Осознание социальной роли в семье, принадлежности к своему роду, родословной




Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной.

Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т.е. всего того, что делает человека личностью.

Цель подраздела – закреплять и развивать любовь и привязанность ребенка к своей семье, формировать представления о семье, о родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Методическую работу можно разделить на несколько смысловых частей, в каждой из которых решаются свои задачи, конкретизирующие общие цели:

1. Формировать представления:

а) о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом; знать адрес, телефон;

б) о составе семьи, о родственных отношениях, о своей соц. роли в семье, о связи с другими членами семьи;

в) о родословной, о генеалогическом древе, о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду.

2. Воспитывать нежное, заботливое отношение к своей семье, закреплять чувство уверенности и защищенности.

Полезно рассказывать детым, как и почему появились у людей имена, что они обозначают провести беседу, показать иллюстрации, семейные фотографии.

В повседневной жизни очень важно не забывать обращать внимание на то, как дети общаются, как называют друг друга. Можно проводить с подгруппой детей игры – загадки типа «Раздаем имена». Сначала воспитатель, а затем и сами дети придумывают имена – характеристики, пишут их на листочке, а затем предлагают вытаскивать и определять, кому какое имя больше подойдет («Веселушка», «Грустиночка», «Отважный» и т.п.).

Дошкольники могут также придумывать клички любимому животному, отражая в имени его характер.

Ребенку необходимо знать свою фамилию, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также эти знания в экстремальной ситуации придадут силу и надежду на то, что ребенку помогут. Не стоит, конечно, запугивать детей перспективой несчастья, но дать такие знания необходимо. Вместе с тем, следует приучать их к осторожности в «разглашении данной информации», т.к. ею могут воспользоваться дурные люди, т.е. дети должны знать, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию.

Заучивать адрес механически не стоит. С.А. Козлова предлагает взрослым следующий методический прием: гуляя с ребенком, показывать ему, что называют улицей, переулком, проспектом, объяснять, что, как у людей бывают разные имена, чтобы их различать, так и улицы имеют свои имена – названия. Эти названия придумывает люди и всегда вкладывают в них определенный смысл (имена героев, близ лежащие предприятия, природа и т.п.). В этой логике можно подумать и над названием вашей улицы.

После прогулки полезно нарисовать свою улицу со всем тем, что на ней расположено.

Домов на улице много. Как же люди их различают? Присваивают им номера. Какие номера домов есть на нашей улице, какой номер дома у нас?

Номер дома для закрепления можно написать на снегу, песке, на листе бумаге.

Запоминать номер квартиры можно следующим образом: в доме много квартир, и у каждой есть свой номер – имя. Затем номер нужно несколько раз записать.

Для запоминания номера телефона можно предложить ребенку изобразить циферблат и написать на нем цифры, но не все, а лишь цифры номера и поиграть в игру «У меня зазвонил телефон».

Следующая часть работы – уточнение понятия «семья», а также соц. роли всех членов семьи и самого ребенка («Кто ты для мамы, бабушки, тети?», «Сколько в вашей семье мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснить и уточнить знания детей можно не только в беседе, но и на занятиях по изодеятельности («Нарисуй семью»), в играх – драматизациях, сюжетно – ролевых играх.

Значительная часть работы, важная для интеллектуального и нравственного развития ребенка, посвящается ознакомлению детей с их родословной. Методы: рассматривание семейных фото, сравнение ребенка с фото других членов семьи для нахождения сходства; организация в ДОУ совместных праздников; составление генеалогического древа; рассказы родителей о своей родословной и др. Важно прививать детям любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему.

Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он будет проходить, тем в большей мере ребенок будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.

Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 184-187.

 

Обратив внимание на то, что социальный опыт является, с одной стороны, результатом взаимодействия личности с окружающим миром, следует подчеркнуть, что, с другой стороны, он всегда проецируется собственной индивидуальной активностью в этом взаимодействии. Поэтому одним из элементов психолого-педагогического механизма становления социального опыта ребенка являются его социальные отношения, в которых он соотносит себя с действительностью.

Еще С. Л. Рубинштейн доказывал, что человек личностно активен и всегда сам создает условия своей жизни и свои жизненные отношения. В качестве составных элементов понятия «жизненные отношения» личности он называл три: отношение к предметному миру, к другим людям, к самому себе. «Жизнь, — писал С. Л. Рубинштейн, — это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений».

Социальные отношения проявляются во всех видах деятельности ребенка: в игре, учебе, общественно-полезном и художественном труде, в общении. По мнению известного автора «концепции отношений человека» В. Н. Мясищева, отношения — это особые состояния личности, предшествующие ее реальному поведению. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания».

Современная социальная психология детства рассматривает социальные отношения ребенка в нескольких аспектах (виды):

— функционально-ролевые отношения;

— эмоционально-оценочные отношения;

— личностно-смысловые отношения.

Функционально-ролевые отношения проявляются в границах соци­альных ролей, норм, образцов поведения, фиксируются правилами детских игр и самоорганизованных сообществ. Большая часть этих отношений складывается без участия взрослых, как детское социальное творчество. Например, играя «в магазин», дети без труда выстраивают типичную линию поведения продавца и покупателя, воспроизводят их суждения, интонацию, жесты.

Эмоционально-оценочные отношения определяют эмоциональные предпочтения ребенка в деятельности и общении, его симпатии и антипатии, выбор партнера, готовность к сотрудничеству или же отказ от него.

В поведении старших дошкольников и первоклассников педагоги часто наблюдают попытки «ябедничать»: сообщать взрослому, что кто-то из детей нарушает его распоряжения или установленные правила поведения. На самом деле так проявляется нормальная природа эмоционально-оценочных отношений. Становление социального опыта детей протекает таким образом, что сначала они оказываются способными оценить своих сверстников (это воспитатели и принимают за надоедливое ябедничество), а гораздо позже подтвердить соответствие норме в своем поведении.

Личностно-смысловые отношения затрагивают отношения ребенка со «значимым другим» и определяют мотивационную ориентацию его деятельности и общения. Этот аспект социальных отношений ребенка менее открыт педагогическому наблюдению, чем два других. Он достаточно отчетливо проявляется в ситуациях выбора, которые создает сама жизнь или специально организует воспитатель: сказать или не сказать родителям о полученном от учителя замечании; ждать взрослых или самому помочь маленькой сестре, которая ушибла ногу; отправиться на каток или принять участие в подготовке «сюрприза» для праздника в классе и т. д. Принимая решение в ситуации выбора, ребенок берет на себя ответственность за изменение своего поведения в будущем, за здоровье другого человека, за общее дело.

Социальные отношения, являясь сущностной характеристикой социального опыта, проявляются в трех основных формах. Во-первых, в эмоционально-оценочной. Социальные отношения в структуре социального опыта ребенка характеризуются тем, что они переживаются. В психологии давно известно, что именно эмоции обеспечивают в процессе социальной жизни личностное оценивание и предпочтения.

Достаточно часто маленькие дети боятся любого человека в белом халате, принимая его за врача, в общении с которым был опыт переживаний страха и чувства беспомощности. Младший школьник радуется первым общественным поручениям учителя, потому что еще в играх с отцом увлеченно выполнял поручения «дежурного по кухне», «вахтенного», «связиста». Свой социальный опыт ребенок не столько осознает, сколько переживает: он испытывает радость и удовлетворение, если получает задание в той области, где чувствует себя успешным, опытным, способным; его охватывает тревога и страх, если предполагаемые действия он уже переживал как малоуспешные или контроль со стороны взрослых был строг, а оценки несправедливы.

Наблюдения за учащимися начальных классов убеждают в правоте В. А. Сухомлинского, связывавшем социализацию с богатством эмоциональной жизни детей. В ситуациях, когда учитель сообщает информацию бесстрастно, не проявляет своего собственного отношения к событиям и фактам, не вызывает сопереживания у детей, они плохо понимают и запоминают материал, воспроизводят невыразительно и шаблонно. А главное, у младших школьников в таких случаях почти не складываются поведенческие представления о существующих в реальном, взрослом мире социальных и нравственных явлениях, они не осознают свою причастность к ним, затрудняются в оценке происходящего.

Для процесса социализации ребенка чрезвычайно важна его эмоционально-ценностная связь с окружающими людьми (и ровесниками, и взрослыми), гибкость и динамичность этой связи.

Проявление социального отношения у детей выступает, во-вторых, в когнитивной форме, в виде интереса к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к воспитателю, учителю, родителям, их высказывания и суждения по различным проблемам социальной жизни (например, письмо с откликом на заметку в журнале «Костер», сочинение «Если бы я был президентом»).

Третья форма проявления социального отношения детей — действенно-преобразовательная: отдельные действия, поступки, правда, часто по аналогии с действиями взрослых, сверстников, даже героев кинофильмов. Здесь следует учитывать, что сама практика социального поведения в детском возрасте еще очень ограничена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: