Анализ кредитного портфеля банка




 

Необходимым этапом процесса анализа кредитования банка является анализ кредитного портфеля банка. Анализ кредитного портфеля проведем посредством построения аналитических таблиц и расчета коэффициентов.

Характеристика движения ссуд представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ движения ссуд, тыс. руб.

 

  Показатель   2003 г.   2004 г.   2005 г. темп прироста %
2004г. 2005 г.
Начальный остаток ссудной задолженности: 21 327,5 109 749,4 97 512,5 414,5 - 11,1
В т.ч. по ссудам юридическим лицам; 21 226,6 108 824,9 93 575,4 412,7 - 14,0
По ссудам физическим лицам 100,9 924,5 3 937,1 816,3 325,9
Вновь выданные ссуды 144 016,0 62 834,2 489 251,2 - 56,4 678,6
В т.ч. по ссудам юр. лицам; 142 017,8 59 547,4 484 578,3 - 58,1 713,8
по ссудам физ. лицам 1 998,2 3 286,8 4 672,9 64,5 42,2
Погашенные ссуды 55 594,1 75 071,1 436 027,9 35,0 480,8
В т.ч. по ссудам юр. лицам 55 240,0 74 796,9 433 231,3 35,4 479,2
по ссудам физ. лицам 354,1 274,2 2 796,6 - 22,6 919,9
Остаток ссудной задолженности 109 749,4 97 512,5 150 735,8 - 11,1 54,6
В т.ч. по ссудам юр. лицам 108 824,9 93 575,4 144 922,4 - 14,0 54,9
по ссудам физ. лицам 924,5 3 937,1 5 813,4 325,9 47,7
Резерв на возможные потери 4 822,6 6 643,3 2 714,7 37,8 - 59,1
Ссудная задолженность с учетом резерва 114 572,0 104 155,8 153 450,5 - 9,1 47,3

 

 

Удмуртское ОСБ ведет активную кредитную деятельность. Динамика показателей выявляет следующее:

- изменение остатка по ссудам в большей мере подвержено воздействию изменения остатков по кредитам юридическим лицам, рис.3.

Рис.3. Изменение остатка ссудной задолженности

 

Так, в 2003 г. он составлял 109749,4 тыс. руб., в 2004 г. произошло его уменьшение на 11,1% до 97512,5 тыс. руб. Остаток по ссудам юридическим и физическим лицам соответственно снизился до 93575,4 тыс. руб. и возрос на 325,9% до 3937,1 тыс. руб. На 01.01.2006 г. в результате обоюдного роста остатков по кредитам юридическим и физическим лицам общий остаток увеличился на 54,6% и составил 150735,8 тыс. руб.;

- 2004 г. характеризовался снижением кредитной активности банка, что было обусловлено кризисным состоянием экономики России в целом. Резко уменьшилась величина выдаваемых ссуд в общем на 56,4%, хотя более активно выдавались кредиты физическим лицам, их величина возросла на 64,5%. Снизился остаток ссудной задолженности и одновременно возросла величина резерва на возможные потери на 37,8%, что является следствием большого числа ссуд, относящихся к повышенной группе риска;

 

Рис.4. Величина ссуд

 

- спад кредитования 2004 г. полностью преодолен в 2005 г. Величина выданных ссуд возросла на 678,6 %, в том числе юридическим лицам в 2005 г. выдано кредитов на сумму 489251,2 тыс. руб. Возрастание остатка задолженности по кредитам с одновременным уменьшением величины резерва на возможные потери по ссудам говорит о улучшении качества кредитного портфеля.

Качественной характеристикой кредитного портфеля является удельный вес просроченной задолженности в совокупном объеме кредитов. Динамика этого показателя отражена в табл.3.

 

Таблица 3 - Анализ просроченной задолженности, тыс. руб.

Показатель      
Остаток ссудной задолженности 109 749,4 97 512,5 302 188,3
Просроченная задолженность удельный вес, % 4 323,3 19 537,6 5 628,1
3,9 20,0 1,9
Остаток ссудной задолженности по юридическим лицам 108 824,9 93 575,4 298 372,9
Просроченная задолженность удельный вес, % 4 119,5 14 624,7 917,3
3,8 15,6 0,3
Остаток ссудной задолженности по ссудам физическим лицам 924,5 3 937,1 3 815,4
Просроченная задолженность Удельный вес, % 203,8 960,2 895,1
22,0 24,4 23,5

В 2004 г. величина просроченной задолженности значительно увеличилась с 4323,3 тыс. руб. до 19537,6 тыс. руб. или 20% от общей величины кредитов. Соответственно по кредитам юридическим лицам доля просроченной задолженности составила 15,6%, по кредитам физическим лицам – 24,4%. В 2005 г. тенденция изменилась в положительную сторону и на 01.01.2006 г. доля просроченной задолженности составила 1,9%. По кредитам юридическим лицам наблюдается аналогичная ситуация, доля просрочки снизилась до 0,3% в 2005 г. с 15,6% в 2004 г., то по кредитам физическим лицам доля просроченной задолженности находилась практически на одном уровне и за 2005 г. снизилась всего на 0,9% и составила 895,1 тыс. руб. (23,5%),что показано на рис.5.

Рис.5. Доля просроченной задолженности

 

В данной связи необходимо отметить, что в целом по Сбербанку России на 01.01.2006 г. величина просроченной задолженности составила 8% от суммы кредитного портфеля. Таким образом, в целом кредитный портфель Удмуртского ОСБ имеет низкую величину просроченной задолженности (1,9%), но необходимо проводить мероприятия по снижению просроченной задолженности по кредитам физическим лицам.

Анализ посредством коэффициентов позволяет выявить важные показатели кредитной деятельности банка, а также проанализировать их в динамике. Регулирование кредитного риска базируется на создании резерва на возможные потери по ссудам для покрытия убытков в случае невозврата долга. Таким образом, величина резерва, сопоставленная с другими показателями, дает представление о совокупном риске кредитного портфеля. Согласно расчетам, представленным в табл.4, коэффициент К1 (резерв / ссуды, не приносящие доход) - в 2004 году уменьшился в результате значительного увеличения величины ссуд, не приносящих доход. Повышение этого показателя в 2005 г. до 0,36 связано со снижением бездоходных кредитов и величины резерва на возможные потери, что наглядно представлено на рис.6.

 

Таблица 4 - Анализ коэффициентов достаточности резервов банка

 

 

Коэффициенты       Изменение к предыдущему году
2003г. 2004г.
КДР1 0,72 0,30 0,36 -0,42 0,06
КДР2 0,04 0,07 0,02 0,03 -0,05
КДР3 0,0036 0,0062 0,0060 0,0026 -0,0002
КДР4 0,09 0,03 0,16 -0,06 0,13

 

 

 

Рис.6. Динамика коэффициентов достаточности

 

Коэффициент К2 (резерв / остаток ссудной задолженности), характеризующий обеспеченность ссудной задолженности резервами, значительно менялся за рассматриваемый период.

Так, в 2003 г. году ссудная задолженность была обеспечена резервами на 4%, в 2004 г. на 7%, в 2005 г. показатель снизился до 2%. Значение соответствует минимальному – 2%, в мировой практике эта величина составляет 0,9-5%.

Повышение К3 (списанные суммы из резервов / остаток ссудной задолженности) связано с увеличением сумм списываемых из резерва. В целом этот коэффициент должен характеризовать долю безнадежных ссуд в общей ссудной задолженности, но в условиях России это не справедливо из-за сложности и продолжительности процесса списания ссудной задолженности. За 2004 г. он возрос с 0,36% до 0,62%, но в течение 2005 г. он незначительно снизился до 0,6%. Входит в границы, принятые в в мировой практике – 0,25 - 1,5%.

Коэффициент К4 (списанные ссуды из резерва / проблемные ссуды), снизился за 2004 г. на 0,03, в 2005 г. он возрос на 0,13, что свидетельствует об увеличении доли безнадежных ссуд в проблемных.

Оценка кредитного портфеля с точки зрения доходности проведена в табл.5.

 

Таблица 5 - Анализ коэффициентов доходности ссуд

 

Коэффициенты       Изменение к предыдущему году
   
КДС1 0,19 0,39 0,30 0,20 -0,09
КДС2 0,20 0,50 0,32 0,30 -0,18
КДС3 0,06 0,22 0,05 0,16 -0,17

 

Кредитная деятельность банка более эффективна в том случае, если прирост коэффициента К1 (%, полученные по ссудам / остаток ссудной задолженности) пропорционален приросту К2 (%, полученные по ссудам / ссуды, приносящие доход). В этом случае увеличение ссудной задолженности будет следствием увеличения ссуд, приносящих доход. В нашем случае в 2004 году хотя и произошел значительный прирост этих коэффициентов, но прирост К1 меньше соответствующего значения по К2, как показана на рис.6. Следовательно, в рассматриваемом году увеличение остатков ссудной задолженности явилось результатом увеличения бездоходных ссуд. В течение 2005г. доходность кредитов уменьшилась 30%., а доходность ссуд, приносящих доход, снизилась с 0,50 до 0,32.

Рост коэффициента К3 (ссуды, не приносящие доход / остаток ссудной задолженности) свидетельствует об увеличении бездоходности кредитного портфеля. В 2004 году возросли ссуды, не приносящие доход, в основном за счет роста просроченной задолженности. Значение К3 в 2004 г. составило 0,22, то есть доля ссуд, не приносящих доход возросла по сравнению с предыдущим годом на 16%, в 2005 г. эго величина снизилась до 0,05 (на 17%), что характеризует улучшение качества кредитного портфеля.

 

Рис.7. Изменение коэффициентов доходности ссуд

 

Коэффициенты качества кредитного портфеля представлены в табл.6.


Таблица 6 - Анализ коэффициентов качества управления ссудами

 

Коэффициенты       Изменение к предыдущему году
2003г. 2004г.
КУС1 0,31 0,24 0,16 -0,07 -0,08
КУС2 0,31 0,34 0,19 0,03 -0,16

 

Снижение значения коэффициента К1 (остатки ссудной задолженности / депозиты), как видно из рис.7, говорит об уменьшении доли привлеченных средств, инвестируемых в кредиты в 2004 г. на 7% и в 2005 г. на 8%. На 01.01.2006 г. величина К1 составила 0,16 (16% привлеченных средств инвестируется в кредиты). Подобная ситуация говорит о недостаточности использование депозитов в качестве базы для кредитования.

Рис.8. Изменение коэффициентов качества управления ссудами

 

Доля ссудной задолженности в активах (К2) также снизилась в 2005 г. до 0,19. Значение показателя низко, по сравнению с его значением в целом по Сбербанку России, доля совокупной суммы остатков по кредитам в активах которого составила на 01.01.2006 г. 30%.

 

 


3.2. Мероприятия по совершенствованию кредитной деятельности
Удмуртского отделения Сбербанка России

 

В результате проведенного анализа финансового состояния банка можно выделить ряд недостатков, а также проблемы, с которыми сталкивается банк.

В данном дипломном проекте предлагается несколько мероприятий по эффективности кредитной политики банка.

Рекламная деятельность банка.

В целях повышения эффективности работы банка необходимо активизировать рекламную работу банка, поднять ее на принципиально новый уровень. Требуется внедрить принцип системности, непрерывности и целенаправленности при проведении рекламной компании.

Банк должен проявлять приверженность принципу открытости на основе регулярного освещения своей деятельности в средствах массовой информации, а также непосредственного информирования клиентов, общественности. Для повышения узнаваемости облика банка предлагается разработать комплект фирменной атрибутики, позволяющей обеспечить предоставление клиентам услуг оформленных присущем только для ОАО «Сбербанк» стиле и создании эффекта постоянного присутствия банка.

Совершенствование работы с персоналом:

- формирование у работников банка духа корпоративности, чувства ответственности, развитие внутрибанковского сотрудничества и взаимодействия;

- повышение мотивации и стимулов к труду на основе встроенной оценке профессиональных качеств, служащих их реального склада в практические результаты деятельности банка;

- обеспечение условий для повышения образовательного уровня и квалификации работников банка, их профессионального и должностного роста;

- повышение уровня социальной защищенности банковских служащих.

При подборе и расстановке кадров необходимо ориентироваться на:

- рациональное использование имеющего кадрового потенциала;

- привлечение в банк на конкурсной основе высококвалифицированных специалистов.

В целях повышения качества организации кредитного процесса предстоит осуществить разработку процедур и регламентов, регулирующих совершение кредит­ных сделок, оценивающих уровень рисков, определяющих этапность и содержание контроля.

Внедрение системы установления рейтинга клиента, определения кредитоспо­собной и заемщика и вероятности выполнения им своих финансовых обязательств должны стать основой кредитной работы банка.

Особая роль коммерческих банков в предоставлении кредитов является цен­тральной в банковских операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы решать, кому можно доверить деньги вкладчиков. Банк должен определить, какие кредиты он будет предоставлять. кому он будет предоставлять и при каких обстоятельствах они иуду т предоставляться. Риск нельзя игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целями политики было поддержание оптимальных отношении между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Цели кредитной по­литики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

Величина кредитных вложений коммерческого банка определяется объемом собственных и привлеченных средств. Однако в соответствии с принципами регулиро­вания банковской деятельности вся сумма этих средств не может быть использовано для кредитования.

Поэтому задачей банка является определение объема эффективных ресурсов, которые могут, направлены на осуществление кредитных вложений.

В целях повышения эффективности работы кредитного отдела следует разработать компьютерную программу, адаптированную под Заемщиков разного типа. В системе кредитования Сбербанка имеются некоторые недостатки, которые влияют на риск возврата кредитов и погашения начисленных процентов, в частности:

- при оценке обеспеченности собственными средствами, финансовой устойчивости, платежеспособности заемщика не отражена динамика показателей, не проведен сравнительный анализ данных отчетного баланса с показателями на начало года, а так же не разработан аналитический баланс и не использован при анализе;

- не разработан прогноз потока денежных средств на период пользования кредитом ссудозаемщика;

- не глубоко проведен анализ кредитоспособности заемщика, не использованы и не задействованы дополнительные показатели;

- недостаточно проведена банком оценка платежеспособности фирмы в разрезе статей учета средств платежа и платежных обязательств;

- общий коэффициент покрытия, рассчитанный кредитным работником равен 1.12 при минимально допустимом значении его 1. Следует иметь в виду, что если отношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже чем 1:1, то можно говорить о высоком финансовом риске, связанным с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета. Принимал во внимание различную степень ликвидности активов, можно с уверенностью предположить, что не все активы будут реализованы в срочном порядке, а следовательно, и в данной ситуации можно говорить о значительно высоком финансовом риске, а значит требуется более широкий анализ кредитоспособности заемщика;

- не создана независимая экспертная комиссия по оценке имущества, представляемого в залог.

Учетной политикой банка не проработан вопрос создания оценочной комиссии или заключения договоров на оценку предметов залога со сторонними, независимыми оценочными, профессиональными фирмами.

Ясно, что при выдаче кредита заемщику отсутствует акт независимой экспертизы по оценке стоимости залога. Оценку имущества, предоставляемого в залог, при выдаче кредита в Сбербанке производит практически кредитный работник по своему усмотрению. Данный работник, как правило, не имеет специальной подготовки и тем более лицензии, дающей право на проведение данных работ квалифицированно. Таким образом, стоимость заложенного имущества, определенная кредитным работником не может быть реальной. В случае обращения взыскания на залог, т.е. реализации предметов залога на публичных торгах, в порядке предусмотренном процессуальным законодательством пли через обращение в суд, денег полученных от реализации залога будет недостаточно для обеспечения возвратности кредита и начисленных процентов.

- Сбербанк достаточно высоко обеспечен компьютерной техникой, в тоже время программное обеспечение кредитной системы крайне низкое. Не разработана четкая программа, адаптированная под заемщиков разного типа с разной формой отчетности.

- не архивируется кредитная история заемщиков, отсутствует увязка по различным показателям, не формируются данные по группам риска, не формируется аналитический баланс;

- практически вся отчетность по кредитам и табличные данные собираются в ручную.

- должна обеспечивать архивацию кредитной истории Заемщиков, увязку по различным показателям формирование по данным группам риска, а так же должна формировать аналитический баланс и просчитывать все коэффициенты по его анализу.

Портфель банковских ссуд подвержен, всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску неплатежей. Управление кредитным риском требует от банка постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом.

Одним из основных звеньев технологической цепочки кредитного ритейла является оценка рисков. Фактически речь должна идти о формализации процесса принятия решения в условиях неопределенности. А приведенный выше пример служит иллюстрацией сразу трех аспектов оценки риска при оказании ритейловых услуг:

Так называемый классический подход при оценке кредитных рисков неприемлем с точки зрения массового потребителя и ведет к вырождению сути данного вида бизнеса для кредитора.

Применение ростовщических процентных ставок является источником такого дополнительного вида риска как риск моральный (moral hazard). Ненадежный заемщик, уплачивая неадекватно высокие проценты, при наступлении тех или иных, неблагоприятных для него событий, склонен считать, что имеет некое моральное право не возвращать ссуду полностью или частично или перестать уплачивать проценты.

Не следует упускать из виду также и проблему "неблагоприятного отбора" (adverse selection). В данном случае, источником является недифференцированность ценовых условий при предоставлении кредита. Все заемщики получают кредит по единым ставкам, которые отличаются только в зависимости от срока кредитования. Совершенно не дифференцируется рискованность заемщиков. Такие действия кредитора могут привести к накоплению в его портфеле "плохих" ссуд в связи с тем, что на условия "под одну гребенку" преимущественно соглашаются малоопытные заемщики, которые "сегодня, здесь и сейчас" решают свою задачу (получить деньги во что бы то ни стало) и зачастую склонны приукрашивать свою платежеспособность.

Следует отметить, что разумный компромисс может быть достигнут на пути комплексного подхода к оценке рисков, как основания для принятия решения о кредитовании. Этот подход должен включать в себя:

- разработку автоматизированных скоринговых (см.ниже) методик, которые позволяют делегировать право принятия решения о предоставлении кредита на уровень кредитного инспектора, который оценивает качество заемщика по формальным задокументированным признакам и принимает решение на основании четко сформулированных критериев;

- мониторинг, сбор и обработку статистических данных о результатах свершившихся "кредитных экспериментов" и корректировку статистической скоринговой модели на уровне подразделения, в компетенцию которого входят вопросы риск-менеджмента;

- применение процентных ставок, которые совместно с экономическим капиталом должны покрывать некоторый "пороговый" или акцептуемый уровень потерь, который является предметом для принятия решений на уровне топ-менеджмента; естественно, что данный "порог" является результатом интегрированного управленческого решения, в котором должно быть учтено не только отношение менеджмента к рискам (в координатах "осторожность" и "склонность" к риску), но и условия той рыночной среды, которая окружает кредитора (речь идет о конкурентных рыночных ставках) и которую не учитывать просто нельзя;

поддержание адекватного собственного капитала кредитора, т.е. соблюдение принципа достаточности уровня так называемого экономического капитала (рис.9), который является определенным буфером в случае возникновения каких-либо драматических для кредитора потерь, превышающих ожидаемый уровень.

Рис.9. Принцип уровня достаточности

Кратко коснемся сущности скорингового подхода при оценке кредитных рисков.

Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных "экспериментов", формируется один или несколько "триггерных" (пороговых) числовых уровней, с помощью которых потенциальные заемщики делятся на два или несколько классов (рейтингов).

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных показателей (как качественных, так и количественных, например, финансовых коэффициентов или их конгломератов, а также доходов заемщика). В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и кредитор имеет возможность упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

Интегральный показатель для каждого клиента сравнивается с некоторым числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение о предоставлении кредита. В противном случае кредитная заявка не удовлетворяется.

Входящие в оценку показатели, если рассматривать только кредитование физических лиц, можно разбить на несколько групп:

- характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие регистрации по месту получения кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);

- характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов, величина доходов, их регулярность, наличие автомобиля, квартиры, другой недвижимости);

- характеризующие его этичность в деловых вопросах (наличие положительной кредитной истории, отсутствие судимости и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться также и субъективн-психологические характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

В качестве примера, который только лишь иллюстрирует возможный подход, приведем интуитивно понятный расчет величины возможной максимальной суммы кредита, которую можно предоставить заемщику со следующими характеристиками:

Ежемесячный доход семейной пары составляет 25.000 рублей;

Прожиточный минимум оценивается кредитором в сумме 4.000 рублей на человека в месяц;

В семье имеется один иждивенец;

Договор поручительства не заключается, т.е. кредит является необеспеченным и кредитор применяет коэффициент для снижения своего риска, равный 0,85;

Кредит испрашивается в сумме 100.000 рублей, сроком на год, по ставке 25% годовых.

Произведя несложные и не совсем точные расчеты (не будем забывать, что речь идет об определении приблизительной верхней границы размера кредита), получаем следующее неравенство:

[ (25.000 - 3 х 4.000) х 0,85 - 100.000 х 25% / 12 ] * 12 = 107,6 тыс.рублей > 100 тыс.рублей

Следовательно, кредит может быть предоставлен в испрашиваемой сумме.

Конечно же, это лишь иллюстрация к достаточно сложному вопросу. Существуют и более высокие теоретические уровни рассмотрения данной темы.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политика банка.

Практика зарубежного опыта выявления кредитов с высокой степенью риска на ранней стадии

Современный отечественный опыт кредитования в условиях рыночной экономики во многом еще не сложился в следствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и, поэтому не может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие из которых испытывают элементарный недостаток знаний.

Выявлению на ранней стадии кредитов с высокой степенью риска в портфеле ссуд банка поможет изучение пяти групп факторов, которые практикуются в американских коммерческих банках:

Данные из истории заемщика:

- факты недавней финансовой несостоятельности заемщика;

- расхождения и противоречия в информации о заемщике.

Данные, касающиеся руководства и управления деятельностью заемщика:

- заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;

- невысокие моральные качества руководителя;

- борьба за власть в руководстве, между партнерами - владельцами компании;

- частые смены в руководстве.

Информация, отражающая производственную деятельность заемщика;

- круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

- ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

- заемщик работает в отрасли, которая испытывает трудности;

- упрощенное ведение заемщиком баланса, то есть активы и пассивы не детализируются по статьям.

Информация, относящаяся к организации кредитования:

- заемщик не представляет четко цели, на которые предоставлен кредит;

- у заемщика нет четкой программы погашения ссуд;

- отсутствие резервных источников погашения кредита;

- кредитная заявка заемщика плохо обоснована;

- недостаточно обоснованы сроки погашения кредита. Факты отклонения от установленных норм:

- нарушение в периодичности представления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

- отклонения от порядка ведения банковских счетов;

- пересмотр условий кредитования, изменения схемы погашения кредита, просьба о его пролонгации:

- отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Источниками информации в данном случае выступают финансовая отчетность и собеседование с потенциальным заемщиком, собственная характеристика банка на всех вкладчиков и заемщиков, данные инспекции на месте, а так же внешние источники информации.

Анализ современной практики кредитования населения показал, что наибольшее распространение получили следующие виды ссуд:

- ссуды на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального и кооперативного жилья;

- покупка индивидуального и кооперативного жилья, домов, садовых
домиков с участками;

- кредиты на неотложные нужды.

Ссуды могут быть предоставлены гражданам, имеющим самостоятельный источник дохода. Размер ссуды определяется исходя из суммы заработной платы клиента, на не более 14-месячной заработной платы. Ссуды предоставляются единовременно или по частям таким образом, чтобы размер, сроки погашения, процентная ставка по выданным ссудам соответствовали условиям кредитного договора и произведенным затратам.

Подтверждение целевого использования кредита является предоставление
заемщиком документов об использовании полученной ссуды на строительство
или приобретение жилья либо на приобретение и обустройство земли под
предстоящее жилищное строительство. Обеспечением кредита является залог
заемщиком недвижимого имущества, имущественных прав на недвижимое
имущество, другого имущества и имущественных прав, которые в соответствии
с законодательством России могут использоваться в качестве залога.
Подтверждением возвратности является предоставление заемщиком
документом о его платежеспособности.

Выдача строительного кредита осуществляется путем открытия кредитной линии. Ссуда выдается заемщику по частям в соответствии со стоимостью законченных этапов строительно-монтажных работ. Сумма выдаваемого банком кредита не должна превышать 70% от стоимости приобретаемого жилья, зафиксированной в закладной, при условии вложения заемщиком недостающих средств в размере 30% стоимости объекта.

В зависимости от вида кредита в договоре о залоге определяется фирма, размер и порядок залогового обеспечения кредита. Предметом залога могут быть:

- земельный участок под строительство, являющийся собственностью заемщика;

- готовое жилье или незавершенное строительство; другие виды имущества.

В качестве гарантии (поручительства) погашения предоставленных
банками жилищных кредитов для физических лиц предусматривается
использование поручительств одного или более граждан, страховой
компании и других юридических лиц.

Квалифицированный и своевременный анализ качества кредита позволит принять взвешенное решение о целесообразности его выдачи, а затем проводить продуманную политику в отношении данного заемщика, правильно определить необходимость и размер отчислений в фонд резервов на покрытие кредитных рисков. Важным направлением анализа ссуды заемщика является оценка его кредитоспособности. Для анализа кредитоспособности потенциальных индивидуальных клиентов используют большое количество источников информации: сам претендент, проект, финансовая отчетность, конкуренты.

В настоящее время в нашей стране определенная практика оценка кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит документальный характер. Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды, знать состояние и тенденции изменения внешней среды, в рамках которой функционирует банк-кредитор и его заемщик.

Для выяснения кредитоспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, от сбережений и капитальных вложений и прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алиментов, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д.

Анализ платежеспособности проводится как по заемщику, так и по его поручителю. При этом метод анализа и документация такие же, как и при анализе кредитоспособности самого заемщика. В результате проведенной работы определяются возможности клиента производить платежи в погашение основного долга и процентов, а поручителя - осуществлять из в случае неплатежеспособности основного заемщика. Для этого в учреждениях Сбербанка, например, рассчитывают сумму ежемесячного платежа в погашение ссуды (основного долга и процентов), а также коэффициент кредитоспособности клиента:

Сумма месячного платежа по ссуде

КК1 = ------------------------------------------------------------ (27)

Сумма месячного дохода

Коэффициент КК1 характеризует способность клиента осуществлять ежемесячные выплаты банку по ссудам. Может быть рассчитан также коэффициент КК2

Сумма месячного платежа по ссуде + месячная сумма расходов

КК2 = ------------------------------------------------------------------------------------- (28)

Сумма месячного дохода

Коэффициент КК2 показывает степень влияния расходов, включая расходы на погашение ссуд на бюджет клиентам. Ссуда предоставляется при условии, если расходы не превышают 1/3 суммы дохода клиента.

Каждый российский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разработать собственную методику анализа кредитоспособности индивидуальных клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить в методику необходимые коррективы.

Ниже приводится примерная методика бальной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов коммерческого банка, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики. Опираясь на данную методику и используя накопленный опыт в области подготовки и реализации кредитной политики по отношению к индивидуальным заемщикам, каждый банк будет в состоянии разработать собственную бальную методику оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков.

 

Таблица 7 - Методика бальной оценки кредитоспособности индивидуального клиента коммерческого банка

 

Показатели Значение Баллы
Критериальный уровень Фактический уровень
       
1. Совокупный годовой доход в тыс. р. Менее 10    
10-20  
20-40  
40-60  
более 60  

Продолжение таблицы 7

 

       
Ежемесячный платеж в погашение ссуды, % Более 40%    
30-40%  
20-30%  
10-20%  
Менее 10%  
Долги потенциального заемщика прочим кредитным институтам, налоговым органам         -5 -5
Более 1 0% размера ссуды -10
Менее 10% -5
Более 10% размера ссуды -10
Менее 10% -5
Наличие банковских счетов Имеет только счет до востребования Счета до востребования и сберегательный До востребования и другие счета Только сберегательный счет Нет счетов    
Возраст заемщика До 50 лет Свыше 50 лет    
Статус резидента Владелец квартиры (дома) Приобретает квартиру (дом) в рассрочку Арендатор Проживает с родителями Другие варианты    
Срок работы на одном предприятии До 1 года 1 -2 года 2-4 года более 4 лет пенсионер безработный    
Итого Выдача ссуды Отказ от выдачи Более 150 Менее 150


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: