Основные требования к кандидатуре арбитражного управляющего




Арбитражный управляющий как участник процедур банкротства

 

Предисловие

 

Большой интерес к сфере несостоятельности в целом и деятельности арбитражного управляющего в частности вызван тем, что реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства, эффективность которого напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего.

В перспективе логично предположить пристальное внимание к арбитражным управляющим со стороны налоговых органов в связи с тем, что они являются одной из самых высокодоходных категорий налогоплательщиков: имеются факты нарушения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов с вознаграждения арбитражного управляющего, а также нарушения очередности исполнения налоговых обязательств должником.

Прошедший после принятия в 1998 г. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" период выявил потребность переоценки требований законодательства, предъявляемых к правовому статусу арбитражных управляющих, порядку их назначения, формам и методам надзора за деятельностью этого субъекта процесса банкротства.

С учетом того, что деятельность арбитражного управляющего носит публичный характер, потребовалось в законодательном порядке ввести такие правовые механизмы, при применении которых была бы исключена его личная заинтересованность или имущественная выгода в отношении кредиторов (либо должников) и которые стимулировали бы его усилия к соблюдению выгод тех и других.

Авторы настоящей книги проанализировали правовой статус арбитражного управляющего комплексно: перечислены требования, предъявляемые к арбитражному управляющему Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", рассмотрены особенности его трудовых отношений, заключаемых с участием индивидуального предпринимателя, проанализированы налоговые режимы, применяемые арбитражными управляющими.

В книге даны пояснения научно-практического характера с целью помочь арбитражным управляющим правильно применять на практике законодательные нормы.

 

Раздел I. Правовое положение арбитражного управляющего

 

Глава 1. Требования к кандидатуре арбитражного управляющего

 

Основные требования к кандидатуре арбитражного управляющего

 

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Таким образом, "арбитражный управляющий" - это общее понятие, объединяющее в себе четыре вида лиц, осуществляющих проведение процедур банкротства.

Закон о банкротстве установил ряд требований к лицу, претендующему на утверждение его арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В научной литературе принято делить указанные требования на "позитивные" (определяют качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий) и "негативные" (определяют качества, которые должны отсутствовать у арбитражного управляющего) *(1).

"Позитивными" требованиями являются следующие:

1) наличие гражданства Российской Федерации (ст. 2, п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) наличие высшего образования (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

5) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

6) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

7) членство в одной из саморегулируемых организаций (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

8) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

"Негативными" требованиями являются следующие:

1) наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) применение к арбитражному управляющему процедуры банкротства (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

4) наличие невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

5) дисквалификация или лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Однако следует отметить, что помимо деления на "позитивные" и "негативные" требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего ст. 20 Закона о банкротстве, можно разделить на "материальные" и "процессуальные". "Материальные" требования - это требования, установленные п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, соответствие которым говорит о наличии у лица права осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего. "Процессуальные" требования - это требования, установленные п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, для того чтобы быть утвержденным арбитражным судом для проведения процедур банкротства в отношении конкретного должника в конкретном деле о банкротстве. Соответствие "процессуальным" требованиям дает возможность реализовать право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Рассмотрим указанные выше требования более подробно.

К "позитивным" требованиям относятся следующие.

1. Наличие гражданства Российской Федерации (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Как следует из положений п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим может быть только физическое лицо. Кроме того, арбитражным управляющим может быть не любое физическое лицо, а только гражданин Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указание в п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве на обязательное наличие у кандидата в арбитражные управляющие гражданства Российской Федерации является законодательно установленным ограничением прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, возможность которого предусмотрена п. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Ранее действовавшие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон 1992 г.) и Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.) обязательного требования о наличии у арбитражного управляющего российского гражданства не устанавливали. Более того, ст. 12 Закона 1992 г. вообще не содержала прямого указания на то, что арбитражным управляющим может быть только физическое лицо, однако это следовало из смысла и содержания указанной нормы. Так, в п. 4 ст. 12 данного Закона было указано, что кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Очевидно, что подобными качествами может обладать только физическое лицо. Закон 1998 г. в ст. 19 уже четко определял, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом только физическое лицо.

2. Наличие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с изменениями и дополнениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о государственной регистрации).

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства.

Если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен Законом о государственной регистрации, то в отношении индивидуальных предпринимателей до недавнего времени отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" были внесены изменения, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона распространяется и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц. Новая редакция закона именуется "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Ранее государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

Необходимость принятия Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 ГК РФ.

Отсутствие федерального закона, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, порождало неопределенность в реализации гражданами конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом такое положение создавало почву для многочисленных злоупотреблений и в значительной степени тормозило развитие отношений в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом по месту его жительства. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание на то, что, хотя индивидуальный предприниматель регистрируется по месту жительства, фактическое использование жилого помещения не по назначению (не для проживания, а, например, под офис) не допускается. В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что "жилые помещения предназначены для проживания граждан". Согласно п. 3 этой же статьи "размещение в жилых домах промышленных производств не допускается". Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляет в регистрирующий орган следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копию основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранного гражданина либо лица без гражданства);

в) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

г) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

д) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

е) нотариально удостоверенные согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

ж) документ об уплате государственной пошлины.

Cтатьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" внесены изменения и дополнения.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине" предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности.

За государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей государственная пошлина взимается в размере 400 руб.

За государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности государственная пошлина взимается в размере 80 руб.

За государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления.

Государственная пошлина за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц.

Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.

Следует сказать, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя путем внесения в Книгу государственной регистрации записи о регистрации индивидуального предпринимателя и оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 Закона о государственной регистрации). Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В соответствии с новым законом всем предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 г., нужно в течение года, до 1 января 2005 г., подать в налоговую инспекцию сведения о себе.

Основное отличие перерегистрации индивидуальных предпринимателей от перерегистрации юридического лица - срок, отведенный на представление в налоговые органы соответствующих документов, составляет не полгода, как для юридических лиц, а год - с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г. "Перерегистрация" будет заключаться в представлении следующих документов (ст. 3 Закона N 76-ФЗ):

- копия основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства);

- копия свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель не "перерегистрируется" подобным образом до 1 января 2005 г., то его государственная регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица с этой даты утрачивает силу. При этом после указанной даты такое лицо вправе заново зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с новым законом.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства);

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

Помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, законом предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности.

Ошибочной является позиция некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности - например, по своевременному предоставлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны предоставить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган погашает ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется.

В случае прекращения деятельности гражданина-предпринимателя в принудительном порядке государственная регистрация осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) либо копии решения о принудительном прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Прекращение предпринимательской деятельности может произойти и в связи со смертью гражданина. В данном случае государственная регистрация осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

По общему правилу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом) или прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

С 1 января 2004 г. регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственный архив".

В соответствии с Приложением N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений утвержден перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Территориальные органы МАП России.

3. Территориальные органы МВД России.

4. Территориальные органы КФМ России.

5. Территориальные органы Госкомстата России.

6. Таможенные органы Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

9. Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

10. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

11. Органы местного самоуправления.

Так, с 1 января 2004 г. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Москве ввело новый порядок централизованной государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в результате которого осуществляется "принцип одного окна".

Функции государственной регистрации индивидуальных предпринимателей при их создании с одновременной постановкой на учет по всем административным округам столицы переданы межрайонной инспекции МНС РФ N 46 по г. Москва. Эта инспекция с начала 2004 г. одновременно с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей при их создании также осуществляет процедуру постановки на учет с присвоением ИНН и кода причины постановки на учет (КПП). Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет выдается на пятый день после подачи документов.

В межрайонную инспекцию МНС РФ N 46 по г. Москве нужно также предоставлять сведения об изменениях, касающихся индивидуального предпринимателя, и о прекращении им деятельности.

3. Наличие высшего образования (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Наличие высшего образования у лица, претендующего на выполнение функций арбитражного управляющего, подтверждается дипломом о высшем образовании. Действующий Закон о банкротстве не установил ограничений в отношении специальности, по которой арбитражный управляющий должен иметь высшее образование. Однако так было не всегда.

Как уже было сказано выше, согласно п. 4 ст. 12 Закона 1992 г., кандидат в арбитражные управляющие должен был быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы. Что следовало понимать под "опытом хозяйственной работы", данный Закон не уточнял, в связи с чем юристы и экономисты при решении вопроса о назначении их внешними или конкурсными управляющими находились в более выгодном положении, так как отсутствовала необходимость подтверждения опыта хозяйственной работы. При этом следует отметить, что п. 4 ст. 12 Закона от 1992 г. не содержал требования о необходимости наличия высшего юридического или экономического образования, в связи с чем достаточно было средне-специального образования.

4. Наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Согласно п. 4 ст. 20 Закона о банкротстве в целях данного Закона руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.

В случае замещения должности руководителя по основному месту работы подтверждением наличия стажа работы в качестве руководителя юридического лица будет являться надлежащим образом выполненная соответствующая запись в трудовой книжке. Если указанная запись является последней, то ни в коем случае нельзя делать в трудовой книжке записи такого содержания (как это часто случается на практике): "Запись действительна по настоящее время"; "Работает в указанной должности по настоящее время". Внесение в трудовые книжки записей подобного содержания не предусмотрено Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 октября 2003 г. N 69) и является нарушением указанного номативно-правового акта. Написание фразы "Последняя запись действительна по настоящее время" с указанием даты уместно на копии трудовой книжки, которая затем и будет представляться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (при вступлении в нее) либо в арбитражный суд.

Закон о банкротстве не предусматривает обязательного требования о выполнении работы в качестве руководителя юридического лица только как работы по основному месту. Значит, такая работа может выполняться и по совместительству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: