Списание основных средств по результатам инвентаризации осуществляется в случае выявления инвентаризационной комиссией объектов, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (абз. 1 п. 29 ПБУ 6/01). В отношении таких объектов, как правило, имеет место (абз. 2 п. 29 ПБУ 6/01):
- прекращение использования (для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации) вследствие морального или физического износа;
- факт ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- недостача или порча активов.
См. дополнительно:
- как учитывать недостачу имущества.
По факту выявления подобных объектов в результате инвентаризации по приказу руководителя создается специальная комиссия для их списания, которая должна оценить целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объектов основных средств, возможность и эффективность их восстановления, а также оформить документацию при их выбытии (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В ходе проверки комиссия по списанию объектов основных средств (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств):
- осуществляет осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, устанавливает целесообразность (пригодность) его дальнейшего использования, возможность и эффективность его восстановления;
- устанавливает причины списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта и др.);
|
- выявляет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, и вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценку исходя из текущей рыночной стоимости, передает их материально ответственному лицу;
- осуществляет контроль за изъятием из списываемых в составе объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес и сдает на соответствующий склад;
- составляет акт на списание объекта (объектов) основных средств и предоставляет его на утверждение руководителю организации.
Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств могут применяться акты о списании, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7:
- объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - по унифицированной форме N ОС-4;
- автотранспортных средств - по унифицированной форме N ОС-4а;
- групп объектов основных средств - по унифицированной форме N ОС-4б.
Указанные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств. Акт является основанием для сдачи на склад и дальнейшей реализации материальных ценностей (в том числе металлолома), оставшихся в результате списания.
|
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
В акте на списание в обязательном порядке указываются характеристики и отличительные признаки объекта основных средств, затраты по его списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003). Информация о списании вносится в инвентарную карточку (книгу) учета основных средств (могут применяться унифицированные формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 31 ПБУ 6/01, п. 86 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
При инвентаризации выявлен объект ОС, подлежащий списанию с учета вследствие прекращения использования (при отсутствии виновных лиц) <*> <**> | |||
Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС | Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт о списании объекта основных средств | ||
Списана амортизация, начисленная по выбывающему объекту ОС | |||
Признан прочий расход в размере остаточной стоимости объекта ОС | 91-2 | Решение руководителя, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт о списании объекта основных средств |
|
--------------------------------
<*> В данном материале не рассматривается вопрос о восстановлении НДС по объектам ОС, списываемым с бухгалтерского учета. О необходимости восстановления сумм НДС, исчисленных со стоимости списываемых ценностей, см. Практическое пособие по НДС.
<**> В данном материале не рассматриваются операции с объектом ОС после его списания с учета (ликвидация, разбор и т.д.).
Подробнее о выбытии основных средств в результате порчи, недостач, хищения, пожара и т.п. см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов".
Списание товаров (материалов, готовой продукции) осуществляется только по результатам инвентаризации. Если при инвентаризации выявлены негодные к использованию или испорченные товары, материалы или готовая продукция, то комиссия составляет акты об их списании (Указания по применению и заполнению форм). Списание негодного или испорченного товара может оформляться с использованием унифицированных форм N N ТОРГ-15 или ТОРГ-16.
Указанные акты составляются в трех экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем. В случае необходимости акты составляются с участием представителя санитарного или иного надзора.
Унифицированные формы актов о списании материалов и готовой продукции не установлены. Такие формы должны быть разработаны самой организацией и утверждены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
См. дополнительно:
- как учитывать недостачу имущества.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
При инвентаризации выявлены товары, не подлежащие дальнейшей реализации (потеря качества) (при отсутствии виновных лиц) <*> | |||
Отражена фактическая стоимость товаров, не подлежащих дальнейшей реализации | Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт о списании товаров | ||
Сумма потерь учтена в составе расходов на продажу (в пределах норм естественной убыли) | Решение руководителя, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт о списании товаров | ||
Приняты к учету товары, частично потерявшие потребительские свойства, которые могут быть проданы с уценкой (использованы в качестве материалов) | (10) | Решение руководителя, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт об уценке товаров | |
Сумма потерь (потерь сверх норм естественной убыли, потерь в виде уценки стоимости товаров) учтена в составе прочих расходов | 91-2 | Решение руководителя, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Акт о списании товаров |
--------------------------------
<*> В данном материале не рассматривается вопрос о восстановлении НДС при списании товаров, не подлежащих дальнейшей реализации. О необходимости восстановления сумм НДС, исчисленных со стоимости списываемых ценностей, см. Практическое пособие по НДС.
Подробнее о списании товаров в результате порчи, недостач, хищения, пожара и т.п. см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов".
1.9.15.5. Списание задолженности