Особенности развития самосознания и самооценки в раннем и дошкольном возрасте.




Самосознание формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание человека основано на двух началах – субъектном и объектном.

Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бес – подобно), не подлежит сравнению (не – сравненно) и обладает абсолютной ценностью (бес – ценно)

Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: о моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, представлениях, положении в группе, - их оценку и значимость. На основе этих представлений складывается самооценка (как отношение к своим конкретным качествам) и образ себя (как представление о своих способностях, возможностях, своем месте среди других людей). В таких представлениях происходят своего рода опредмечивание, определение своего Я, его фиксация.

Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим.

В первом полугодии жизни в отношениях младенца с матерью доминирует субъектное начало. При благоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безусловной любви. В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосознанию, - он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для других. Такое самоощущение, как и аффективная связь с матерью, является внутренним достоянием младенца и ложиться в фундамент его самосознания.

Во втором полугодии с появлением предметно-манипулятивной деятельности отношение ребенка ко взрослому усложняется и дифференцируется. Оно начинает опосредоваться предметами и предметными действиями. У ребенка развивается способность более четко воспринимать результаты своих конкретных действий и усиливает переживание себя как действующего начала.

Все это делает представление о себе более четким и оформленным.

Отношение к матери уже зависит от содержания общения, ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослого, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей. Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зеркале). Все это может свидетельствовать о появлении объектного начала самосознания, которое выражается в образе себя.

В раннем возрасте возникает новая сфера межличностных отношений ребенка – отношения со сверстниками. В первых формах отношения к сверстнику отражается переживание своего сходства с другим человеком. В раннем возрасте в изображениях сверстника ребенок узнает себя, в реальных контактах с ним воспроизводит его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Можно предположить, что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребенка).

Ребенок узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.

Узнавая себя в своем сверстнике, ребенок осуществляет активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества.

В середине дошкольного возраста происходит серьезный перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в формировании периферических структур и объективных составляющих образа Я. Я ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими – то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо – т.е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка, постоянно сравнивая себя с ним. Появляется оценка себя глазами другого, которая становиться основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошкольника имеет явно завышенный характер – ребенок 4 -5 лет склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.). Все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях отношения старшего дошкольника к другим детям. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Т.о., самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

 

Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

Социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов для такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя. Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и т.д. процесс самопознания происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей).

Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях и возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.

Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе, представлено несколькими блоками: «мой организм», «мои чувства, мысли, поступки, умения», «место среди других людей» (формированию у дошкольников представлений о себе посвящен раздел программы С.А. Козловой «Я – человек» «Что я знаю о себе»).

Цель формирования представлений о себе у дошкольников – обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: