Проведение инвентаризации при реорганизации организации обязательно. Такая инвентаризация проводится до даты подписания передаточного акта (п. п. 4, 5 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации могут определяться решением собственников организации (п. 3 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций). Цель инвентаризации - обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризация проводится путем сплошной проверки всех активов и обязательств.
Документы об инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого лица подтверждают достоверность передаточного акта (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств) и, как следствие, легитимность процедуры реорганизации (п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).
Инвентаризация при реорганизации осуществляется в общем порядке. Специальные требования по составу инвентаризационной комиссии, порядку проведения, оформлению и утверждению результатов проверки отсутствуют.
1.9.7. Порядок проведения инвентаризации
Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
|
Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации
Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации). Данный распорядительный документ может быть создан либо с использованием унифицированной формы, либо с использованием самостоятельно разработанной формы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Помимо состава инвентаризационной комиссии в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации.
См. образец приказа о создании инвентаризационной комиссии.
См. образцы приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-22.
Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).
См. образец журнала учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-23.
См. дополнительно:
- как создать инвентаризационную комиссию.
|
Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
Получение последних на момент инвентаризации приходных и расходных документов осуществляется инвентаризационной комиссией до начала проверки фактического наличия имущества. Полученные документы визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "__" __________ 201_ г.", что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).
Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на его получение (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).
В унифицированных формах первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (формы N N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-5, ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9, ИНВ-15, ИНВ-16) расписка материально ответственного лица включена в заголовочную часть инвентаризационной описи (акта). При использовании организацией указанных унифицированных форм отдельную расписку с материально ответственного лица получать не требуется.
|
См. образец расписки, оформляемой материально ответственным лицом перед началом инвентаризации.
Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
Подготовка инвентаризационных описей (актов) осуществляется перед началом проверки (как правило, в день проверки) в порядке, принятом в организации. Например, инвентаризационная комиссия получает бланки описей (актов) в бухгалтерии или готовит их самостоятельно.
В инвентаризационные описи (акты) наименования инвентаризируемых объектов заносятся с указанием номенклатуры (отличительных признаков) и единиц измерения, принятых в учете (абз. 3 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации). Поэтому при автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета (с применением специализированной бухгалтерской программы) бланки инвентаризационных описей (актов) для комиссии могут быть заполнены по объектам проверки в части граф, содержащих информацию по данным бухгалтерского учета (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм N N ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6, ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-16). Указанные бланки подготавливаются по материально ответственным лицам и местам хранения (абз. 3 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).
Как правило, инвентаризационные описи (акты) составляются в двух экземплярах (один передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй остается у материально ответственного(ых) лица (лиц)) (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм). При смене материально ответственных лиц инвентаризационные описи (акты) оформляются в трех экземплярах (один передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - для материально ответственного лица, сдавшего ценности, третий - для материально ответственного лица, принявшего ценности) (Указания по применению и заполнению форм). Допускается при проведении проверки составлять инвентаризационную опись (акт) в одном экземпляре с последующим изготовлением необходимого количества копий (при изготовлении копий возможно использование копировально-множительной техники). Копии подлежат заверению подписями членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, участвующих в инвентаризации.
См. дополнительно:
- как заполняются инвентаризационные описи (акты).
Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия,