Ознакомление с организмом




Цели данной работы – формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме; воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье; закладывание основ гуманного отношения к людям.

При работе по данному блоку необходимо следовать определенной логике, которая с учетом возможностей возраста детей позволит обеспечить усвоение познавательного материала и воспитать нравственные чувства и отношения.

I этап – уточнение знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у себя, у животных (младший дошкольный возраст).

Ребенку предлагается показывать на картинках, у себя, у игрушек, окружающих взрослых основные части тела и органы чувств: «Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, носик, ушки, язычок…», при этом можно использовать фольклор, а также закреплять эти знания в простых упражнениях типа «закрой глазки», «покажи язычок», «давай спрячем носик от мороза», «ножками потопай, ручками похлопай» и т.п.

Важность этого этапа – взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет знания о них.

II этап – выяснение понимания детьми назначения органов чувств и частей тела.

В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа «Определи по звуку», «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху» и др.; упражнения, опыты, наблюдения за собой. Например, воспитатель просит детей закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Пусть они объяснят, почему не могут выполнить это задание. Ребенку предлагается посмотреть на предмет и рассказать о нем, а затем взять предмет в руки, обследовать его, послушать звучание и повторить рассказ о предмете. Объяснить, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли ему в этом.

Результатом таких единичных знаний явится обобщение: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего – то и все они помогают больше узнать об окружающем.

Обобщающим может быть и фронтальное занятие, например, на тему «Мои помощники».

III этап – формирование представлений о функционировании и устройстве органов чувств и частей тела.

О функционировании и устройстве органов чувств целесообразно рассказывать лишь тем детям, которые проявили интерес к медицинским знаниям, а для всех детей полезны и занимательны сведения об особенностях органов чувств у человека и животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше всех слышит, кто видит в темноте).

О строении и функционировании частей тела можно беседовать со всеми детьми. Рассмотреть на рисунке и на себе, друг на друге, из каких частей состоит рука и нога, ответить на вопрос, почему именно так они устроены. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене? Зачем тебе ладошки? Зачем пальцы на ногах?

Можно предлагать шутливые задания типа «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Попробуй взять и поднести ко рту яблоко, не сгибая руку в локте», «Что умеют делать мои руки? Мои ноги?» (детям предлагается называть или показывать действия без слов).

Важно, чтобы ребята как можно больше испытывали на себе целесообразность строения частей тела и их функционирования и при этом усваивали и уточняли свои знания непринужденно, весело, с интересом.

IV этап – овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

С детьми необходимо проводить беседы – что нам вредит или есть ли враги у моего организма? Среди таких «врагов» воспитатель помогает ребятам выделить по меньшей мере четыре: грязь, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук), опасные предметы. В беседе стоит использовать стихи К. Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и др.; результаты предварительных наблюдений за собой, за другими детьми, рассматривание картин.

Цель бесед – вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе.

В старшей и подготовительной группах можно составить с детьми «свод правил» («Мой руки по мере их загрязнения», «Не наклоняйся низко над столом, когда читаешь, рисуешь» и др.). Правила составляются вместе с детьми и оформляются их рисунками, аппликацией.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать также о внутренних органах, их значении и функционировании (сердце, желудок, легкие, мозг).

Логика построения работы аналогична предыдущей: познакомить с названием органа, примерным расположением его, путем упражнений и наблюдений дать почувствовать орган (сердце сильнее бьется после бега, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух; чувство сытости дает возможность нащупать желудок и т.п.)

Затем следует рассказать о функции каждого органа, его значении для жизни и здоровья человека и ознакомление со способами бережного отношения к нему.

V этап – воспитание сочувственно – доброго отношения к людям – инвалидам.

Ощущение собственного здоровья и полноценности с детских лет должно сочетаться с сочувствием по отношению к тому, кто лишен этого блага. Важно воспитывать и сочувствие – сопереживание («как ему плохо»), и сочувствие – действие («ему плохо, я помогу»). Важно в беседе с детьми вызвать у них сочувствие, желание помочь, обучить их способам оказания возможной в их возрасте помощи.

Рассказывая о людях – инвалидах, целесообразно также обратить внимание ребенка на то, как эти люди научились жить без зрения, слуха, конечностей, что это требует большого усилия, воли.

Т.о., с одной стороны идет работа по воспитанию действенного сочувствия, а с другой – формируется уважение к силе духа человека, вера в его и свои возможности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: