В. В. Лукасов
СИСТЕМЫсамолёта
Учебное пособие
к лекционным занятиям для студентов специальностей 25.03.01- техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей,
всех форм обучения
Красноярск 2021
УДК 629.735.064(075.8)
ББК 39.5 я73
Л84
Рецензенты:
кандидат технических наук,
заместитель генерального директора А. Г. Зосимов
(Авиакомпания «Турухан»);
кандидат технических наук, доцент Н. В. Никушкин
(Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева)
Лукасов, В. В. Системы самолёта: учеб. пособие для студентов бакалавриата по направлению подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» всех форм обучения / В. В. Лукасов; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2021. – 88 с.
© Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2017
© Лукасов В. В., 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные данные самолета
1.1.1.Габаритные размеры
1.1.2.Рулежные характеристики
1.1.3. Массовые характеристики самолета
1.1.4.Центровки самолета и перегрузка.
1.2.Конструкция планера самолета
1.2.1. Фюзеляж
1.2.2. Крыло
1.2.3. Хвостовое оперение
1.2.4. Шасси
2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА]
ГИДРОСИСТЕМА САМОЛЕТА ТУ-154.
Общие сведения о гидросистеме
Система до потребителей первой подсистемы
Система до потребителей второй подсистемы
Система до потребителей третьей подсистемы
Элементы системы до потребителей первой, второй и третьей подсистем
МАГИСТРАЛИ ГИДРОСИСТЕМЫ
СИСТЕМА НАДДУВА И ДРЕНАЖА БАКОВ ГИДРОСИСТЕМЫ
СИСТЕМА ОСНОВНОГО СТОЯНОЧНОГО И АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ
|
Система основного торможения колес шасси
Cистема аварийного торможения колес шасси
Цель:
Изучение и закрепление знаний, полученных студентами при изучении конструкции самолета Ту-154и его систем.
Задачи:
- изучить общую характеристику, основные данные самолета Ту – 154;
- изучить конструкцию агрегатов гидравлической, топливной и масляник систем;
- изучить принцип работы конструкцию агрегатов гидравлической, топливной и масляник систем
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные данные самолета
Средний магистральный самолет Ту-154 (рис. 1.1) эксплуатируется на авиалиниях страны с 1992 года. Самолет относится ко 2-му классу магистральных самолетов, скорость полета 920…935 км/ч, протяженность трасс составляет 500 - 5000 км. За время эксплуатации самолет совершенствовался, поэтому известны следующие модификации: Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б (Б-1, Б-2) и Ту-154М; в настоящее время эксплуатируются две последние модификации.
Совершенствованию подвергались большинство систем и агрегатов самолета: крыло (изменен материал и толщина обшивки), механизация крыла, шасси, фюзеляж (произведена перекомпоновка и изменена конфигурация хвостовой части), управление, система кондиционирования воздуха, оборудование, дважды заменялись двигатели на более совершенные.
Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным стреловидным крылом, Т-образным стреловидным оперением, трехопорным шасси, тремя турбореактивными двигателями.
Самолет может эксплуатироваться составом из четырех человек: первый пилот (командир корабля), второй пилот, штурман и бортинженер. Из состава летного экипажа может быть иключен штурман. Пассажиры размещаются в двух салонах, которые обслуживают 4 или 5 бортпроводников; в пассажирских салонах, багажных и грузовых помещениях поддерживаются условия (по температуре, давлению, составу воздуха), приемлемые для поддержания нормальной жизнедеятельности людей в течение 1 … 4 часов полета. Самолет снабжен механизацией, улучшающей взлетно-посадочные характеристики и характеристики снижения самолета: закрылками, предкрылками, интерцепторами; двигатели НК-8-2у снабжены устройствами, создающими обратную тягу (реверс тяги) на пробеге.
|
Таблица 1
Сравнительные характеристики однотипных самолетов
Ту-204-100[13] | Airbus A320 | Boeing 737—800 | Ту-154М | |
Пассажировместимость, человек | ||||
Максимальная взлётная масса, тонн | 104[14] | |||
Максимальная коммерческая нагрузка, тонн | 21,3 | 22,6 | ||
Дальность с максимальной нагрузкой, километров | ||||
Крейсерская скорость, км/ч | 810-850 | 900-950[14] | ||
Требуемая длина ВПП, метров | ||||
Топливная эффективность, г/пасс.км | 19,3[15] | 20,9 | 31,05 | |
Стоимость, млн. $ | (2007 год) | 93,9 (2014 год) | 93,3 (2012 год) | (1997 год) |
1.1.1.Габаритные размеры
Размах крыла 37,55
Длина самолета 47,925
Высота самолета 11,4
Площадь крыла, м 2: без наплыва 180,01
с наплывом...201,45
Поперечное V крыла, град 1 10
Средняя аэродинамическая хорда крыла, м.5,285
Угол установки крыла, град +3
Стреловидность крыла по 1/4 хорды, град..35
|
Площадь горизонтального оперения, м,55
Размах горизонтального оперения, м..13,4
Стреловидность горизонтального оперения, град 40
Угол установки стабилизатора, град..от 1,5 до 7
Площадь вертикального оперения, м 2. 31,725
Размах вертикального оперения, м 5,65
Стреловидность вертикального оперения, град.45
Ширина колеи шасси, м.11,5
Продольная база шасси, м...18,92
Диаметр фюзеляжа, м..3,8
1.1.2. Рулежные характеристики
Рулежные характеристики, м:
минимальный радиус разворота (по оси внутренней опоры) 10
радиус разворота по передней опоре 25.^
Максимальная нагрузка на пол багажников, кг/м2 600.
Загрузка багажников, кг переднего 12900, заднего 10400
1.1.3. Массовые характеристики самолета
Массовые характеристики самолета, т:
Максимальная рулежная масса 98,5
Максимальная взлетная масса 98,0
Максимальная посадочная масса 78,0
Максимальная коммерческая нагрузка 18,0
Максимальная запас топлива 39,75
Масса пустого снаряженного самолета 53,6
Количество пассажиров, чел 152…180
Примечание. 1. На самолетах с усиленным шасси взлетная масса 100 т, максимальная посадочная 80 т.
2. Точная масса пустого снаряженного самолета указывается в формуляре и бортовом журнале ВС.^
1.1.4. Центровки самолета и перегрузка.
Центровки самолета и перегрузка:
Предельно-передняя центровка на взлете, % 21
Предельно-передняя центровка на посадке, % (САХ) 18
Предельно-задняя центровка, % 32
Центровка опрокидывания самолета на хвост, % 52,5
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
полетная, с убранной механизацией крыла 2,5
с выпущенной механизацией крыла, в полете и на посадке 2,0
1.2.Конструкция планера самолета
К планеру самолета относятся крыло, фюзеляж и хвостовое оперение, шасси.
1.2.1. Фюзеляж
Фюзеляж представляет собой цельнометаллическую конструкцию типа
полумонокок, технологически состоящую из трех основных частей: передней (до шпангоута № 19), средней (между шпангоутами № 19…№ 66) и задней, хвостовой части (от шпангоута № 66 до концевого шпангоута № 83).
Диаметр средней, цилиндрической части фюзеляжа равен 3,8 м; передняя часть фюзеляжа скошена вниз для увеличения сферы обзора экипажа, задняя часть скошена вверх для увеличения угла тангажа самолета при взлете и посадке.
Для поддержания внутри фюзеляжа (в пассажирских и багажных помещениях, пилотской кабине) нормальных условий по температуре и давлению при полетах самолета на больших высотах большая часть объема фюзеляжа выполнена герметичной, рис. 2.1 (компоновка варианта Ту-154М); негерметичными являются:
а) носовой отсек передней части фюзеляжа до герметичного шпангоута № 4 (передняя стенка кабины экипажа), где размещена антенна радиолокатора;
б) отсек, куда убирается передняя опора шасси;
в) вырез под центроплан крыла;
г) хвостовая часть фюзеляжа от полусферического герметичного шпангоута № 67а.
Г ерметичная часть фюзеляжа силовым полом разделена по высоте на две неравные части:
а) верхнюю, где находятся пассажирские салоны, кухня, туалеты, пилотская кабина, небольшие помещения для верхней одежды и ручной клади;
б) нижнюю, где находятся два багажных отсека и различные технические отсеки с оборудованием.
Силовой пол не является герметичным, поэтому теплый воздух, подаваемый в верхнюю ("жилую") часть фюзеляжа для ее обогрева и восстановления запаса кислорода, уходит через отверстия в полу в подпольную часть и затем выбрасывается в атмосферу через специальные устройства (выпускные клапаны).
Входные двери для пассажиров и членов экипажа расположены с левого борта фюзеляжа, люки багажных отсеков - с правого борта, чтобы не мешать одновременной погрузке (выгрузке) багажа и посадке (высадке) пассажиров. Люки для доступа в технические отсеки расположены либо в нижней, правой части фюзеляжа, либо в полу пассажирских кабин и полу переднего вестибюля (см. рис. 2.1).
Для защиты герметичной части фюзеляжа от шума и утечки тепла вся его внутренняя часть покрыта теплозвукоизоляцией толщиной 3 … 6 см.
Передняя часть фюзеляжа является самостоятельным технологическим отсеком, состыковывается со средней частью через разъемный шпангоут № 19, одна стенка которого принадлежит передней, а вторая - средней части фюзеляжа. В передней части расположены: по правому борту гардероб и туалет, по левому - передний буфет.
В средней части фюзеляжа расположены первый и второй пассажирские салоны, буфет, багажные помещения (под полом), туалеты (между исп.64…66), служебное помещение и задний вестибюль.
В средней части фюзеляжа между шпангоутами № 41…№ 49 имеется вырез под центроплан крыла (в подпольной части фюзеляжа), сзади и спереди которого расположены технические отсеки и багажные помещения № 1 и № 2.
Хвостовая часть фюзеляжа от шпангоута № 67а начинается негерметичным отсеком.. В хвостовой части фюзеляже расположены: отсеки ВСУ и среднего двигателя (№ 2), негерметичный багажник № 3, техотсек с оборудованием электро-, гидросистем, системы кондиционирования и др. К хвостовой части фюзеляжа крепится киль и пилоны боковых двигателей.