Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – С. 333-338.




Практическое занятие 8 (ПрЗ 8)

Социальные отношения и самосознание как элементы механизма становления социального опыта ребенка

Вопросы для обсуждения

1. Понятия самосознание, самоопределение, «Я-концепция».

2. Особенности развития самосознания и самооценки в младенчестве и раннем возрасте.

3. Особенности развития самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

4. Значение формирования представлений о себе в процессе социализации личности ребенка.

5. Технология формирования представлений о себе у дошкольников.

Ознакомление с организмом.

Познание ребенком своих чувств, мыслей, умений, поступков

Осознание социальной роли в семье, принадлежности к своему роду, родословной.

6. Виды и формы проявления социальных отношений.

Критерии и нормы оценки ПрЗ 8:

5-4 балла – систематическое участие в обсуждении теоретических вопросов, свободная ориентация в теоретическом материале, научность, ясность, четкость изложения;

3-2 балла – эпизодическое участие в обсуждении вопросов, достаточно свободное владение изученным материалом, ясность, четкость изложения;

1 балл – однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал;

0 баллов – пропуск занятия/неготовность к занятию.

Литература

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 181-187.

2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

3. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 333-338.

 

Материал для подготовки к ПрЗ 8

Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 181-183.

 

Третий элемент, определяющий становление социального опыта ребенка, — его самосознание, без которого не состоится ни познание социального мира, ни социальное самоопределение в этом мире. Социальный опыт, определенным образом «закодированный» в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом взаимодействии.

Долгое время наша теория воспитания декларировала идею «деятельностного подхода к формированию личности», но он нередко означал лишь организацию какой-либо общественно полезной деятельности и совместное включение в нее воспитанников. Между тем социализирующая и воспитывающая суть деятельности предполагает в первую очередь самоопределение в ней воспитанника, становления его личности как «индивидуального уровня общественного бытия» (К. А. Абульханова-Славская). Этот «индивидуальный уровень» значительно зависит от понимания воспитанником своего внутреннего мира, от сформированности у него социального отношения к себе.

В современном человекознании все активнее исследуется область, получившая наименование «Я-концепция» (Р. Берне, Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. В. Сто-лин, Д. И. Фельдштейн и др.). Пока еще нет единой трактовки этого понятия: «Я-концепцию» часто называют просто самооценкой, «образом Я», «Я-системой», отношением к себе и т. д. Но большинство авторов сходятся на том, что это своеобразный центр личности.

Становление обобщенного образа себя, своей личности — длительный и сложный процесс. К концу первого года жизни у ребенка появляются первые «мотивирующие представления», способные побуждать его к активным действиям. К трем годам складывается ведущее личностное новообразование периода раннего детства — «система "Я"». Ребенок в этом возрасте уже способен к самооценке своих физических качеств («Я большой») и первых проявлений активности в деятельности («Я быстро бегаю», «Я умею сам одеваться»).

На рубеже 7-8 лет у ребенка возникает осознание своего «социального "Я"», которое характеризуется потребностью освоить новую социальную позицию школьника и овладеть новой, общественно значимой деятельностью, учением; зарождается рефлексия, складывается осознание себя как субъекта отношений со взрослыми.

К 9-11 годам, при переходе ребенка из начальной школы в среднюю, происходит качественное преобразование «системы "Я"»: возникает ориентация на социальные цели, рождается «жизненная перспектива», которая включает и представление о своем «идеальном "Я"», начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.

Известный английский исследователь в области психологии и педагогики воспитания Р. Берне определяет «Я-концепцию» как динамическую систему представлений человека о самом себе, установок, направленных на самого себя, куда входят:

1. Образ «Я» — собственное осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и других качеств.

2. Самооценка.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой1.

Р. Берне считает, что важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе.

Многие исследователи этой проблемы считают, что «Я-концепция» осознается личностью благодаря развитию аппарата самосознания, а говорить о нем можно начиная с подросткового возраста. Но ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста тоже ориентируется на такую систему установок на себя, хотя не столько осознает ее, сколько переживает в виде особого комплекса социально-нравственных чувств. В последнее время социальные психологи все чаще именуют их понятием «самоотношение».

Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город или переход в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком «минус». Напротив, успешный опыт занятий в секции фигурного катания, первые спортивные успехи, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком «плюс». Иными словами, осознание отношения к себе у детей всегда эмоционально окрашено. «Я-концепция» как совокупность всех представлений о себе, установок на себя, выражена тремя основными «модальностями»:

1. «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус.

2. «Социальное Я» («зеркальное») — установки, связанные с представлением индивида о том, как его воспринимают, видят другие.

3. «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хочет, надеется, стремится стать, это образ, прототипом которого часто становится конкретный человек, поразивший, вызвавший восхищение ребенка.

Окружающий мир, многообразные взаимодействия с людьми ребенок воспринимает сквозь призму «Я-концепции». Еще Л. С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности».

Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 333-338.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я».

Я – результат выделения человеком самого себя из окр. среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность, тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окр. мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не – Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам.

Я оценивается субъектом в Я – концепции, образуя ядро человеческой личности.

Я – концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я – концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:

• когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, соц. значимости и т.д. (самосознание);

• эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

• оценочно – волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности целей, которые ставит перед собой человек. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями приводит к неадекватному поведению (эмоц. срывы, повышенная тревожность и т.п.).

Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: