На втором году обучения дети становятся более самостоятельными: сами едят, пьют из чашки, участвуют в одевании и раздевании (некоторые дети обходятся минимальной помощью взрослого).
. Они любят играть с игрушкой, не мешая друг другу, и т. д. Все более заметным становится особое, ласковое отношение к кукле-дочке. Воспроизводя с ней различные игровые отобразительно-бытовые действия, дети мастерят ей кроватку, стол, стульчик, используя некрупный строительный материал.
В течение года по мере накопления конструктивного опыта дети значительно обогащают свои практические возможности, и строительная игра занимает в их жизни более существенное место.
Вообще в этот период жизни у детей очень выражено желание вступать друг с другом в деловые контакты, не только эмоциональные, но и речевые. Стремление к общению — это новое, что возникает под влиянием направленного обучения, прежде всего различным видам практической деятельности, а также в процессе повседневного общения со взрослыми и сверстниками. На этом этапе большинство детей становятся отзывчивыми на похвалу, огорчаются от неудачи или порицания, им небезразлично, как оценивает их работу взрослый; они начинают стремиться к похвале. Соорудив в свободное время постройку, дети, как правило, показывают, ее взрослому, пытаются привлечь его внимание к продукту своей работы.
На втором году обучения интенсивно идет овладение операционально-технической стороной деятельности, развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуются движения рабочей руки. Ее движения с каждым разом становятся более ловкими, точными, техничными. Ребенок все более ловко совершает различные действия поворачивания, накладывания, совмещения, неумение осуществлять которые приводило ранее к разрушению еще не законченной постройки.
|
Детям предстоит многому научиться в течение года, многим овладеть. И сделать это они могут только с помощью взрослого. Чему же следует учить умственно отсталых детей второго года обучения на занятиях конструированием?
Программа второго года обучения не начинается сразу с предложения нового материала. Почти весь первый квартал включает материал, освоенный детьми в предшествующий год. После летнего перерыва многие дети что-то забыли, утратили какие-то навыки и пр-Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к усложнению и продолжению работы, следует в достаточно сжатой форме «пройти» программу первого года обучения (вспомнить основные постройки, варианты конструкций на одну тему, последовательность анализа образца, терминологический словарь и т. п.).
Новый материал целесообразно вводить, со второго квартала. На протяжении года уделяется особое внимание выработке у воспитанников направленности на воспроизведение конструктивных особенностей объекта в зависимости от его функционального назначения. Предлагается серия занятий по освоению большой темы «Здания;», в ходе прохождения которой дети знакомятся с разными зданиями: жилыми домами, детским садом, магазином, школой и другими, убеждаются в тесной связи между строением конструкций и их практическим назначением.
Программой предусмотрено проведение нескольких занятий по ознакомлению детей со схемой тела человека и животных при помощи складывания разрезных картинок и сборки разборных игрушек. Эти виды работы способствуют формированию у умственно отсталых детей представления об объекте и его предварительного образа.
|
Новым является выполнение заданий по графическому образцу. До сих пор в качестве образца выступала лишь объемная конструкция. Графические образцы введены для усиления коррекционно-развивающейся роли конструирования, для формирования у детей умения действовать с моделями «второго порядка». Выполнение заданий по графическим образцам обеспечивает наиболее эффективное овладение дошкольниками-олигофренами представлением о соотнесении плоского (двухмерного) и реального (трехмерного) пространства, умением «читать» контурные изображения, понимать содержание каждой модели и выполнять постройку, точно следуя графическому заданию.
На протяжении всего года программа предусматривает продолжение работы по сенсорному воспитанию детей. Усложняются элементы дидактического материала: обогащается речевой материал; разнообразятся виды работы. По-прежнему большое место уделено непредметному конструированию по образцу, однако вводится и словесное инструктирование (выполнение действий на перемещение элементов по словесному указанию взрослого).
На втором году обучения работы по выполнению программы подчиняются не тематическому ее прохождению, а формированию самого механизма деятельности, ее ориентировочного и исполнительского этапов. На каждом занятии решаются задачи обеспечения, формирований, развития у каждого умственно отсталого
|
и прочее, что может понадобиться для укрепления иллюстративного материала, образцов. Выполнение заданий по образцу применяется при проведении упражнений в непредметном конструировании, где подражание уже почти не применяется (если только не добавляются новые фигуры). Образцы здесь могут быть как объемными, так и плоскостными (графическими). На втором году обучения детей начинают учить выполнять задания и по словесной инструкции. Действия воспроизводятся детьми только на знакомом материале, а вот содержание их зависит от самой словесной просьбы. Так, для того чтобы закрепить знание слов-названий, обозначающих направления движений (вверх —- вниз, вперед — назад, в сторону), упражнять детей в употреблении этих слов, вводятся игры-упражнения, в ходе которых дети не только перемещаются сами, но и учатся действовать соответствующим образом с разными дидактическими материалами и игрушками. Практика показала, что именно такие игры и упражнения перед непосредственным проведением основного занятия дают большой эффект для последующей конструктивной деятельности. Усиливается также и роль словесного отчета каждого ребенка о содержании проделанной работы. |
ребенка желания конструировать, лучше выполнить задание, сделать постройку красивой, использовать ее в игре с другими игрушками, вместе с другими детьми. Значительно возрастают требования к усвоению речевого материала на занятиях конструированием. Эти требования касаются не столько усвоения лексики, сколько введения ее в активную фразовую речь. Как и ранее, все занятия конструированием должны проходить при максимальной обеспеченности игровой мотивации детской деятельности. Усиливается также связь конструирования со строительными и сюжетными играми детей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРАЖАНИЯ, ОБРАЗЦА
И СЛОВЕСНОГО РУКОВОДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
Рис. 2. Разные конструкции жилого дома из одних строительных деталей. 2 а. Строительный и дидактический материал к графическому образцу. _ 1) бруски, 2) окна, 3) плоские четырехугольники, 4) двери. |
На втором году обучения используются все перечисленные методы, однако несколько меняется их соотношение. Дело в том, что дети достаточно много умеют делать сами, поэтому имеющиеся знания, умения и навыки следует использовать для формирования новых. Надо очень внимательно и требовательно подходить к определению методов выполнения задания. Так, если дети уже справляются с заданием по постройке здания детского сада по образцу, то нецелесообразно давать конструирование, например, школы, используя подражание. В каждом конкретном случае исходят из того, что дети должны сделать самостоятельно, а что — с помощью педагога.
Конструирование по подражанию используется значительно реже, уступая место работе по образцу. Но и подражание, и образец вдумчивый педагог будет использовать творчески, в зависимости от способностей ребенка и степени его развития. Не следует тормозить развитие ребенка, удерживать его на том уровне деятельности, который он, по существу, уже «перерос».
Подражание можно использовать наряду с образцом в тех случаях, когда детям предлагается принципиально новая конструкция знакомого объекта, новый объект, конструкция с достаточно дробным строением и т.д. Со «слабыми» детьми допустимы даже и совместные действия, хотя на втором году они применяются, главным образом, в плане индивидуального обучения либо в процессе оказания индивидуальной помощи.
Графические образцы для конструирования должны быть приготовлены заранее (лучше всего, если они будут храниться целым набором в методическом кабинете), выполнены на белом картоне, ватмане тушью или фломастером черного цвета. Следует позаботиться о том, чтобы графические образцы точно воспроизводили пропорции объекта в зависимости от того материала, который предлагается детям для практической работы. К каждому образцу готовится также и дидактический материал (рис. 2, а).
Образцы должны быть такими, чтобы не допустить усложнения работы детей из-за трудностей восприятия, расположения образца и т.д. В групповых комнатах должны быть подставки, доски
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
На втором году обучения конструирование дефектолог проводит один раз в неделю. Продолжительность занятия 20—25 минут. Занятия проводятся только в утреннее время по подгруппам. В групповой комнате, где дефектолог проводит занятия, должны быть настенные доски (обычная и магнитная)! Большая настенная доска используется педагогом для выполнения' меловых изображений по ходу предварительной работы, объяснения, беседы, при подведении итога. Фланелеграф и магнитная доска нужны для работы по моделированию целого из частей перед практическим конструированием, для различных построек и т. д.
Что же касается создания условий для конструирования детей в свободное от занятий время, то можно сказать, что, по сравнению с первым годом обучения, здесь нет каких-то разительных перемен. Остается в силе требование о количестве строительных наборов, их разнообразии, об обязательном наличии крупного строительного материала для использования его в коллективных строительных играх.
В отличие от младших дошкольников, дети этого возраста, проявляют интерес и к другого рода конструкторам. Очень желательно приобрести такие пластмассовые конструкторы, принцип действия которых предельно прост: их элементы легко соединяются и разъединяются (эти элементы могут быть цветкообразными, пластинчатыми с шипами и углублениями). Их можно сложить в причудливую композицию, можно придать предметность. Такие материалы располагаются на столах (это может быть их постоянное место, но можно их просто выкладывать на обеденные столы для индивидуальных игр детей). Опыт показывает, что дети с большим увлечением конструируют из некрупных пластмассовых деталей.
Особое внимание уделяется обеспечению строительной игры. Прежде всего это касается выделения специального места, где можно развернуть строительную игру и некоторое время не убирать сооружение, чтобы можно было наиграться постройкой. Однако не рекомендуется и загромождать, например, ковровое покрытие замысловатыми пирамидами, с которыми никто не играет, они пылятся, никому не доставляя радости, но отнимают жизненное пространство у детей и лишают их, по существу, и самих материалов для строительной игры.
Строительный материал должен быть размещен в групповой комнате очень разумно. Например, нерационально, да и просто неудобно, если он находится совсем рядом с комнатой куклы. Место для строительной игры нужно выбрать там, где есть рядом игрушечный транспорт, пространство для передвижения, для игры вдвоем, втроем, небольшой группой. Следует помнить, что нередко затрудненность доступа к строительным материалам приводит к тому, что дети не очень охотно выражают самостоятельное желание начать игру. И напротив, когда материалы «под руками», они как
бьг располагают к игре, и в этой части комнаты всегда царят игры и оживление.
Говоря об организации и оснащении занятий, нельзя не остановиться на том, что занятия по конструированию требуют достаточно большого количества индивидуального материала. Если на первом году обучения речь шла в основном о строительных материалах фабричного изготовления, то на втором потребуется много такого материала, который нужно изготовить самим. Это касается как графических образцов, так и сборно-разборных игрушек.