РАБОТА СО СБОРНО-РАЗБОРНЫМИ ИГРУШКАМИ




. Конструирование сборно-разборных игрушек является новым видом работы, который вводится на втором году обучения. В процессе овладения умением собирать части в целое («ремонтировать» игрушки) дети знакомятся с основными особенностями строения фигуры человека и тела животных, с приемами соединения отдельных элементов, учатся узнавать целое по отдельным частям, создавать целостный образ объекта.

Задача формирования у умственно отсталых детей представления о принципах построения человеческой фигуры и тела животных является чрезвычайно важной и нелегкой. Известно, что в условиях нормального развития дети дошкольного возраста чрезвычайно внимательны к человеку. Люди, их занятия и отношения в восприятии детей значительно эмоционально окрашиваются, становятся центром детской игры, построенной на отражении того, что воспринимает маленький ребенок.

Однако, наблюдая за играми умственно отсталых дошкольников, мы видим чрезвычайно скудное отражение в них жизненных ситуаций. Дети-олигофрены многого не видят, не замечают. Человек не является для них предметом особого интереса.

соединения частей в данных игрушках можно пользоваться также пластилиновыми нашлепками: детали соединяются путем прижимания. Иногда игрушки делают своими руками из поролона. В одном из учреждений мы видели поролоновых животных, куклу, мальчика, дедушку. Технология изготовления таких фигурок не очень сложна, но требует определенных способностей. Куску поролона ножницами придается форма головы, туловища, рук, ног (при изготовлении, скажем, куклы). Внутрь каждой детали вставляется проволочный каркас, что придает твердость и одновременно гибкость. Проволока заканчивается петлей на одном конце и крючком на другом. Поролоновые игрушки можно покрасить, они становятся Y очень привлекательными. Конструирование сборно-разборных игрушек следует проводить в «гиде «ремонта» поломавшихся в ходе игр зверей и кукол. Дело в том,.что у некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью можно наблюдать склонность к разрушениям, агрессивным вспыш-

Отсутствие подлинной заинтересованности жизнью окружающих находит свое отражение и в их рисунках. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они почти не изображает человека и животных. Это оказывается для них возможным и доступным лишь при особой организации обучения, которое включает в себя ознакомление с построением фигуры человека и тела животных, что необходимо даже нормально развивающимся детям. Поскольку программы массового детского сада тоже довольно долго не включали изображение человеческой фигуры ввиду ее достаточной сложности, дети нашли выход сами, они «изобрели» свое детское, примитивное изображение человека — «головонога», у которого' имеются только голова и отходящие прямо от нее ноги. «Головоног» ставится в центр детского рисунка с самого начала рисования.

Дети с интеллектуальной недостаточностью не изобретают таких изображений без специального обучения, тема «Человек, его занятия, труд, отношения» ими как бы игнорируется. Включение же в программу предложенного вида работы существенно помогает детям в преодолении многих трудностей, связанных с изображением человеческой фигуры. Работа со сборно-разборными игрушками способствует формированию у детей представлений о конструктивных особен-


 

ностях живых объектов, развивает и уточняет ориентировку детей. в схеме человеческого тела.

Конструирование сборно-разборных игрушек занимает примерно треть всего времени, отведенного на данный раздел. Таким образом, в квартал проводится три-четыре занятия. Если педагог видит, что дети испытывают трудности в данной работе, то он учитывает это при планировании работы.

Чтобы занятия проходили интересно, нужно позаботиться, о наглядных пособиях, а именно о сборно-разборных игрушках. Фабрики, на которых изготавливают игрушки, в последнее время освоили выпуск сборных петушков, Буратино и др. Однако использовать их в качестве учебного пособия на занятиях не очень удобно из-за громоздкости, а также из-за сложности имеющихся в них соединений (часть из них включает элементы завинчивания). Поэтому (обычно сборно-разборные материалы педагоги готовят сами.

Хорошие учебные игрушки можно изготовить из небольших по размеру мягких игрушек: зайчиков, мишек, белок и других зверьков. При подготовке пособий для ознакомления со строением тела животных нужно позаботиться о том, чтобы эти же игрушки могли быть использованы и для демонстрации позы (например, мишки, стоящего на задних лапах и на всех четырех). Целые игрушки осторожно разъединяют: отделяют лапы и голову. На местах соединений пришивают кнопки или петли с пуговицами. Иногда удобными оказываются петли и крючки. В каждом конкретном случае надо подумать, какой вид креплений будет самым подходящим. сборно-разборная игрушка готова. Такие игрушки нужно сделать для каждого ребенка (чтобы обеспечить всех детей в подгруппе). Для этой цели используют также и пластмассовые игрушки, продающиеся в магазинах в достаточном ассортименте. Разъединение частей делается разогретым ножом. Туловище осторожно отделяют от конечностей и. головы. Отверстия, получившиеся в результате отделения частей, нужно заделать, приклеив «липучки». Для


кам, негативному поведению. Поэтому занятия со сборными игрушками следует направлять на коррекцию этих недостатков, пробуждая у ребенка желание восстановить, починить игрушку, с тем чтобы ею вновь можно было играть. Иначе занятия могут обернуться совсем иной стороной и оказаться бесполезными, даже вредными, так как только усилят те отрицательные склонности воспитанников, которые нужно сглаживать и преодолевать.

Обучая детей конструированию целого, их внимание привлекают к различению передних и задних лап у животных, рук и ног, головы и туловища у человека, ориентируясь при этом на существенные признаки. Знакомя детей с конструированием сборно-разборной куклы, полезно использовать специально сшитую куклу наподобие Евы из спектакля «Сотворение мира», применять шуточные приемы, когда вместо рук Еве «прикрепили» ноги (ведь такая ошибка у детей встречается довольно часто).

Перед конструированием целого полезно проводить упражнения по опознаванию целого по отдельным частям. («Мы сейчас будем ремонтировать игрушки, но сначала надо разобраться, какие части здесь от куклы, а какие от зайца»)* Дети стараются догадаться, к какой из игрушек относится та или иная деталь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: