая психология психология человека возрастная психология педагогическая психология специальная психология олигофренопсихология

Педагогический блок общая педагогика дидактика методика воспитательной работы +социальная педагогика специальная педагогика

 

Образовательные программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Структура. Принципы отбора учебного материала.

Структура. Принципы отбора учебного материала.

Подготовительный класс

Пояснительная записка

1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (В. В. Воронкова)

2. Чтение (В. В. Воронкова)

Письмо (В. В. Воронкова)

Математика (В. В. Эк)

Изобразительное искусство (И. А. Грошенков)

Музыка и пение (И. В. Евтушенко)

Ритмика (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова)

Физическое воспитание (В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой) Трудовое обучение (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова)

1—4 классы

Русский язык (В. В. Воронкова)

Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк)

Изобразительное искусство (И. А. Грошенков)

Музыка и пение (И. В. Евтушенко)

Ритмика (А. А. Айдарбекова)

Физическое воспитание (В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой) Трудовое обучение (1—3 классы — Н. Н. Павлова; 4 класс — С. Л.)

Образовательные программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (для детей с нарушениями интеллектуального развития) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.

По общеобразовательным предметам представлены программы по:

• русскому языку: чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;

• природоведению;

• математике;

• естествознанию (биологии): неживая природа, растения, человек;

• географии: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география России, география своей местности, элементарная астрономия;

• истории России и обществоведению;

• социально-бытовой ориентировке;

• пению и музыке;

• физкультуре.

Коррекционный блок представлен программой по социально-бытовой ориентировке (СБО). Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам. Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: