Списание задолженности с истекшим сроком исковой давности осуществляется по результатам инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа руководителя организации, в следующем порядке:
- кредиторская (в том числе депонентская) задолженность с истекшим сроком исковой давности относится на прочие доходы (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 7, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99). Указанные доходы отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы", в корреспонденции с дебетом счета для учета кредиторской задолженности (Инструкция по применению Плана счетов);
- дебиторская задолженность списывается за счет средств резерва по сомнительным долгам или относится на прочие расходы (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 11 ПБУ 10/99).
При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, производятся записи по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Если по выявленной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, не был создан резерв по сомнительным долгам, то производится бухгалтерская запись по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета учета расчетов с дебиторами в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (в том числе НДС) (п. 14.3 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
|
Аналогичным образом списывается дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, если срок исковой давности не истек.
При этом списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (абз. 2 п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Для учета такой задолженности предусмотрен забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" (Инструкция по применению Плана счетов).
Обоснование для списания дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе с истекшим сроком исковой давности, может содержаться в протоколе заседания инвентаризационной комиссии либо прилагаться к акту инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, составленному, например, по унифицированной форме N ИНВ-17.
См. дополнительно:
- как проводится инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами;
- каковы особенности инвентаризации резерва по сомнительным долгам.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
При инвентаризации выявлена дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности | |||
Отражено списание дебиторской задолженности, по которой был создан резерв по сомнительным долгам, в связи с истечением срока исковой давности | 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, | Акт инвентаризации расчетов, Письменное обоснование, Приказ об утверждении результатов инвентаризации | |
Отражено списание дебиторской задолженности, по которой не создавался резерв по сомнительным долгам, в связи с истечением срока исковой давности | 91-2 | 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, | |
Сумма списанной дебиторской задолженности учтена за балансом | - | Бухгалтерская справка | |
При инвентаризации выявлена кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности | |||
Списана кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности | 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, | 91-1 | Акт инвентаризации расчетов, Письменное обоснование, Приказ об утверждении результатов инвентаризации |
|
Подробнее о списании:
- кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов";
- дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов";
- задолженности неплатежеспособных дебиторов см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов".
2. Объем представляемой бухгалтерской отчетности
2.1. Состав годовой бухгалтерской отчетности
В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме страховых и кредитных) включает:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 2, 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").
|
При этом Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, а также Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (п. п. 2, 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности обязаны представлять все организации, за исключением тех, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такой вывод следует из пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015.
Статьи Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, к которым даются Пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие в графе "Пояснения" (п. 28 ПБУ 4/99).
См. дополнительно:
- порядок заполнения Отчета об изменениях капитала;
- порядок заполнения Отчета о движении денежных средств;
- оформление Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (п. 39 ПБУ 4/99, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Однако такая информация не является приложением к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (по данному вопросу см. Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012, Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).
Аудиторское заключение не упомянуто в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ в качестве составной части бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом в ПБУ 4/99, с одной стороны, указано, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту, а с другой стороны - что итоговая часть аудиторского заключения должна прилагаться к бухгалтерской отчетности (п. п. 5, 41 ПБУ 4/99). ПБУ 4/99 применяется до утверждения соответствующего федерального стандарта, а федеральные стандарты не должны противоречить Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Следовательно, аудиторское заключение не является частью бухгалтерской отчетности (ч. 15 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). То, что аудиторское заключение не является частью бухгалтерской отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни обязанность таких организаций представлять аудиторское заключение в орган государственной статистики и публиковать его вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ч. 10 ст. 13, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 45 ПБУ 4/99). При этом в налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855).
Вопрос: В каких случаях проведение аудиторской проверки обязательно?
Ответ: Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В частности, аудит обязателен:
- если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);
- если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);
- если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Дополнительно по вопросам проведения обязательного аудита за 2015 г. см. Информацию Минфина России "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (согласно законодательству Российской Федерации)" и Информационное сообщение Минфина России от 20.01.2016 N ИС-аудит-1.
2.2. Бухгалтерская отчетность малых предприятий
Организации (в том числе субъекты малого предпринимательства) могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, если они вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Вопрос: Какие коммерческие организации относятся к субъектам малого предпринимательства?
Ответ: К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно (пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации");
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, за предшествующий календарный год не должна превышать 800 млн руб. (п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702);
- учредители (участники) отвечают требованиям, предъявляемым п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшей по значению величиной (средней численности или выручки) (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если фактические значения средней численности или выручки выше или ниже законодательно установленных предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). То есть при выполнении требований, предъявляемых к учредителям (участникам) организации, статус малого предприятия может быть утрачен организацией только при превышении предельных значений в течение трех лет подряд (Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N Д05и-1163).
Внимание!
С 1 января 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. В частности, обновленные условия для отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов к субъектам малого и среднего предпринимательства изложены в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Однако до 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства продолжают применяться условия, установленные ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений (ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вопрос: Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность?
Ответ: Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, вправе применять следующие коммерческие организации (при условии, что они не являются микрофинансовыми, а их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту):
- субъекты малого предпринимательства;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (п. п. 1, 3 ч. 4, п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.
По составу отчетности. Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.
Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность Отчета об изменениях капитала, Отчета о движении денежных средств и Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности организации, имеющей право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Такой вывод следует из пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности". Таким образом, организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не включать указанные приложения (в том числе Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах) в состав бухгалтерской отчетности.
По объему информации. В Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пп. "а" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Кроме того, указанные организации вправе применять упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Формат представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.
Если организация, имеющая право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, принимает решение о включении в состав своей годовой бухгалтерской отчетности Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств или иных приложений, то она вправе привести в них только наиболее важную информацию, которая необходима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Кроме того, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей. В частности, необходимо указать, применяет ли организация упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, и если применяет, то какие именно. Аналогичные разъяснения для организаций - субъектов малого предпринимательства содержатся в Информации Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства".
Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету?
Ответ: Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее - упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".
Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету предусматривают следующие упрощенные способы:
1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (из числа коммерческих организаций указанный способ вправе применять только микропредприятия) (п. 6.1 ПБУ 1/2008) <*>.
--------------------------------
<*> В 2015 г. к категории микропредприятий относятся малые предприятия, у которых за предшествующий календарный год средняя численность работников составила не более 15 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, - не более 120 млн руб. (пп. "б" п. 2, п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2011 N Д05-3554).
В 2016 г. к микропредприятиям относят также хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, и производственные кооперативы, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 г. по 1 августа 2016 г. При этом не учитываются условия, установленные в отношении средней численности и дохода п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ч. 6, 7, 9 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ);
2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях N 1 и N 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;
3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:
3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н);
3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н);
4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;
5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:
- выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99;
- расходы признавать после погашения задолженности, т.е. только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).
Применение кассового метода учета доходов и расходов разъяснено в п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н;
6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);
7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, т.е.:
- не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);
- не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).
Внимание!
Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, организации, имеющие право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, могут с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к Приказу Минфина России от 06.04.2015 N 57н);
8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:
- с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;
- без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, т.е. только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);
10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:
- формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015);
- использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. "а" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18.1 Информации Минфина N ПЗ-3/2015).
Также отметим, что руководитель организации, имеющей право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, вправе возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Вопрос: Должны ли составлять и представлять бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН)?
Ответ: Составлять и представлять в органы государственной статистики и в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность обязаны организации независимо от применяемого ими режима налогообложения, в том числе организации, применяющие УСН (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742, от 27.02.2015 N 03-11-06/2/10013, от 04.02.2013 N 07-01-06/2253).
Бухгалтерскую отчетность, в том числе Бухгалтерский баланс, организации, применяющие УСН, представляют по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Внимание!
Представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам организации, применяющие УСН, могут только в случае, если они вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
См. дополнительно:
- как заполнить формы бухгалтерской отчетности;
- как заполнить упрощенные формы бухгалтерской отчетности;
- каковы сроки представления бухгалтерской отчетности.
Независимо от принятых решений в отношении состава представляемой отчетности и объема приводимой информации организации (в том числе субъекты малого предпринимательства), которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, обязаны обеспечить соблюдение общих требований к бухгалтерской отчетности и представлять ее в сроки, предусмотренные законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организации.
Подробнее об отражении информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности организаций, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, см. в разд. 3.5.10.1.1.1 "Особенности раскрытия информации об учетной политике организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (в том числе малыми предприятиями)".
О порядке заполнения упрощенных форм бухгалтерской отчетности см. разд. 3.6 "Упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах (в том числе для малых предприятий)".
3. Формы бухгалтерской отчетности и порядок их заполнения
Бухгалтерский баланс
Отчет о финансовых результатах
Отчет об изменениях капитала
Отчет о движении денежных средств
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах
См. дополнительно:
- образцы заполнения форм бухгалтерской отчетности;
- упрощенные формы бухгалтерской отчетности (в том числе для малых предприятий).
3.1. Бухгалтерский баланс. Порядок заполнения
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Капитал и резервы
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства
См. дополнительно:
- образец заполнения Бухгалтерского баланса;
- порядок и образец заполнения Бухгалтерского баланса (упрощенная форма);
- сроки представления бухгалтерской отчетности (Бухгалтерского баланса и др.).
3.1.1. Внеоборотные активы (раздел I Бухгалтерского баланса)
В форме Бухгалтерского баланса, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, разд. I выглядит следующим образом (с учетом кодов строк, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Пояснения | Наименование показателя | Код | На ____ 20__ г. | На 31 декабря 20__ г. | На 31 декабря 20__ г. |
АКТИВ | |||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | |||||
Нематериальные активы | |||||
Результаты исследований и разработок | |||||
Нематериальные поисковые активы | |||||
Материальные поисковые активы | |||||
Основные средства | |||||
Доходные вложения в материальные ценности | |||||
Финансовые вложения | |||||
Отложенные налоговые активы | |||||
Прочие внеоборотные активы | |||||
Итого по разделу I |
В данном и других разделах Бухгалтерского баланса по каждой из строк приводятся показатели (п. 10 ПБУ 4/99, примечания 3, 4, 5 к Бухгалтерскому балансу в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н):
- на отчетную дату отчетного периода, за который составляется отчетность;
- на 31 декабря предыдущего года;
- на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в Письме от 09.01.2013 N 07-02-18/01, показатели "Нематериальные поисковые активы" и "Материальные поисковые активы" могут не приводиться организацией, не осуществляющей затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.
В графе "Пояснения" приводится указание на раскрытие данного показателя (абз. 2 п. 28 ПБУ 4/99).
3.1.1.1. Строка 1110 "Нематериальные активы"
По данной строке Бухгалтерского баланса отражается информация об объектах нематериальных активов (НМА), учтенных на счете 04. По вопросу отражения в Бухгалтерском балансе вложений в нематериальные активы, учитываемых на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-5 "Приобретение нематериальных активов", в настоящее время существует две позиции.
Первая из них заключается в том, что сумма вложений организации в нематериальные активы включается в показатель строки 1110 "Нематериальные активы" и отражается обособленно по одной из строк, расшифровывающих показатель строки 1110. Данная позиция основана на том, что в Примере оформления Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, приведенном в Приложении N 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, разд. 1 "Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР)" включает таблицу 1.5 "Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов". При этом в разд. I формы Бухгалтерского баланса отсутствует отдельная строка для отражения незавершенных капитальных вложений организации.
Вторая позиция состоит в том, что вложения организации в нематериальные активы не удовлетворяют требованиям п. 3 ПБУ 14/2007, соответственно, не должны участвовать в формировании показателя строки 1110 "Нематериальные активы". Данные вложения могут быть отражены в разд. I "Внеоборотные активы" по отдельной самостоятельно введенной организацией строке, а в случае несущественности показателя - по строке 1190 "Прочие внеоборотные активы".
Отметим, что при решении вопроса об отражении в Бухгалтерском балансе вложений в нематериальные активы целесообразно применить единый подход к отражению всех видов вложений во внеоборотные активы.
Об отражении в Бухгалтерском балансе незавершенных капитальных вложений в объекты основных средств см. разд. 3.1.1.5 "Строка 1150 "Основные средства".
3.1.1.1.1. Что учитывается в составе НМА
В составе НМА могут учитываться:
- произведения науки, литературы и искусства;
- объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.);
- программы для электронных вычислительных машин и базы данных;
- изобретения;
- полезные модели;
- селекционные достижения;
- секреты производства (ноу-хау);
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если выполняются следующие условия:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
Это условие выполняется, если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;
б) организация осуществляет контроль над объектом.
То есть организация имеет охранные или иные документы, подтверждающие существование самого актива и права организации на него. Такими документами являются, в частности, патенты, свидетельства, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
в) имеется возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени.
Длительным является срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.
В составе НМА учитывается также положительная деловая репутация, возникшая при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части) (п. п. 3, 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).
Внимание!
Не учитываются в составе НМА самостоятельно созданные торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п. Такая позиция приведена в п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства".
3.1.1.1.2. По какой стоимости объекты НМА отражаются в учете
Объекты НМА принимаются к учету на счет 04 "Нематериальные активы" по фактической (первоначальной) стоимости, которая определяется в порядке, установленном п. п. 7 - 15 ПБУ 14/2007. Стоимость объектов НМА (за исключением НМА с неопределенным сроком полезного использования) погашается посредством начисления амортизации, которая учитывается на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" (п. п. 6, 23 ПБУ 14/2007, Инструкция по применению Плана счетов). В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается (абз. 2 п. 31 ПБУ 14/2007).