учителям, психологам, администрации школы




1.Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично понятиям, как агрессия или насилие. Однако, последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг - это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального или морального) «слабому».

2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также учителей и родителей. Прежде всего необходимо понять, где находится «силовой» баланс.

3.Узнайте какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Много можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школьного персонала, учителями и родителями.

Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Вы так же сможете определить какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением.

4.К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы.

5. Обсуждение проблемы. Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг - обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель беседы сними - вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми:

-обсудите со школьниками, почему в вашей школе возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;

-предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте его и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные из них;

-ознакомьте школьников с материалами(видео, книги), которые содержат информацию на эту тему;

- предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны вести себя, чтобы помочь «жертве», а не «обидчику»;

6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включает в работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение (деликатное) за поведением учащихся в классе, на переменах; готовность оказать поддержку тем школьникам, которые стали «жертвами» буллинга; обмен опытом по положительному решению таких проблем.

7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но и с их родителями, даже если это сложно сделать.

8. Помогите ребенку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других. Учителям следует определить тех детей, чье поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть сои проблемы, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно моделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им е преодолеть.

9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуации буллинга - дети из неблагополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.

Буллинг- явление не «криминальное»,но, тем не менее, его проявления, если не будут своевременно пресечены, становятся все более опасными.

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЬНЫХ СТОРОН ГРУПП СВЕРСТНИКОВ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА

 

Кристина Сальмивалли

 

Автор данной статьи, доктор философии Кристина Сальмивалли, опубликовала несколько работ на тему проявления агрессии в школе. В настоящее время она работает над программой, целью которой является снижение уровня агрессии в школе, в исследовательском центре университета Турку, Финляндия. Её подход включает в себя изучение индивидуальных и коллективных психологических механизмов, касающихся насилия.

Проект, основанный финской академией наук и запущенный Кристиной Сальмивалли, охватывает 48 классов в 16 школах городов Хельсинки и Турку (Финляндия). Перед введением проекта в действие в своих классах преподаватели прослушали годичный обучающий курс. Основная его цель сфокусирована на механизмах, действующих в неблагополучной среде, и, следовательно, на той работе, которая должна быть проведена с учениками всего класса. В контексте школы, где дети и подростки проводят большую часть времени вместе, конфликты, агрессия и/или жестокое обращение случается практически ежедневно. Различные виды агрессии и другого проблемного поведения не могут быть пресечены одними и теми же методами. Что касается буллинга, то как факторы, поддерживающие его, так и ключи к решению проблемы часто находят своё отражение внутри одной группы сверстников.

Буллинг, к сожалению, является распространённым типом школьной агрессии. Он чаще всего определяется как повторяющееся, систематическое притеснение, основанное на дисбалансе сил. Дисбаланс сил означает, что у притеснителя выше показатель физической силы, статус в обществе или какие-либо другие ресурсы, которые делают его/её более могущественным/могущественной, чем жертва. Дисбаланс может быть также вызван тем, что группа притеснителей атакует одну жертву. Буллинг может быть прямым (оскорбление или избиение объекта) и косвенным (распространение слухов об объекте для формирования о нём/ней плохого мнения в группе, систематическое отделение объекта от группы сверстников). Вне зависимости от того, какой именно вред причиняется жертве, буллинг может стать губительным для развития его/её личности: зачастую он затягивается на долгие годы.

 

Буллинг и группа сверстников

 

Другим типичным признаком буллинга является его групповая природа. В отличие от многих других форм агрессии, буллинг имеет место, а также часто поддерживается и поощряется внутри группы сверстников. Притеснитель не атакует жертву, оставаясь с ним/нею наедине: он(а) подыскивает ситуации, когда при этом присутствуют другие. Поведение этих «других», а также последствия, к которым оно ведёт, и является предметом исследования нашей группы в течение последних десяти лет.

Роль участников буллинга вытекает из вовлечённости учеников (свидетелей) в буллинг. В частности, некоторые ученики охотно присоединяются к буллингу, когда кто-либо его начал, и выступают в роли помощников притеснителя. Другие, если и не принимают активного участия в нападении на жертву, поддерживают его смехом, поощрением действий притеснителя или лишь тем фактом, что собираются, чтобы посмотреть. Эти ученики — группа поддержки притеснителя. Значительное число учеников стоят в отдалении, не принимая ничью сторону — это так называемые нейтралы. Наконец, есть ученики, чьё поведение резко противоречит буллингу: они поддерживают жертву или активно стараются заставить других прекратить буллинг. Они были названы защитниками (Сальмивалли и др., 1996).

Даже при том, что большинство детей и подростков высказываются против буллинга, они редко выражают это своё отношение на практике. Не менее 35 — 40% детей и подростков школьного возраста выступают в качестве притеснителей, их помощников или группы поддержки, а число тех, кто уходит и молча потворствует продолжению буллинга, достигает 25 — 30%. Таким образом, многие ученики скорее поддерживают, чем останавливают притеснителя. Главный вопрос состоит в следующем: как превратить (уже существующее!) отрицательное отношение к буллингу в антибуллинговое поведение в конкретных ситуациях?

 

Сила — в группе

 

«Ролевой подход» открывает перед преподавателями новые перспективы в предотвращении и пресечении буллинга: изменения, которые необходимо реализовать, должны касаться всей группы в целом. Попытки заставить притеснителя вести себя по-другому редко приводят к положительному результату — этого недостаточно: необходимо изменить поведение учеников, исполняющих другие роли. Прежде всего нужно заставить помощников и группу поддержки прекратить делать то, что они делают; заставить нейтралов показать, что они на самом деле не одобряют буллинга; убедить большее количество студентов принять на себя роль защитников.

«Я предварительно определила (Сальмивалли, 1999) три этапа работы, основанной на курсе обучения по профилактике и предотвращению буллинга»:

 

1. На первом этапе необходимо повысить уровень осведомлённости учеников о рассматриваемом явлении. Буллинг должен быть предметом беседы со всем классом, начиная с вопроса о том, что это такое, как себя чувствует притесняемый и постепенно переходя к механизмам, действующим в группе во время буллинга. Важно указать на тот факт, что, находясь в группе, мы ведём себя не так, как считаем правильным. Многие ученики отрицательно относятся к буллингу, однако в конкретных ситуациях могут вести себя таким образом, что их поведение будет поддерживать и поощрять буллинг в классе. Беседа с учениками о том, что их реальное поведение в группе противоречит их декларируемому отношению к буллингу, может стать первым шагом к изменению. Конкретным содержанием этих дискуссий является принятие учеником новой для себя роли – участника буллинга.

2. На втором этапе нужно заставить учеников задуматься о себе. Опять же, роли участников подталкивают ученика к размышлению над своим собственным поведением: «А какова моя роль в ситуации буллинга?»

3. На третьем этапе проводится исследование и поиск решений, т.е. нужно предложить ученикам такие формы индивидуального и группового поведения, которые противодействовали бы буллингу. Например, возможно и часто очень полезно заново проигрывать прошлые ситуации, но при этом меняя роли участников (скажем, в рамках театральных постановок или ролевых игр). Такое упражнение обеспечивает безопасную ситуацию, идентичную реальной, в которой можно репетировать антибуллинговое поведение, которое не применялось учениками ранее: побуждать одноклассников прекратить буллинг, исследовать чувства, возникающие в связи с этим.

 

Таким образом, ролевой подход даёт конкретное содержание для работы на уровне класса, основанной на курсе обучения. Такая работа может включать в себя дискуссии, упражнения, литературу, постановки и т.д. Главное, что каждый может внести свою лепту в пресечение буллинга или, по крайней мере, поддержать его жертву. В Финляндии были подготовлены материалы для обучающего курса по профилактике буллинга в рамках школьной программы. Они включают в себя слайды для проектора, рекомендуемый автором список вопросов для тематических дискуссий в группе (Салмивалли, 1998), а также сценарии ролевых игр, разработанных при участии преподавателей театрального мастерства «Театр в Образовании» (Top Tie, 1999).

Разумеется, цель рассматриваемого подхода состоит не в обвинении каждого ученика: необходимо лишь показать, что каждый из них способен влиять на то, что происходит в его классе. Каждый может сделать что-либо, чтобы пресечь буллинг или, по крайней мере, чтобы его жертва чувствовала себя лучше. Члены группы вместе могут решить, что они не приемлют буллинга в данном конкретном классе. Однако работы на уровне группы недостаточно. Особо острые случаи буллинга, привлекающие внимание учителя, часто требуют индивидуальной работы, а именно, серьёзных разговоров с притеснителем и психологической поддержки жертвы. Вмешательство группы является, однако, хорошим подспорьем к таким традиционным подходам.

 

«Поднятия духа» недостаточно

 

Часто утверждается, что в классе с «положительной атмосферой» буллинга гораздо меньше, чем в классах, где психологическая обстановка менее благоприятна. Однако, по нашим неопубликованным данным из 16 классов, психологическая атмосфера (по утверждениям самих учеников) не влияет на интенсивность буллинга в классе. Что действительно явилось важным фактором при выяснении наличия или отсутствия буллинга, а также того, на стороне притеснителя или жертвы выступает большинство учеников, так это содержание групповых норм, действующих в отношении буллинга (Сальмивалли и Воэтен, подано в печать). Эти нормы — более или менее осознанные неписаные правила о том, какое поведение предписано (ожидается), а какое объявляется вне закона (неподходящим) в данной группе.

 

Уроки программы по вмешательству

В данный момент наша группа проводит исследование, целью которого является выяснение того, что происходит в классе после успешного проведения программы пресечения. В него входит и анализ того, на чьё поведение можно повлиять. В частности, есть ли результат от кампании по пресечению буллинга: увеличивается ли число защитников? Перестаёт ли группа поддержки притеснителя поощрять его/её действия?

Предварительные наблюдения показывают, что существует множество различий между школами. На данный момент, я могу описать лишь то, что было сделано в очень успешной школе, где проводился проект и где удалось снизить количество жертв с 22,1% до 8,6%. В соответствии с отчётами учителей, основные меры в этой школе состояли в следующем:

1. Обсуждение случаев буллинга, анализ ролей конкретных участников ситуации (определение ролей),

2. Формулирование, вместе с учениками, классных правил против буллинга (определение норм),

3. Систематическая организация дискуссий, следующих за конкретными острыми случаями буллинга (регулярное и неизбежное определение притеснителей).

В действия по пресечению входило следующее:

Во всех трёх классах, вовлечённых в проект, программа, основанная на обучающем курсе, начиналась с бесед на основе упомянутых выше слайдов для проектора и других материалов, подготовленных автором. (Сальмивалли 1998). Пакет слайдов затрагивает такие проблемы, как: что такое буллинг, как чувствует себя притесняемый, как вовлекаются в буллинг свидетели, т.е. представление ролей участников, и, наконец, что можно с этим поделать?

Учителя сообщили, что за изучением этих материалов последовала работа в небольших группах: анализ ситуаций на тему буллинга в перспективе ролей участников (распознавание ролей участников, исследование последствий определённого их поведения) и обдумывание положительного разрешения ситуаций.

Все трое учителей подтвердили формулирование классных правил против буллинга, которые были повешены на стену для всеобщего просмотра. Ему предшествовала общая дискуссия о буллинге, и правила были сформулированы при участии учеников, конкретно в перспективе ролей участников (т.е. правила не только собственно против буллинга, но и нормы поведения его свидетелей). Были также разработаны и санкции за нарушение этих правил, причём выбор санкций был поставлен на голосование учеников.

В двух классах начали регулярно проводиться классные собрания. Каждую пятницу одноклассники обсуждали прошедшую неделю, выясняли, были ли какие-либо недоразумения между учениками, которые необходимо уладить, и т.п. В одном классе на собрании был обсуждён острый случай буллинга. Ученики вместе размышляли над тем, был ли это буллинг или безвредное поддразнивание. Затем каждый подумал над своей ролью в ситуации, и они обсудили способы предотвращения подобного поведения в будущем.

Во всех трёх классах несколько острых случаев буллинга были пресечены с помощью бесед с отдельными учениками. За этими дискуссиями систематически следовали проверочные собрания, на которых выяснялось, прекратился ли буллинг в действительности.

Учителя обратили внимание на тот факт, что в их классах появились новые защитники. Сами ученики активно сообщали учителям о том, как некоторые из них проявили себя с положительной стороны в ситуациях буллинга. Когда ученики рассказывали учителям о таком поведении одноклассников, остальные ребята поддержали этих «новых защитников» аплодисментами.

В данной конкретной школе количество учеников, выступающих в роли защитников, увеличилось с 16,5% до 21,5% за первые полгода действия программы пресечения.

БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Сопроводительные комментарии к слайдам презентации

 

Р.Г.Никонова, педагог-психолог МОУ гимназия №5 г.Волгограда

0 слайд. Вступление.

 

«Я не понимаю, почему со мной в классе никто не хочет дружить? Надо мной постоянно смеются, обзывают».

В моем классе учится мальчик, который постоянно становится объектом насмешек. Я как классный руководитель пытаюсь противодействовать этому, но ничего не получается»

«Испытываю постоянную тревогу за дочку, когда она идет в школу. Возвращается домой то в слезах, то с изорванными учебниками, то в грязной одежде»

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете.

1 Слайд. Буллинг… Что делать?

.

Несмотря на злободневность и широкое изучение западными исследователями школьного насилия, в нашей стране школьная травля до недавнего времени вообще не выделялась в качестве отдельной проблемы.

 

Настоящая презентация является началом погружения в проблему школьного буллинга, рассмотрения подходов к диагностике и профилактике жестокого обращения в детской среде

 

2 слайд. Понятие…

 

В психологической литературе под термином «школьная травля», или буллинг (англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) принято понимать форму жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

 

3 слайд. Опыт…

Многочисленные исследования показали, что проблема буллинга имеет место во многих странах и носит глобальный характер.

 

В нашей стране школьная травля до недавнего времени вообще не выделялась в качестве отдельной проблемы. По словам И.Кона, подобная ситуация обусловливается «не столько бедностью и социальной неустроенностью страны, сколько рабской притерпелостью к произволу и насилию. Мы не привыкли уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство. Ребенок для нас – не самоценный субъект, а частица человека безличного»

 

4 слайд. Масштабы…

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит фатальному исходу.

Наиболее высокие показатели участия подростков, как в единичных, так и в частых проявлениях буллинга, имеют такие страны, как Австрия, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Швейцария и Украина. Самые низкие показатели в Чешской республике, Словении и Швеции.

В Российских школах 19% мальчиков и 10% девочек в возрасте 11 лет хотя бы один раз участвовали в издевательстве и преследовании другого ребенка, в возрасте 13 лет эти показатели повышаются – 25% мальчиков и 15% девочек, а в возрасте 15 лет снижаются – 17% мальчиков и 9% девочек.

 

5 слайд. Виды…

 

Буллинг является разновидностью насилия, в свою очередь, также может выражаться по- разному, т.е. имеет виды. Выделяют основные виды буллинга в социальных организациях:

в школе, на работе, в армии и насилие в информационном пространстве – кибербуллинг.

 

6 слайд Группы…

 

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – активные формы унижения;

2 группа – сознательная изоляция.

 

7 слайд. Причины…

Как и у любого явления, у школьной травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями одноклассников, поведением взрослых), так и с личностными особенностями самих детей, включенных в ситуацию школьной травли.

 

Известный швейцарский психолог и психиатр Аллан Гуггенбюль в своей книге

«Зловещее очарование насилия», посвящённой детской и школьной агрессии, называет несколько важных причин роста насилия в современной школе.

 

Одна из причин роста детской агрессивности, по мнению Гуггенбюля, связана, как ни странно, с гуманизацией и демократизацией образования. Эти позитивные процессы уравнивают детей и взрослых в правах и приводят к тому, что у детей исчезает страх, трепет перед школой и учителями. Но при этом учитель перестаёт быть и непререкаемым авторитетом, способным остановить насилие и агрессию.

 

Прямая связь существует также между трудностями в обучении и агрессивностью. Растёт число детей с проблемами в обучении - растёт и школьная агрессивность. Всем детям хочется быть успешными в учёбе, иметь друзей, быть популярными, то есть быть кем-то, кто имеет значение, но не всем это удаётся. И тогда они заявляют о себе агрессивными выходками.

 

В числе причин ученый называет исчезновение уличных игр из жизни детей.

Игры детей на улице в наше время и в нашей культуре, действительно, стали достаточно редким явлением. Школьники перегружены учебными программами и домашними заданиями. Кроме того, родители стараются так занять свободное от школы время ребёнка, что для прогулок времени у детей просто не остаётся.

 

А ведь на улице дети проживают именно свою жизнь, а не навязанную взрослыми. Здесь же у подростков происходит то, что психологи называют «групповой динамикой» или созданием отношений. Пребывание в группе позволяет им прочувствовать феномен человеческого бытия полноценно, хотя и не всегда позитивно. В уличных играх дети определяют своё место, статус в группе, свою идентичность. Там случаются и достаточно жёсткие столкновения «кто кого», завоевание лидерства между группами и внутри них.

 

Теперь же подобные выяснения отношений переносятся в школу. А здесь эти процессы происходят не так естественно и не так быстро как на улице, на них накладывается множество ограничений: это и школьные порядки, и контроль взрослых, и школьный статус подростка, который далеко не всегда совпадает с его положением в группе сверстников, и наличие «посторонних», и многое другое.

 

Существует ещё целый ряд социальных факторов, влияющих на рост детской агрессивности: насилие в обществе, войны, терроризм, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, пьянство и наркомания.

А неполные семьи: Их число неуклонно растёт. Исследования же показывают, что у детей из неполных семей ниже самооценка, выше тревожность, неудовлетворённость, и, как следствие, - агрессивность.

 

Главным условием хорошего самочувствия ребёнка является жизнь в семье, где ему рады, где его любят именно таким, каков он есть, и проявляют внимание к тому, что заботит именно его. Если родители не справляются со своей жизнью, или она, по их мнению, идёт «не так», то дети в таких семьях могут быть «лишними». Постоянные упрёки, замечания, смысл которых можно обобщить фразой «ты не такой, как надо, ты создаёшь проблемы своим существованием», воспринимаются детьми как отвержение.

 

Иногда родители ждут от детей воплощения своих неосуществившихся замыслов. Дети должны постоянно «оправдывать надежды», то есть осуществлять не своё бытие, а мечту родителей.

 

Родительская гиперопека, на первый взгляд, демонстрирует любовь и заботу, но при этом родители контролируют все сферы жизни своих детей под девизом «как бы чего не вышло» или «без нас ты не справишься». По сути дела для ребёнка это означает недоверие к его способности самому нести ответственность за свою жизнь.

 

В любом из перечисленных случаев у ребёнка возникают протест, несогласие, которые принимают форму бессознательной и часто смещённой агрессии. Он начинает вести себя совершенно неадекватно с точки зрения окружающих: может направить свою агрессию на сверстника, на более слабого человека, на учителя, кошку, собаку, на телефонную будку.

Мы не можем обойти стороной биологические факторы, которые оказывают опосредованное влияние на действие человека.

Инстинкты человека, в частности влечение к агрессии, по мнению психоаналитика З.Фрейда и его последователей, во многом определяют поведение человека. По представлениямисследователей врожденного поведения – этологов, первобытная иерархия явно или неявно пронизывает все наше общество. В относительно чистом виде мы можем наблюдать ее во многих детских коллективах, когда еще недостаточно развита сознательная поведенческая саморегуляция. Возвыситься в иерархии проще всего, унизив окружающих. Вызывающее антиобщественное поведение некоторых подростков – проявление их иерархической борьбы. Однако, как бы ни были сильны эти инстинкты, их действие все равно преломляется через усвоенные ребенком нормы и правила общества.

Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной и эндокринной систем могут приводить к высокой степени раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неконтролируемой вспыльчивости.

 

Следующая психологическая причина школьной травли: индивидуальные особенности самого ребенка, его желание самоутверждаться и невозможность сделать это в социально желательном направлении могут привести к неблагоприятному поведению. В любом человеке находит отражение его двойственная природа: противоборство между добром и злом, низменными и возвышенными чувствами. Для возникновения ситуации травли достаточно, чтобы в классе был хотя бы один человек, склонный самоутверждаться за счет унижения других. А травля – явление заразительное.

Причины травли могут быть связаны с особенностями межличностных отношений между детьми, и возникает травля как сведение счетов. Ребенок, играющий роль обидчика, испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно, часто находится в состоянии фрустрации. Это состояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие.

В детском коллективе это могут быть ситуации, когда один ученик не дает другому списать домашнее задание, не подсказывает на контрольной работе и т.д.

В подростковой среде это может быть связано с отказом в дружеских отношениях, с отвержением девочкой знаков внимания со стороны мальчика. В этом случае можно говорить не столько о целенаправленной травле, сколько об эмоциональных отношениях, выливающихся в травлю, так как сам обидчик испытывает сильные негативные чувства к жертве: злость, обиду, зависть и т.д.

Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего умение, считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам может быть связано с социальным научением, когда дети и подростки усваивают определенные модели поведения, наблюдая их в своей среде, в телевизионных передачах. Часто агрессивное поведение становится моделью для подражания. Так, американские исследователи обнаружили, что после просмотра чемпионатов по профессиональному боксу (одобряемая обществом агрессия) увеличивается число убийств по сравнению с обычным уровнем.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети и подростки, особенно с эмоциональной неуравновешенностью, часто моделируют насильственное поведение, демонстрирующееся по телевидению в телепередачах и фильмах.

Как отдельную причину можно назвать скуку. Бездеятельность ребенка в школе приводит к поиску острых впечатлений, которые часто связаны с эмоциональными реакциями обижаемых детей.

Важно осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления. Но наибольшее значение для предотвращения и профилактики школьной травли, несомненно, имеют детско-родительские отношения, а также отношения между учителем и учеником.

В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.

8 слайд. Психологические причины…

Однако для педагогов и родителей важнее всего понять психологические причины возникновения школьной травли.

На отношение ребенка к школьной травле, на его самоощущение и поступки влияет значимый взрослый. Под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и учителей у ребенка формируется представление о себе.

Родители и дети находятся в достаточно сложных, эмоционально насыщенных отношениях: есть место похвале и порицанию, удовольствию и неудовольствию, гордости и стыду. Очень важно, как сам ребенок начинает интерпретировать события, связанные с эмоциональными переживаниями. На основе этих интерпретаций развиваются основные жизненные позиции, описанные американским психологом и психиатром Э.Берном. В этих позициях отражено отношение ребенка к себе, к другим людям, а, следовательно, его поведение.

Первая позиция: ребенок начинает считать себя неудачником (я плохой), а других – знающими, умеющими, лидерами (ты хороший).

Вторая: ребенок может во всех неудачах обвинять других, а себя воспринимать героем, страдальцем (я хороший, ты плохой).

Третья: при наиболее тяжелой семейной ситуации взаимодействия с родителями ребенок может прийти к позиции полного отрицания (я плохой, ты плохой), не доверять ни себе, ни другим и никого не жалеть.

От установления этих позиций по отношению к себе и близким взрослым будет зависеть поведение ребенка со сверстниками. Ребенок с позицией «я плохой» все время неосознанно хочет облегчить чувство неблагополучия, а это может привести к неадекватной реакции на других детей: он может обидеть, посмеяться, толкнуть, т.е. играть роль обидчика. Эта же позиция в других ситуациях может привести к роли жертвы, когда ребенок, проявляя свое бессилие и «нехорошесть», провоцирует одноклассников на насмешки.

Четвертая позиция: принятие окружающего мира (я хороший, ты хороший) не развивается спонтанно, она основана на размышлении ребенка над ситуациями общения с другими людьми, на анализе своих поступков. Очень повезло детям, которым взрослые помогли проявить свою «хорошесть», создавая ситуации, где дети позитивно проявляли себя и убеждались в своей значимости, а также в значимости других.

 

9 слайд Встреча с учителем…

В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.

Приходя в школу со своим восприятием себя и других, ребенок начинает включаться в очень значимые для него отношения – отношения с учителем, которые могут внести существенные изменения в его самовосприятие и взаимодействие со сверстниками.

Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»). Такой учитель относится с пониманием к различным особенностям детей, одним своим поведением с учащимися задает в детском коллективе уважительный и миролюбивый стиль общения. В классе у такого учителя если и случаются эпизоды школьной травли, то они остаются только эпизодами.

Однако такие замечательные встречи происходят редко, так как и многие взрослые остаются на позициях «я плохой, ты хороший»; «я хороший, ты плохой»; «я плохой, ты плохой».

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты. Учитель с негативным восприятием других рассматривает учеников исключительно как объекты воздействия и чаще отмечает у них такие качества, как лень, недисциплинированность, неспособность и т.д., чем мечтательность, творческие способности, своеобразие познавательной сферы.

В книге Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» выделены особенности стиля взаимодействия таких учителей с детьми. Эти педагоги будут:

• Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.

• Использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, так как это не дает расслабляться.

• Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.

• По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.

• Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.

• Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.

• Стремиться к установлению жесткой дисциплины.

• Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине.

Нередко такие учителя ведут себя чрезмерно жестко, авторитарно, пытаясь защититься от учащихся агрессивностью. Подобный стиль поведения как раз и может спровоцировать в детском коллективе такое явление, как школьная травля.

Взрослым важно помнить, что неприятные события в жизни ребенка скорее способствуют развитию враждебности и агрессивности, чем доброты и внимательности. При недостатке любви и заинтересованности к ребенку со стороны взрослых его поведение деформируется.

 

10 Слайд Формы…

Выделяют различные формы травли:

1) Психологический буллинг - вербальная (словесная) травля: насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и п

2) социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: