состояния и оценки активов и обязательств




 

В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Инвентаризация производится путем натуральной (вещественной) или документальной проверки. Натуральная проверка используется при инвентаризации активов, имеющих материально-вещественную форму, которые можно подсчитать, взвесить, обмерить (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Документальная проверка подтверждает наличие, состояние и оценку объекта учета непосредственно документами.

 

Справочно: Первичные документы по инвентаризации объектов учета...

 

Первичные документы по инвентаризации объектов учета

 

Объект учета Инвентаризационная опись/акт инвентаризации Сличительная ведомость
Основные средства Форма N ИНВ-1, образец (собственные ОС), образец (арендованные ОС) Форма N ИНВ-18, образец (собственные ОС), образец (арендованные ОС)
Незавершенное строительство Форма разрабатывается самостоятельно, образец Форма разрабатывается самостоятельно
Нематериальные активы Форма N ИНВ-1а, образец Форма N ИНВ-18, образец
Касса, бланки строгой отчетности Форма N ИНВ-15, образец (денежные средства и денежные документы, находящиеся в кассе организации) Форма N ИНВ-16, образец (ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности, находящиеся в кассе организации) Форма N ИНВ-15, образец (денежные средства и денежные документы, находящиеся в кассе организации) Форма N ИНВ-16, образец (ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности, находящиеся в кассе организации)
Расчетный счет Форма разрабатывается самостоятельно Форма разрабатывается самостоятельно
Материально- производственные запасы (товарно-материальные ценности) Форма N ИНВ-3, образец (ТМЦ, находящиеся на складе) Форма N ИНВ-4, образец (ТМЦ отгруженные) Форма N ИНВ-6, образец (ТМЦ, находящиеся в пути) Форма N ИНВ-5, образец (ТМЦ, принятые на ответственное хранение) Форма N ИНВ-19, образец (собственные ТМЦ), образец (ТМЦ, принятые на ответственное хранение)
Финансовые вложения Форма N ИНВ-16, образец (ценные бумаги, хранящиеся в кассе организации), образец (финансовые вложения, кроме ценных бумаг, хранящихся в кассе организации) Форма разрабатывается самостоятельно
Незавершенное производство Форма разрабатывается самостоятельно, образец Форма разрабатывается самостоятельно, образец
Драгоценные металлы Форма N ИНВ-8 (драгоценные металлы и изделия из них) Форма ИНВ N-8а (драгоценные металлы, содержащиеся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях) Форма разрабатывается самостоятельно
Расходы будущих периодов Форма N ИНВ-11, образец Форма N ИНВ-11, образец
Расчеты Форма N ИНВ-17, образец Приложение к форме N ИНВ-17, образец Форма разрабатывается самостоятельно
Оценочные обязательства Форма разрабатывается самостоятельно Форма разрабатывается самостоятельно

 

См. дополнительно:

- как проводится инвентаризация имущества;

- в каком порядке проводится инвентаризация расходов будущих периодов;

- каковы особенности инвентаризации расчетов (обязательств);

- в каком порядке проводится инвентаризация оценочных обязательств;

- как проводится инвентаризация имущества и обязательств, учтенных на забалансовых счетах.

 

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

 

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

В протоколе инвентаризационной комиссии фиксируются в том числе выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, подлежащих списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

В протоколе заседания инвентаризационной комиссии по итогам годовой инвентаризации также целесообразно фиксировать суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов и т.д.) (п. 35 ПБУ 4/99). При отсутствии данных (необходимых условий) для начисления резерва под снижение стоимости активов на конец отчетного года в протоколе указывается информация об отсутствии активов, подпадающих под критерии начисления резерва. Например, если резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов не начисляется, возможно использование следующей формулировки в приказе (протоколе): "По состоянию на "__" __________ 201_ г. в составе материально-производственных запасов отсутствуют ценности, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, использование которых в текущих условиях представляется сомнительным, рыночная стоимость которых ниже себестоимости".

Если по итогам инвентаризации расхождения не выявлены, этот факт также отражается в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

См. образец протокола заседания инвентаризационной комиссии.

 

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации. Документом, обобщающим результаты инвентаризации, как правило, является ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26.

Форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" согласно п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации и Указаниям по применению и заполнению форм обобщает результаты проведенных в отчетном году инвентаризаций. Из буквального прочтения указанных положений можно сделать вывод, что форма N ИНВ-26 составляется один раз по итогам отчетного года. Однако на практике необходимость обобщить результаты инвентаризации возникает у организации не один раз в году, а каждый раз после ее проведения: на рассмотрение руководителю организации удобнее представить единый (общий) документ, а не стопку отдельных инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей. В связи с этим считаем целесообразным формировать ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (по унифицированной или самостоятельно разработанной форме), для обобщения результатов каждой инвентаризации, проведенной в отчетном году. Допустимым вариантом представляется также составление указанной ведомости по итогам нескольких инвентаризаций, проведенных в течение отчетного периода. Отметим, что организация может детализировать заполнение этой формы вплоть до конкретных расхождений, указанных в сличительной ведомости.

См. образец ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Унифицированная форма N ИНВ-26.

 

Протокол заседания инвентаризационной комиссии (с предложениями о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией) вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

 

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

 

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

 

См. дополнительно:

- каковы особенности применения формы N ИНВ-26.

 

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты). После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией. После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

См. образец приказа об утверждении результатов инвентаризации.

 

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

 

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета. Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

 

См. дополнительно:

- как учитываются недостачи, выявленные при инвентаризации;

- как учитываются излишки, выявленные при инвентаризации;

- как учитывается пересортица, выявленная при инвентаризации;

- в каком порядке отражается списание имущества по результатам инвентаризации;

- в каком порядке отражается списание задолженности с истекшим сроком давности.

 

1.9.8. Инвентаризационная комиссия

 

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в случае большого объема работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

- представители администрации организации;

- работники бухгалтерской службы;

- другие специалисты (работники технических, финансовых, юридических и других служб).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер).

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативно правовыми актами и определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Как следует из формы N ИНВ-22, обычная численность комиссии вместе с председателем - четыре члена.

Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации:

- заносит в соответствующие инвентаризационные описи (акты) точное наименование инвентаризируемого объекта с указанием его номенклатуры (отличительных признаков), принятой в учете (в случае, если опись не содержит такой информации) (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

- указывает количество ценностей в единицах измерения, принятых в учете (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемое путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

- осуществляет осмотр основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);

- осуществляет осмотр товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);

- подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

- подтверждает балансовую оценку активов, проверяя корректность начисления оценочных резервов;

- определяет правильность и обоснованность числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем проверки документов, подтверждающих существование требования или обязательства (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, инвентаризационной комиссии может быть поручено проведение сверки с контрагентами, указанными в справке об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

- получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания инвентаризации (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяются (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и представляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.). Постоянно действующая инвентаризационная комиссия может выполнять следующие функции:

- организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

- инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

- осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

- проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;

- проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;

- рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;

- проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;

- осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);

- обобщение и представление на утверждение руководителю итогов инвентаризации.

См. образец акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей. Унифицированная форма N ИНВ-24.

 

См. образец журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-25.

 

Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий может входить:

- проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе в обособленных подразделениях организации;

- анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);

- подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей) (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации).

 

1.9.9. Каковы особенности инвентаризации имущества

 

Инвентаризация основных средств

Инвентаризация кассы

Инвентаризация ТМЦ

Инвентаризация незавершенного строительства

Продолжение списка

Инвентаризация нематериальных активов

Инвентаризация незавершенного производства

Инвентаризация драгоценных металлов

Инвентаризация финансовых вложений

Инвентаризация расчетного счета

 

1.9.9.1. Инвентаризация основных средств

 

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты. Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации (абз. 2, 3 п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). В случае если по объектам недвижимости, принятым к бухгалтерскому учету в составе основных средств до момента государственной регистрации права собственности на них, уже получены свидетельства о праве собственности, это должно быть отражено в инвентарных карточках (могут применяться унифицированные формы N N ОС-6 и ОС-6а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7) (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При оформлении результатов инвентаризации основных средств инвентаризационные описи могут составляться по унифицированной форме N ИНВ-1. В описи заносятся полные наименования объектов, их назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации).

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально (с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.), а однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и так далее одинаковой стоимости в описях отражаются по наименованиям с указанием количества этих предметов, если они поступили одновременно в одно из структурных подразделений организации и на них открыта одна инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (может применяться унифицированная форма N ОС-6а) (п. 3.4 Методических указаний по инвентаризации).

 

См. дополнительно:

- как подготовить инвентаризационные описи (акты).

 

Заполнение формы N ИНВ-1 может осуществляться с помощью бухгалтерской программы. В этом случае инвентаризационная опись выдается комиссии с заполненными графами с 1 по 9 (графа 9 "Номер паспорта" заполняется на основные средства, содержащие драгоценные металлы и камни). Данные о фактическом наличии объектов заносятся в графу 10 ответственным лицом комиссии.

При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. По решению инвентаризационной комиссии не отраженные в учете объекты должны быть оприходованы по рыночной стоимости с учетом износа, определенного по техническому состоянию объектов. Расчет стоимости должен быть подтвержден. По объектам с отсутствующими характеристиками должны быть уточнены соответствующие аналитические признаки в бухгалтерском учете (Указания по применению и заполнению форм).

Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, заносятся в отдельную опись, в которой указываются даты ввода объектов в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (например, порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации). Такие объекты основных средств подлежат списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Стоимость основных средств при инвентаризации объектов, числящихся в учете, заносится в графу 11 описи ответственным лицом комиссии на основании расчета, произведенного по данным инвентарной карточки учета объекта основных средств (может применяться унифицированная форма N ОС-6) и информации о применяемом способе амортизации.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственному лицу. Каждый экземпляр подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. Один экземпляр остается у инвентаризационной комиссии для составления сличительной ведомости, а второй - у материально ответственных лиц (Указания по применению и заполнению форм, п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

См. образец инвентаризационной описи основных средств, находящихся в собственности организации. Унифицированная форма N ИНВ-1.

 

При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей составляется сличительная ведомость (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации). При этом может применяться унифицированная форма N ИНВ-18.

Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственным лицам (Указания по применению и заполнению форм).

Выявленные при инвентаризации объекты основных средств, а также их недостача отражаются в сличительной ведомости. По выявленным основным средствам в графе 9 указывается их текущая рыночная стоимость (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету объектов основных средств). В случае недостачи в графе 11 сличительной ведомости указывается остаточная стоимость недостающего объекта основных средств по данным бухгалтерского учета.

См. образец сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов по результатам инвентаризации нематериальных активов и основных средств, принадлежащих организации. Унифицированная форма N ИНВ-18.

 

См. дополнительно:

- в каком порядке проводится инвентаризация арендованных основных средств;

- как учитывается недостача основных средств;

- как списываются основные средства по результатам инвентаризации.

 

1.9.9.2. Инвентаризация незавершенного строительства

 

При проведении инвентаризации объектов незавершенного капитального строительства в инвентаризационных описях пообъектно отражается информация об объеме выполненных работ. Информация приводится в разрезе видов выполненных работ, по конструктивным элементам, оборудованию и т.п. (п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации).

Если у организации имеются прекращенные строительством объекты, а также проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, то на такие объекты учета составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства (п. 3.34 Методических указаний по инвентаризации). При этом используются данные, содержащиеся в актах о приостановлении строительства и актах о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (унифицированные формы N N КС-17 и КС-18 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100) и в другой документации.

Объекты, законченные строительством, по которым не оформлены акты о приеме-передаче здания (сооружения) (например, унифицированная форма N ОС-1а утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), заносятся в отдельные описи (п. 3.33 Методических указаний по инвентаризации). При этом отдельно составляются описи на объекты:

- фактически введенные в эксплуатацию (полностью или частично);

- не введенные в эксплуатацию (в этом случае в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов).

В ходе проведения инвентаризации капитальных затрат следует обратить внимание на объекты, безосновательно отражаемые в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", по которым выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия к учету в составе основных средств.

Специальных унифицированных форм инвентаризационных описей и сличительных ведомостей для таких активов не установлено. Организация разрабатывает такие формы самостоятельно и утверждает их в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

См. образец инвентаризационной описи объектов незавершенного капитального строительства.

 

1.9.9.3. Инвентаризация нематериальных активов

 

Основными задачами инвентаризации нематериальных активов является проверка наличия документов, подтверждающих права организации на них (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и т.п.), а также правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации, пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007).

Результаты инвентаризации нематериальных активов заносятся в инвентаризационную опись нематериальных активов (может применяться унифицированная форма N ИНВ-1а). Опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, а второй - остается у ответственных за сохранность указанных документов лиц (Указания по применению и заполнению форм).

См. образец инвентаризационной описи нематериальных активов. Унифицированная форма N ИНВ-1а.

 

Расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета заносятся в сличительные ведомости (может применяться унифицированная форма N ИНВ-18). При этом графы 3, 8 и 10 в форме N ИНВ-18 не заполняются (Указания по применению и заполнению форм).

Инвентаризационные описи и сличительные ведомости рекомендуется составлять по местонахождению документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и по лицам, ответственным за их сохранность.

См. образец сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов по результатам инвентаризации нематериальных активов и основных средств, принадлежащих организации. Унифицированная форма N ИНВ-18.

 

1.9.9.4. Инвентаризация кассы

 

В ходе инвентаризации проверяется наличие в кассе следующих ценностей (п. 3.40 Методических указаний по инвентаризации, п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359):

- наличных денежных средств;

- денежных документов (почтовых марок, оплаченных путевок в дома отдыха и санатории, авиа- и железнодорожных билетов, карт оплаты услуг связи, топливных карт и др.);

- бланков ценных бумаг;

- бланков документов строгой отчетности.

Инвентаризационная комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, документов и бланков, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Целесообразно также во время проведения инвентаризации кассы провести оценку принятых мер по обеспечению сохранности указанных ценностей.

 

Внимание!

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств и денежных документов не производятся (Указания по применению и заполнению форм).

 

После полного полистного пересчета денежной наличности результат сверяется с данными учета по кассовой книге. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги также осуществляется проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Если ревизия кассы вызвана сменой кассира, то в этом случае проверяются все ценности, вверенные материально ответственному лицу.

Результаты инвентаризации фактического наличия денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе организации, оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств (может применяться унифицированная форма N ИНВ-15). Указанный акт составляется в двух экземплярах, который подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей. В акте комиссией подтверждается стоимость денежных документов, которая представляет собой сумму фактических затрат на приобретение. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица (Указания по применению и заполнению форм).

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, третий экземпляр передается в бухгалтерию.

См. образец акта инвентаризации наличных денежных средств при смене кассира.

 

Если в кассе организации помимо денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности хранятся ценные бумаги, то их инвентаризация проводится одновременно с хранящимися в кассе ценностями (п. п. 3.11, 3.40 Методических указаний по инвентаризации). Хранение бланков строгой отчетности, ценных бумаг и бланков ценных бумаг может быть организовано вне помещения кассы. В этом случае инвентаризация указанных ценностей проводится с составлением актов по каждому материально ответственному лицу и месту хранения.

 

Вопрос: Каковы особенности внезапной ревизии кассы?

 

Ответ: Внезапная ревизия кассы характеризуется тем, что сроки ее проведения заранее неизвестны. Как правило, такая проверка проводится с целью определения текущего остатка наличных денег или контроля соблюдения кассиром порядка ведения кассовых операций. Внезапная ревизия кассы может предусматривать выборочную проверку ценностей, хранящихся в кассе, если проверяемые ценности имеют отдельное место хранения. Иные особенности проведения внезапной ревизии кассы отсутствуют.

Внезапная ревизия кассы оформляется приказом об инвентаризации кассы, составленным, например, по форме N ИНВ-22. Порядок проведения внезапных (внеплановых) инвентаризаций целесообразно зафиксировать в положении об инвентаризации (п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).

 

См. дополнительно:

- как проводится инвентаризация кассы.

 

См. дополнительно:

- как проводится инвентаризация ценных бумаг;

- как проводится инвентаризация бланков строгой отчетности.

 

1.9.9.5. Инвентаризация расчетного счета

 

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на расчетном счете, производится путем сверки остатка по счету 51 "Расчетные счета" по данным бухгалтерского учета с данными выписок банка (п. 3.43 Методических указаний по инвентаризации).

В случае полной инвентаризации безналичных денежных средств (например, при годовой инвентаризации) также производится инвентаризация:

- денежных средств в пути;

- денежных средств на валютных счетах организации;

- денежных средств на специальных счетах организации (кроме депозитных счетов, которые охвачены инвентаризацией в качестве финансовых вложений организации).

При инвентаризации денежных средств в пути сверяется остаток на счете 57 "Переводы в пути" с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. (п. 3.42 Методических указаний по инвентаризации, Инструкция по применению Плана счетов).

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на валютных и специальных счетах, производится путем сверки остатков по счетам 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" (кроме субсчета 55-3 "Депозитные счета", если депозиты инвентаризируются в составе финансовых вложений) по данным бухгалтерского учета с данными выписок банков.

 

1.9.9.6. Инвентаризация ТМЦ

(товаров, материалов, готовой продукции)

 

Справочно: В составе ТМЦ инвентаризируются в числе прочего запасы, которые на практике часто называют МБП...

 

В составе ТМЦ инвентаризируются в числе прочего запасы, которые на практике часто называют МБП (такой объект учета не предусмотрен действующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету). К таким запасам относят "малоценные основные средства", например спецоснастку и спецодежду.

По общему правилу спецоснастка и спецодежда учитываются на счете 10 "Материалы" (п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Инвентаризация спецоснастки и спецодежды осуществляется в порядке, установленном п. п. 21 - 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды). Особенност



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: