Глава 3. Пути решения проблемы




 

Проблема, ранее описанная во второй главе, требует решения. В третьей главе будут предложены некоторые возможные пути решения и описаны действия государства, предпринятые по этому вопросу.

Чтобы устранить незаинтересованность новых кадров в научных исследованиях и, заодно с этим, низкую заработную плату специалистов, государство в будущем планирует повысить зарплату ученным с уже имеющимся стажем до 30 тыс. рублей, а молодым специалистам до 15 тыс. рублей. Это должно мотивировать новые кадры и удерживать «взрослое поколение» на своих местах работы. [16]

Профессор Оболянский по поводу этого заявляет: «Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью отток кадров, нужно повысить социальный статус молодого учёного и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном российском обществе. Нужно с детства воспитывать у ребёнка патриотические чувства к своей местности, своей стране.» [16]

Так же, чтобы обеспечить новыми кадрами не совсем престижные места работы (деревни, поселки, маленькие, северные или достаточно отдаленные города), где в них случается необходимость, некоторые ВУЗы заключают договора с местными предприятиями. Условием этих договоров является то, что студенты ВУЗа после его окончания отправляются на заранее оговоренный срок работать в те места, где находятся эти самые предприятия. На новых местах жительства и работы выпускникам безвозмездно выдается жилье, тем самым мотивируя их остаться на родине. Не лишним было бы увеличение числа ВУЗов с подобной практикой.

Безусловно, мотивация ученых не покидать родину поможет искоренить проблему, но не стоит забывать о специалистах, все же мигрировавших за рубеж. Необходимо создавать специальные государственные программы, направленные на возвращение покинувших страну ученых. Эта программа должна быть направлена так же и на студентов, получавших образования за границей, если внимание будет заострено на выпускниках, обучавшихся на общественно-гуманитарных специальностях, эффективность программы должна повыситься. Суть заключается в том, что программа должна предлагать создание условий для начала профессиональной карьеры на родине. Она может быть направлена как на мигрировавших из нашей страны специалистов, так и на привлечение на работу в России иностранных мигрантов, пробуждение в них желания идти на сотрудничество с нашей страной. Здесь, в первую очередь подразумеваются студенты из США и студенты, обучающиеся на естественно-технических специальностях.

Стоит так же использовать интеллектуальные ресурсы, работающие и обучающие за рубежом, что называется «научной диаспорой» - термином, возникшим в последние годы. Это уже практикуется в некоторых странах Латинской Америки, ЮАР, Китае и Швейцарии.

Перспективным считается создание специального сайта, где иностранные студенты, а так же сами мигранты из России могли бы получить необходимые консультации по интересующим их вопросам, находиться в курсе того, как обстоят дела в российской науке.

Есть вероятность, что объединение заинтересованных не правительственных организаций, федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и профессиональных сообществ, могло бы сыграть в подобном процессе существенную роль. Причина заключается в том, что в подобных объединениях значительно легче производить обмен информацией и взаимодействовать при выработке стимулирующих и адаптационных мер.

Подготовку хороших специалистов производят общеобразовательные учреждения (школы) и учреждения высшего профессионального образования (ВУЗы). Некоторые из проведенных в последнее время министерством образования реформ в системе среднего и высшего образования негативно сказываются на качестве обучения. Выпускаясь из школ, а затем и из университетов, молодые кадры либо не обладают достаточным уровнем знаний, ибо не имеют их вообще. Из этого следует, что некому идти работать в научную сферу. Повышение качества образовательной системы приведет к большему количеству готовых к работе выпускников, которые в дальнейшем будут улучшать показатели России в мировом рейтинге и мотивировать мигрантов вернуться на родину.

Стоит так же создать программу, дающую молодым ученым уверенность в своем будущем, это является хорошим мотиватором. В программу необходимо включить такие предложения, как предоставление постоянного качественного жилья, наличие различных льгот и выгодных предложений, достойных условий труда и оплаты работы. Последнее немаловажно, ведь заработной платы профессора едва хватает, чтобы прокормить семью, а по сравнению с развитыми странами в России труд ученых оплачивается в 40 -50 раз меньше, что заставляет специалистов работать «на износ» на нескольких работах. В льготы же могут включаться, например бесплатное образование для студентов-иностранцев, бесплатное жилье для них и их семей, а также более простое получение гражданства. Такой метод называется «американским» и практикуется в таких странах, как Австралия, Канада, Новая Зеландия, Франция и Великобритания. Направлен он, соответственно не на «зрелых» ученых, а на иностранную молодежь. Для профессионалов высокой квалификации возможно создание специальных виз. Подобный метод практикуется в Японии.

Обращение большего внимания угрозе терроризма и возможности совершения терактов, выделение большего числа средств на борьбу с ними, будет способствовать уменьшению «утечки мозгов» из России в зарубежные страны. Ведь уверенность в собственной безопасности и безопасности семьи располагает к жизни и работе в стране.

Вполне реализуемым является создание на территории России в таких городах, как Москва или Санкт-Петербург, ВУЗов, где обучение ведется на иностранном языке, с последующим обязательным предложением места работы в нашей стране. Здесь же можно отметить реальную возможность заключения контрактов с различными государствами с целью расположения на территории Российской Федерации кампусов и филиалов крупных иностранных университетов.

Дополнительное финансирование науки будет способствовать образованию большого числа новых рабочих мест, где выпускники ВУЗов и иностранные специалисты смогут показать себя, техническому обновлению лабораторий. Возведение их на более современный уровень, что будет давать больше возможностей для исследований и разработок.

В числе крайних мер существует возможность запрета на законодательном уровне миграции из страны специалистов определенных областей. Такая политика практикуется в некоторых странах, являясь действенной. Однако эта же политика может «отпугнуть» иностранных ученых, планирующих миграцию в Россию. К тому же некоторые специалисты находят возможности обойти запреты, например, скрывая свои дипломы, из чего следует вывод, что подобная политика применима только в крайнем случае.

Среди мер, уже предпринятых для уменьшений масштабов «утечки мозгов» из России за рубеж и для предотвращения возобновления этого роста, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путинподписал постановление, которое освобождает высококвалифицированных специалистов, приехавших в Россию на работу сроком до 90 дней, от необходимости вставать на учет по месту пребывания.

Это постановление было подписано 4 августа прошлого года. Граждане данной категории, которые уже были зарегистрированы «в случае их передвижения по территории страны и при прибытии на новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности вставать на учет по новому месту пребывания». При этом от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства освобождаются иностранцы, которые участвуют в государственной программе по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.[20]

Очень многое зависит от молодежи. Немаловажным является дать понять подрастающему поколению, что работать в своей стране почетно, что страна нуждается в них, ведь с обыкновенных деревнях и поселках наблюдается острая нехватка молодых специалистов.


Заключение

 

Темой данной курсовой работы была международная миграция рабочей силы. Были определены задачи и проблема.

Выполнив поставленные задачи, мы выяснили:

· сущность мирового рынка рабочей силы;

· основные понятия, необходимые по данной теме;

· какие страны являются крупными центрами притяжения мигрантов;

· основные особенности;

· положительные и отрицательные для обеих сторон, причины и последствия возникновения миграции.

Также в работе была рассмотрена проблема «утечки мозгов» из России, ее причины и последствия. Были предложены пути решений это проблемы.

Причинами «утечки мозгов» можно назвать:

· тот факт, что науке в Российской Федерации не уделяется достаточного внимания;

· низкие заработные платы научных сотрудников;

· научный и материальный успех мигрировавших за границу ученых-соотечественников;

· нет необходимого финансирования научной деятельности;

· нет достаточного технического и приборного оснащения лабораторий;

· выпускники ВУЗов не считают работу в этом направлении престижной.

Последствиями «утечки мозгов» являются:

· убытки государства в связи с миграцией ценных научных кадров и высококвалифицированных специалистов в страны с большим уклоном на научную сферу;

· распад научных школ;

· снижения качества жизни;

· около половины людей, вовлеченных в НИОКР, не являются исследователями как таковыми.

Чтобы вытянуть страну из подобного плачевного состояния, были предложены следующие меры:

· правительство заявляет, что повысит заработную плату молодым и опытным ученым, чтобы повысить популярность специальности;

· заключение контрактов между ВУЗами и предприятиями;

· дать понять молодым специалистом, что страна нуждается в них;

· создание специальных программ, направленных на возращение мигрировавших ученых, и соответствующих Интернет-ресурсов;

· создание специальных виз для профессионалов с высоко квалификацией;

· борьба с угрозой терроризма.


Библиография

 

[1] Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Грачева Г.А. Индикаторы науки: 2011 - стат. сбор. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011 - 368 с.

[2] Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для Вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 - 375 с.

[3] Россия и страны мира. 2008: Стат. сб., М: Росстат, 2008. - 361 с.

[4] Россия и страны мира. 2010: Стат. сб., М: Росстат, 2010 - 372 с.

[5] Экономика: учебник/ под ред. Булатова А.С. М.: Юристъ, 2002 - 869 с.

[6] <https://gendocs.ru/v16667/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_-_%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>

[7] <https://opec.ru/1246560.html>

[8] <https://russian-world.info/utechka-mozgov>

[9] <https://uchebnik-besplatno.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/pokazateli-trudovoy-migratsii.html>

[10] <https://www.ereport.ru/articles/mirecon/labour.htm>

[11] <https://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-migraciya-rabochey-sily.html>

[12] <https://www.olegarin.com/olegarin/Naucno-tehnologiceskij_potencial_Rossii.html>

[13] <https://www.radtr.net/dergi/sayi1/faranosov.htm>

[14] <https://www.debtexpert.ru/debts-531-1.html>

[15] <https://www.ng.ru/science/2010-12-22/11_intervention.html?mpril>

[16] <https://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/2-g2-3.htm>

[17] <https://expert.ru/2011/08/8/pravila-intellektualnoj-migratsii/>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: