Подсистема до потребителей первой, второй и третьей подсистем включает в себя следующие элементы:гидробаки, предохранительные клапаны, запорные краны, дроссели, гидронасосы, гасители пульсаций, фильтры, насосные станции, холодильники.
Гидробак (первый)сварной конструкции емкостью 55 л, предназначен для размещения жидкости первой и второй гидросистем. Рабочее давление воздуха в баке равно 0,2±0,02 МПа. Внутри бака (рис.4) имеется вертикальная и горизонтальная перегородки.
Первая делит его на две самостоятельные полости и не доходит до верхнего днища бака.
Рис. 4. Гидробак первой и второй подсистем 5602.000: а- общий вид гидробака; б- вид гидробака снизу; в- схема вида гидробака в продольном разрезе; 1, 5—перегородки; 2—полость первой подсистемы; 3—мерное стекло; 4— заливная горловина: 6—штуцер наддува; 7—датчик уровнемера; 8 - корпус; 9—полость второй подсистемы; 10, 14—сливные краны; 11— штуцер слива масла из первой гидросистемы; 12—штуцер для установки термодатчика; 13—штуцер слива масла из второй подсистемы; 15—штуцер всасывания второй подсистемы; 16—штуцер всасывания первой подсистемы
Вторая (горизонтальная), предотвращает отлив масла от 10 штуцеров всасывания при отрицательных перегрузках.
Горизонтальная перегородка с вертикальным патрубком обеспечивает возможность непрерывного питания маслом при отрицательных перегрузках самолёта, так как масло будет беспрепятственно перемещаться вверх только по вертикальной трубке, и до тех пор, пока не оголится её нижний конец.
Бак оборудован заправочной горловиной с сеткой, штуцерами отвода, подвода и слива масла и наддува воздухом, датчиком уровнемера и мерным стеклом для визуального контроля количества масла в баке.
|
Гидробак расположен на левом борту шпангоута № 73.
По правому борту шпангоута № 73 расположен гидробак (второй) питания третьей подсистемы емкостью 36 литров. Он имеет аналогичную конструкцию, но без вертикальной перегородки (рис.5).
Рис. 5. Гидравлический бак третьей гидросистемы 5602. 100: 1—визуальный уровнемер; 2—штуцер наддува; 3—заливная горловина; 4—штуцер для установки термодатчика; 5—штуцер всасывания; 6— сливной кран; 7—штуцер слива; 8—перегородка; 9—датчик уровнемера; 10—корпус
Разъемные клапаны предотвращают утечку жидкости из трубопроводов системы при монтаже (демонтаже) насосов НП-89 или насосных станций НС-46. Они состоят из двух частей, стянутых накидной гайкой, и установлены рядом с насосными станциями НС-46 на шпангоуте № 73 или на перегородках пилонов двигателей.
Предохранительные клапаны предназначены для предупреждения
перегрузки гидросистемы по давлению.
При перегрузке клапан перепускает некоторое количество масло в слив и приводит давление к норме.
Предохранительный клапан ГА-186М (рис. 6) не допускает повышение давления жидкости в гидросистеме выше 240±5 кгс/см2. Предохранительный клапан имеет корпус 1, фильтр 2, клапан 4, золотник 6 и пружины 3,5. На корпусе расположены три штуцера: два соединены с линией высокого давления, третий — с гидробаком. Внутренняя полость золотника сообщается с линией от гидронасосов через малое дроссельное отверстие.
Рис. 6.. Предохранительный клапан ГА-186М: а—давление в системе ниже 240 кгс/см2; б—давление в системе выше 240 кгс/см2; 1— корпус; 2—фильтр; 3, 5—пружины; 4—клапан; 6—золотник
|
В исходном положении клапан 4 и золотник 6 прижаты к седлам своими пружинами. Давление жидкости внутри и снаружи золотника одинаково. По мере возрастания давления в линии от насоса растет давление и во внутренней полости золотника.
При давлении 240 кгс/см2 клапан откроется, сообщив внутреннюю полость золотника с линией слива. Повышение давления жидкости внутри золотника прекратится.
Благодаря гидравлическому сопротивлению при перетекании жидкости через дроссельное отверстие давление снаружи золотника станет выше, чем внутри.
Под действием усилия от перепада давлений золотник переместится вверх, сообщив линию от насосов с линией слива. Насос будет работать на бак без разгрузки с большим противодавлением.
В случае падения давления ниже 240 кгс/см2 клапан сядет на седло, давления жидкости снаружи и внутри золотника станут равны и золотник под действием своей пружины закроется.
На самолете установлено три предохранительных клапана ГА-186М, расположенных в панелях первой, второй и третьей гидросистем.
Запорный кран предназначен для быстрого сброса давления в гидросистемах, путем ее открытия вручную, и перепуска масла из линии давления в магистраль слива.
Запорный кран 3730А-11Т (рис. 7) служит для быстрого сброса давления в гидросистеме. Агрегат представляет собой кран вентильного типа. Кран имеет корпус 1, маховик 5, ось 3 и клапан 12. На самолете установлено три крана, по одному крану в панелях первой, второй и третьей гидросистем.
Рис. 7. Запорный кран 3730А-11Т: 1—корпус; 2—прокладка; 3—ось; 4—втулка; 5—маховик; 6, 9, 10— шайбы; 7—винт; 8, 11 —гайки; 12—клапан
|
Дроссель Н5810.820 ( рис. 8) гасит пульсации жидкости перед манометром, предохраняя его от поломки. Дроссель имеет корпус 1, в который ввертывается дроссельная игла 2. При движении жидкости мимо дроссельной иглы создаются большие гидравлические сопротивления, в результате перед манометром давление жидкости растет плавно. На самолете установлено три дросселя 22 (см. рис. 5.8) в линиях давления перед манометрами 6 у панелей бортового обслуживания первой, второй и третьей гидросистем.
Рис. 8. Дроссель Н5810.820: 1—корпус; 2—игла; 3—кольцо; 4—втулка; 5—гайка
Гидронасос НП-89 служат для повышения и поддержания рабочего давления в гидросистеме 210 кгс/см2 (21,0 +1 -0,7 МПа) при подаче 4,5 - 55 л/мин.
Насос имеет корпус, наклонную шайбу, девять плунжеров, блок цилиндров, подвижную гильзу, поршень, пружину и обратные клапаны (рис. 9, 10).
Изменение подачи осуществляется перемещением подвижной гильзы под действием давления. Все девять плунжеров объединены одним кольцом 4, которое обеспечивает движение плунжеров при такте всасывания. Вращение на наклонную шайбу передается от коробки приводов двигателя. Наклонная шайба, вращаясь своим выступом, поочередно нажимает на плунжеры, заставляя их двигаться поступательно. За один оборот наклонной шайбы плунжеры девять раз направляют жидкость в линию нагнетания.
Рис. 9. Гидронасос НП-89
Плунжеры имеют осевые и радиальные отверстия. Цилиндром для плунжера является отверстие в блоке цилиндров и подвижная гильза. В такте всасывания радиальные отверстия плунжера перекрыты, обратный клапан закрыт; поэтому над плунжером создается разрежение. В конце такта всасывания радиальные отверстия открываются и жидкость устремляется в полость над плунжером. При движении плунжера к верхней мертвой точке радиальные отверстия закрываются телом блока цилиндров и подвижной гильзой. Жидкость, поджимаемая плунжером, выталкивается через открытый обратный клапан в линию нагнетания. Давление жидкости в линии нагнетания растет.
При увеличении давления выше 20,3 МПа поршень 9 начинает смещаться, что приводит к уменьшению рабочего хода плунжеров и снижению производи- тельности. Минимальная производительность определяется пропускной способностью дросселя постоянного расхода НУ-58 и обеспечивает необходимую приемистость насоса, а также смазку и охлаждение трущихся элементов насоса.
Насосы первой системы установлены на 1 и 2 двигатели, а насосы 2-й и 3- й соответственно на 2-м и 3-м двигателях.
Рис. 10. Гидронасос НП-89: а) – принцип работы насоса; б) устройство насоса: 1—корпус; 2—уплотнение; 3—наклонная шайба: 4—кольцо; 5—плунжер; 6—подвижная гильза; 7—блок цилиндров; 8—обратный клапан; 9—поршень; 10—пружина; 11— регулирующее устройство
Гаситель пульсаций предназначены для сглаживания и уменьшения амплитуды колебаний давления масла в магистралях нагнетания.
Сглаживание происходит за счет воздействия импульсов потоков масла на эластичную диафрагму гасителя, разделяющую масляную полость от газовой, и поглощения части их энергии на сжатие азота.
Гаситель пульсаций состоит из корпуса, внутренний объем которого разделен резиновой диафрагмой на газовую и жидкостную полости (рис.11). Начальное давление азота в газовой полости 11,5±0,3 МПа при температуре 20°С.
Рис. 11. Гаситель пульсаций 5803.040: а гаситель пульсаций в «разрезе»; б – принцип действия гасителя пульсаций; 1, 5, 8—уплотнительные кольца; 2—клапан; 3—крышка; 4, 6—гайки; 7—корпус; 9— штуцер; 10—гидравлическая полость; 11—диафрагма; 12—газовая полость
Помимо основной функции при больших расходах гаситель работает как гидроаккумулятор. Гаситель пульсации представляет собой гидравлический агрегат, состоящий из двух полостей, одна из которых заполняется сжатым азотом, а другая – рабочая жидкостью
Разделение полостей жидкости и азота осуществляется диафрагмой, расположенной внутри гасителя пульсаций. Диафрагма изготовлена из маслостойкой резины.
Для устранения возможности выдавливания диафрагмы в отверстие угольника при полной разрядке гидравлической полости в корпусе, в зоне угольника сделано множество мелких отверстий, выполняющих также роль дросселей, на которых рассеивается энергия пульсаций.
Для предупреждения разрушения диафрагме при зарядке азотом на донышке диафрагмы против отверстий наклеена капроновая накладка.
Соединение крышки с корпусом осуществляется с помощыо гайки. Уплотнение этого соединения выполнено из резинового кольца круглого сечения и фторопластовой шайбы, установленных в специальную канавку в крышке.
В крышке устанавливается клапан зарядки гвота полости гасителя. Гидравлическая полость через угольник сообщается с магистралыо давления гидросистемы.
Фильтры обеспечивают тонкую очистку масла от механических частиц номинальным размером 12 - 16 мкм и различаются лишь пропускной способностью 120 и 60 л/мин соответственно.
В случае засорения фильтра (при возрастании перепада давления свыше 0,7+0,2 - 0,1 МПа) открывается перепускной клапан и жидкость течет, минуя фильтроэлемент. При обслуживании фильтроэлемента отсечной клапан находится на седле и таким образом, исключается утечка жидкости из системы и возможность образования воздушных пробок.
Фильтр состоит из корпуса, стакана фильтроэлемента, отсечного и перепускного клапанов. Фильтроэлемент имеет каркас, обтянутый каркасной и фильтрующей (никелевой) сеткой. Сетка выполнена в виде звездочки для увеличения ее поверхности (рис.12).
На самолете установлено 8 фильтров аналогичной конструкции:
-два фильтра 8Д2.966.015-2 (0=20 л/мин, δ =12...16 мкм) в линиях заправки гидробаков у панелей обслуживания 1-й и 3-й гидросистем;
-три линейных фильтра 8Д2.966.019-2, 8Д2.966.018-2 в панелях агрегатов 1-й, 2-й и 3-й гидросистем; -
три фильтра 8Д2.966.037-2 (0=60 л/мин; δ =5...8 мкм) в гидролиниях питания гидроусилителей.
Рис. 12. Линейный фильтр 8Д2.966.019-2: 1—стакан; 2—фильтр; 3—корпус; 4, 5, 10—уплотнительные кольца; 6—входной штуцер; 7—перепускной клапан; 8, 9— пружины; 11—седло; 12—стопорное кольцо; 13—отсечной клапан
Сливной фильтр 5810.020 служит для очистки масла перед возвращением из системы.
От вышеописанных он отличается отсутствием отсечного клапана и допускаемым рабочим давлением (до 3,0 МПа). Перепускной клапан отрегулирован на перепад давления 0,5+0,05 МПа.
Для обслуживания фильтроэлемента сливного фильтра в нижней части съемного стакана установлен кран слива рабочей жидкости. Сливные фильтры размещены слева (2 шт.) и справа (1 шт.) шпангоута № 73 в соответствующих сливных магистралях (рис.7).
Рис. 13. Сливной фильтр 5810.020: 1—кран; 2—стакан; 3—фильтрующий элемент; 4—клапан; 5—пружина; 6—крышка; 7— корпус
Гидроаккумулятор предназначен для накопления энергии, повышения приемистости системы, компенсации утечек и температурных расширений, а так же питания системы при неработающих насосах
В гидросистеме аккумуляторы поддерживаются давление, обеспечивают уменьшение низкочастотных пульсаций давления и помогает насосами при повышенных расходах жидкости в обеспечении работы потребителей.
Запас энергии за счет закачки в его гидравлическую полость рабочей жидкости и уменьшения газовой полости за счет сжатия азота.
Заправка газообразным сжатым азотом гидроаккумулятора и гасителя пульсации производится на земле через зарядный клапан.
Гидроаккумулятор состоит из цилиндрического корпуса поршня, верхней
крышки, гайки и зарядного клапана (рис. 14).
Корпус, крышка и гайка изготовлены из конструкционной стали.
Внутри корпуса размещается плавающий поршень, разделяющий
внутренний объем аккумулятора на две полости: азотную и гидравлическую.
внешней поверхности поршня имеются канавки, в которые устанавливается
уплотнение, состоящее из резинового кольца и двух защитных фторопластовых
шайб.
В гнездо верхней крышки вворачиваются угольщик для жидкости в гидравлическую полость при зарядке гидроаккумулятора и для отвода жидкости из гидравлической полости при зарядке гидроаккумулятора.
В гнездо нижней крышки устанавливаются клапан зарядки азотом нижней полости аккумулятора.
Азотная полость аккумулятора заряжается азотом под давлением 85±3 кгс/см2 (при температуре 20±2°С и давлении жидкости в соответствующей гидросистеме, равном нулю).
Гидроаккумулятор имеет корпус, крышку с гайкой, зарядный клапан и пор- шень. Начальное давление азота 8,5±0,3 МПа при температуре 200 С.
На самолете установлено 4 гидроаккумулятора:
-три (1-я, 2-я, 3-я гидросистемы) на правом борту между шпангоутами №№ 71...73;
-один системы аварийного торможения в нише передней стойки шасси на левой стенке.
Рис. 14. Гидроаккумулятор 5803.030: 1—крышка; 2—гайка; 3, 7—уплотнение; 4—гидравлическая полость; 5—корпус; 6— поршень; 8—газовая полость; 9—клапан
Для увеличения надежности системы и для обеспечения питания при
наземном обслуживании в подсистемах №2 и 3 установлено по одной насосной
станции.
Насосная станция НС-46 служит для повышения и поддержания давления жидкости при отказе насоса НП-89 или соответствующего двигателя, а также для проверки работы гидросистемы на стоянке самолета.
Её приводом является электрический двигатель переменного тока (208/115В 400Гц).
Станция состоит из гидравлического насоса переменной производительности и электродвигателя переменного тока (рис. 15).
Насосные станции в полете включают в работу только при отказах
насосов, или двигателей.
Каждый насос и насосная станция в своей конструкции имеет регулятор
производительности, который изменяет их производительность в зависимости от
давления в системе. При максимальном рабочем давлении насосы переходят на
"нулевую" (малую) производительность.
Если работают насосы, то насосная станция находится в режиме минимальной производительности, за счёт включения в работу дросселей гидросистемы, которые пропускают жидкость в объёме 4,2 л/мин.
Рис. 15. Насосная станция НС-46: 1—насосная станция: 2—электродвигатель; 3—маслоотстойник
Насосные станции оборудованы маслоотстойниками и размещены на шпангоуте № 73 - слева для 2-й гидросистемы и справа для 3-й.
Для поддержания необходимого температурного режима жидкости, прошедшей через дроссели, в гидросистемах установлены холодильники, в которых она охлаждается, и затем попадает в общую сливную магистраль каждой системы, и после этого в гидробаки.
Холодильник служит для охлаждения жидкости, нагретой при прохождении через дроссели постоянного расхода.
Холодильник выполнен из дюралюминиевых труб, свитых в виде змеевика. Штуцера холодильника имеют трафарет с надписями «Вход», «Выход». Охлаждение жидкости происходит путем теплопередачи через стенки трубопровода(рис. 16).
Рис. 16. Холодильник первой подсистемы
Холодильник рассчитан на рабочее давление до 150 кгс/см2. Сопротивление холодильника при расходе жидкости 8 л/мин равно 40±3 кгс/см2. Во второй и третьей гидросистемах установлены холодильники аналогичной конструкции. Они имеют сопротивление при расходе жидкости 8 л/мин, равное 26 ±3 кгс/см2. Все холодильники расположены в форкиле у шпангоута № 69.
МАГИСТРАЛИ ГИДРОСИСТЕМЫ
Магистрали гидросистемы предназначены для соединения всех агрегатов
гидросистемы в единую систему, обеспечивающую подачу энергии к
потребителям.
Магистрали состоят из двух типов проводок: жесткой, состоящей из трубопроводов, соединяющих неподвижные агрегаты;
гибкой, состоящей из шланговых, соединяющих подвижные агрегаты.
В гидросистеме самолета только трубы сливных магистралей,
расположенные в герметичной части фюзеляжа, и трубы холодильников
изготовлены из алюминиевого сплава, остальные трубы всех магистралей
изготовлены из коррозионностойкой стали.
Трубопровод состоит из накидной гайки, ниппеля и трубы. Для обеспечения
возможности соединения трубопроводов между собой с помощью фитингов или
подсоединения их к штуцерам агрегатов у трубы концы развальцованы на конус,
который внутренней поверхностью ложится на ответный конус фитинга или
штуцера, а на наружную поверхность надет ниппель, через который гайкой труба
и фитинг обжимаются, обеспечивая герметичность соединения
Подсоединение трубопроводов к агрегатам производится с помощью
штуцеров, ввернутых в агрегат. Крепление трубопроводов на самолете
осуществляется колодками или хомутами. Колодки могут применяться
однорядные и двухрядные.
Магистрали гидросистемы самолета разделяются на отдельные линии. К
агрегатам могут подходить несколько линий. В линии каждой трубопровод имеет
свой номер.
Алюминиевые трубопроводы окрашены по всей длине, стальные - только на
концах. Кроме того, трубопроводы гидросистемы и системы наддува и дренажа
гидробаков имеют цветную опозновательную маркировку. Основной цвет
трубопроводов гидросистемы - стальной, а система наддува и дренажа - черный.
По концам трубопроводы имеют дополнительную маркировку в виде
цветных колец, которые связаны с назначением линии.
Шланги в гидросистеме самолета применены резиновые с металлическими
оплетками в магистралях нагнетания и с хлопчатобумажными оплетками в
магистралях слива и питания.
В тех местах, где шланги при работе могут касаться друг друга или
конструкции самолета, они дополнительно оклеиваются капроновой тканью.
Шланг, находящиеся в зоне повышенных температур, дополнительно имеют
обмотку из теплоизолиру1ощих материалов.