Инвентаризация ТМЦ, не принадлежащих организации и принятых ею на ответственное хранение, в переработку, осуществляется по месту их нахождения и материально ответственному лицу (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризация таких ТМЦ осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения инвентаризации собственных ТМЦ организации.
Инвентаризации подлежат запасы, учитываемые на счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию". Результаты инвентаризации ТМЦ, принятых на ответственное хранение, отражаются в отдельной инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (может применяться унифицированная форма N ИНВ-5). Результаты инвентаризации запасов, принятых в переработку или на комиссию, могут фиксироваться в отдельных описях, разработанных организацией самостоятельно, либо в форме N ИНВ-5 с указанием счетов бухгалтерского учета, на которых учитываются указанные ценности (п. 2.11 Методических указаний по инвентаризации). Если на складе помимо ценностей, не принадлежащих организации, хранятся запасы, находящиеся в собственности организации, то инвентаризация таких запасов осуществляется одновременно.
См. образец инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Унифицированная форма N ИНВ-5.
В случае когда активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, стоимостью не более 40 000 руб. (или иного лимита, установленного учетной политикой) за единицу, принятые к учету в составе материально-производственных запасов, после отпуска в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете, открытом организацией с целью обеспечения сохранности этих объектов, то такие активы также инвентаризируются и включаются в отдельную опись товарно-материальных ценностей (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Для отражения результатов инвентаризации может использоваться унифицированная форма N ИНВ-3, на которой указывается соответствующий забалансовый счет бухгалтерского учета ценностей.
|
Расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета заносятся в сличительные ведомости (может применяться унифицированная форма N ИНВ-19). На ценности, находящиеся в организации на ответственном хранении и (или) полученные от других организаций для переработки, составляются отдельные сличительные ведомости (Указания по применению и заполнению форм).
См. образец сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Унифицированная форма N ИНВ-19.
1.9.13.3. Инвентаризация бланков строгой отчетности
Инвентаризация бланков строгой отчетности состоит в проверке фактического наличия бланков строгой отчетности по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственному лицу (п. 3.41 Методических указаний по инвентаризации). Фактическое количество бланков строгой отчетности сверяется с данными бухгалтерского учета, отраженными на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Поскольку на указанном счете бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке, инвентаризационная комиссия не определяет их стоимость приобретения.
|
Для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности может использоваться инвентаризационная опись бланков документов строгой отчетности по унифицированной форме N ИНВ-16.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 может выдаваться комиссии с заполненными графами с 1 по 10. Комиссия в описи заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии бланков. Бланки строгой отчетности, нумеруемые одним номером (например, документ выписывается сразу в нескольких копиях), заносятся в инвентаризационную опись как комплект с указанием количества документов в нем. При выявлении количественных расхождений с учетными данными в инвентаризационной описи указываются соответствующие пояснения.
Если бланки строгой отчетности хранятся в кассе, то их инвентаризация проводится одновременно с хранящимися в кассе ценностями (п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). Если хранение бланков строгой отчетности организовано вне кассы, то их инвентаризация проводится отдельно от инвентаризации кассы (с составлением актов по каждому материально ответственному лицу и месту хранения).
См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.
|
1.9.13.4. Инвентаризация бланков трудовых книжек
Инвентаризация бланков трудовых книжек осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для инвентаризации бланков строгой отчетности, поскольку бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности (п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Инвентаризационная комиссия проверяет движение бланков в организации на основании документов об их поступлении и списании, в том числе по данным приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. При наличии испорченных или недостающих бланков трудовой книжки или вкладыша в нее в инвентаризационной описи бланков строгой отчетности (может применяться унифицированная форма N ИНВ-16) даются соответствующие пояснения. Испорченные бланки, своевременно не списанные с учета по акту о списании бланков строгой отчетности, подлежат списанию со счета 006 "Бланки строгой отчетности" по результатам инвентаризации.
См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.
1.9.14. Оформление результатов инвентаризации
Данные о фактическом наличии проверяемых имущества и обязательств заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.
См. дополнительно:
- каков порядок подготовки инвентаризационных описей (актов).
При наличии соответствующей технической возможности инвентаризационная опись (акт) может заполняться с использованием средств автоматизации (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации). В этом случае данные о фактическом наличии имущества вводятся в программный комплекс ответственным членом инвентаризационной комиссии в ходе выполнения работ по инвентаризации.
Заполнение описей (актов) ручным способом выполняется чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Количество инвентаризируемых объектов указывают в описях (актах) в единицах измерения, принятых в учете (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).
На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны (абз. 4 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).
На основании инвентаризационных описей (актов) по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтерией составляются сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).
При компьютерной обработке результатов инвентаризации сличительная ведомость также может формироваться (частично заполняться) в бухгалтерской программе и передаваться инвентаризационной комиссии для урегулирования расхождений.
Организация может использовать унифицированные формы сличительных ведомостей, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Их всего две: сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма N ИНВ-18) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).
В формах N N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, применяемых при инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно, объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (Указания по применению и заполнению форм).
По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (может применяться унифицированная форма N ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ их урегулирования.
См. дополнительно:
- каковы особенности применения формы N ИНВ-26.
См. образец ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Унифицированная форма N ИНВ-26.
Организация может разработать собственные формы первичных учетных документов по инвентаризации. При разработке собственных форм первичных учетных документов можно взять за основу унифицированные формы, добавив или удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Также следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
См. образцы документов по инвентаризации.
Вопрос: Каковы сроки хранения инвентаризационных описей?
Ответ: Сроки хранения инвентаризационных описей не могут составлять менее десяти лет (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, ст. 427 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). Аналогичное требование по хранению относится ко всем документам об инвентаризации активов, обязательств, включая протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные акты, ведомости. Исключение из общего правила составляют документы, относящиеся к инвентаризации движимого имущества, в том числе ТМЦ. Срок их хранения составляет пять лет.
О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов см. Информацию Минфина России N ПЗ-13/2015.
1.9.15. Отражение в учете результатов инвентаризации
Зачет недостач излишками по пересортице
Учет недостач
Учет излишков
Списание основных средств и товаров
Списание задолженности
1.9.15.1. Зачет недостач излишками по пересортице
при инвентаризации
При возникновении излишков и недостач в результате пересортицы их зачет может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материально-производственных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации).
Оформление пересортицы подтверждают следующие документы:
- инвентаризационная опись (может применяться унифицированная форма N ИНВ-3), в которой недостача МПЗ одного номенклатурного номера отражается по одной строке описи, а излишек другой номенклатурной позиции - по другой строке;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (может применяться унифицированная форма N ИНВ-19, в которой для отражения пересортицы предусмотрены графы 18 - 23);
- подробные объяснения материально ответственного лица о допущенной пересортице (абз. 2 п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации);
- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (может применяться унифицированная форма N ИНВ-26);
- приказ об утверждении результатов инвентаризации. Решение о зачете недостачи излишками принимает руководитель организации, которому инвентаризационная комиссия представляет на рассмотрение предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия МПЗ и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).
Учет пересортицы осуществляется в аналитическом учете посредством зачета материально-производственных запасов одного наименования с разными номенклатурными номерами.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
При инвентаризации выявлена пересортица МПЗ | |||
Стоимость недостающих МПЗ зачтена в счет выявленных излишков | Сличительные ведомости, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Приказ об утверждении результатов инвентаризации | ||
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц и отражается по кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба").
В случае когда конкретные виновники пересортицы не установлены, указанные разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и списываются в организациях с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на счета учета затрат на производство (расходов на продажу). В протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
См. дополнительно:
- каковы особенности применения формы N ИНВ-26;
- как списать недостачи, выявленные при инвентаризации.
В налоговом учете зачет стоимости недостач излишками при пересортице не предусмотрен (Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61228).
1.9.15.2. Учет (списание) недостач,