Пример занятия по конструированию (подготовительный период)




Тема. Сделаем для дочки комнату.

Цель. 1. Пробуждать у детей интерес к конструированию.

2. Учить выбирать фигуры и передавать их пространственное расположение по образцу.

3. Формировать понимание функциональных свойств предметов.

4. Учить обыгрывать постройки.

Материал. Набор строительного материала М. П. Агаповой, маленькая куколка в одежде, фигуры: бруски, кирпичики, арки, пластины (7 комплектов — каждому ребенку и взрослому).

Этапы занятия. 1. Оргмомент.

2. Подготовительные упражнения (игра «Как расположена фигура»).

3. Конструирование учителем-дефектологом кроватки, диванчика (чтобы спать, лежать), кресла, стула (чтобы сидеть), шкафа (платье вешать), с подробным речевым сопровождением.

4. Совместное обыгрывание построек.

5. Итог.
Ход занятия.

1. «Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе».

2. Педагог ставит перед каждым ребенком и перед собой подносик с фигурами («Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, назы­вают. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите арку. Расположите (поставьте, положите) ее вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно. Сережа, помоги Ане. А теперь переверните вот так...» и т. д.). Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой, третьей... После этого строительные детали складывают в коробку и убирают.

 

3. Педагог выставляет на стол ящик с деревянным строительным набором и куколку: «Это наша дочка. Спросите у нее, как ее зовут. Спросим все вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя; Это Таня. Дочку зовут Таня. Таня, хочешь, мы сделаем тебе комнату? Ты любишь сидеть на стульчике? Я сейчас сделаю тебе хороший, удобный стул (из кубика и кирпичика мастерит стул, усаживает на него Таню). Что я построила? — Стул.— Спросим у Тани, удобно ли сидеть». (Все хором отраженно спрашивают.) Таким образом педагог создает из деревянных фигур различные предметы мебели, постоянно обращаясь к кукле, разговаривая с ней и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).

4. Игра с дочкой. Таню укладывают на кроватку («Ложись, Таня! Таня спит, лежит, отдыхает. Таня, вставай, иди ко мне...»). Педагог, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей стремление быть заботливыми мамой, папой.

5. Педагог обращается к детям: «Понравилось вам играть с дочкой? Хорошие мы смастерили, для нее стул, кровать?.. Что мы для нее построили, что это... это... это?.. Мне тоже очень понравилось. В следующий раз я покажу вам разные кроватки, диванчики, сделаем ей телевизор... Хотите? Хорошо».

Примечание: на следующих занятиях можно сооружать комнату вместе с детьми, вовлекая их и в сам процесс конструирования. Важно, чтобы дети подчиняли свои действия главному — сделать для дочки удобные предметы, разговаривали с ней и т. д. В ходе последующих занятий педагог показывает, что и диванчик, и стул, и шкаф можно строить по-разному (варианты построек), использует различные наборы («Малышам» и пр.).


 




СОДЕРЖАНИЕ И МЕТ0ДЫОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Подготовительные игры и упражнения. Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете те пространственные свойства, которые должны быть отражены в конструкции. Поэтому их надо познакомить с формой, величиной, расположением предметов и их частей, научить пользоваться способами выделения перечисленных свойств. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения, направленные на развитие у умственно отсталых дошкольников восприятия пространственных свойств объектов, то есть обеспечивающие сенсорное развитие.

Игры и упражнения проводятся обычно в самом начале занятия и занимают от пяти до семи минут. Затягивать время проведения игр и упражнений не следует, так как основная часть занятия должна быть посвящена обучению детей действиям с конструктором, что требует использования результатов восприятия. Поэтому важно эффективно тратить отведенное на игры время: заранее готовить наглядный материал, давать его детям в нужном количестве и т. д.

Игры на ознакомление с формой. Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. Форма является опорой при опознавании предмета и составляющих его частей, а также необходимым свойством, которое прежде всего важно для построения любого изображения, в том числе и конструкции.

Ввиду большого отставания в овладении предметными и игровыми действиями, в ходе которых происходит развитие практической ориентировки на указанные свойства, умственно отсталые дети к началу дошкольного возраста не умеют зрительно воспринимать форму и отношения по величине, а также выполнять практические действия, требующие учета их свойств (например, закрывание коробочек разной формы, вталкивание геометрических фигур в соответствующие отверстия, складывание матрешек, кубиков-вкладок и т.д.).

Поэтому сначала внимание детей привлекают к форме предметов как к их существенному признаку. Это наиболее эффективно происходит в ходе практических действий. Форма предметов при этом связывается с характером, производимых действий и с функциональными особенностями предмета. Например, в ходе дидактической игры «Что катится, а что не катится» дети знакомятся с округлыми и угловатыми формами. В качестве «эталонов» берут кубики и шарики. Дети ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков, говорят, что «шарик круглый», а «кубик—не круглый, у него углы». Затем кладут шарики и кубики на наклонный желоб, по которому в корзинку скатываются только, шарики, а кубики остаются на столе. Воспитатель все время фиксирует внимание детей на том, что «шарик катится, потому что круглый», «кубик не катится, потому что у него углы».


\

Даже в тех случаях, когда ребенок сразу говорит, что катится и почему, он должен проверить свои слова действием и убедиться в их правильности или ошибочности. Такая практическая проверка не только обращает внимание детей на форму предмета, но и делает само восприятие формы более осознанным. Форма при этом становится для ребенка значимым признаком предмета.

После практического ознакомления с формой детей начинают учить таким действиям восприятия, как соотнесение форм и выбор по образцу. Эти игры направлены на то, чтобы научить детей различать формы при значительном их отличии друг от друга, а также выбирать из 2—5 ту, которая составляет пару к предъявленному образцу. Такие действия (их называют действиями идентификации) можно проводить не только на знакомом материале. Когда, например, дети начнут понимать сущность заданий, можно вводить и другие формы: дети будут соотносить их без называния, на уровне восприятия. Приведем пример такой игры — «Найди пару».

Перед каждым ребенком лежат три карточки с изображением круга, квадрата и пятиугольника (звезды). Изображения выполнены методом аппликации, одинаковые по цвету и размеру. У них только один различительный признак — форма. Педагог предъявляет карточку-образец, а дети находят такую же и показывают ему. В качестве образцов используются карточки такого же размера, как и у детей, если предъявление происходит с маленького расстояния. Когда же взрослый показывает образец, стоя у стены, доски, то образцы должны быть крупнее. Дети находят и показывают «парную» картинку, взрослый подводит итог, сопоставляет жестом: «Правильно, картинки одинаковые. Здесь нарисован кружок, и здесь кружок».

Важно также научить умственно отсталых малышей соотнесению объемных и плоскостных фигур. Начинают с самых простых эталонных форм — шара и куба, круга и квадрата. Сразу дают названия «шар» и «куб» (шарик и кубик). На этом этапе плоскостные формы круг и "квадрат дети могут назвать шаром и кубом, воспринимая их как изображения объемных предметов. Игры на соотнесение объемных и плоскостных форм направлены на обучение различению форм, узнаванию предмета в изображении, использованию сопоставительного жеста (это кубик, это тоже кубик), подкладыванию плоскостной формы к объемной, выбору из ряда, называнию форм. Например: перед каждым ребенком на столе находятся шарик и кубик одного цвета и размера, а также четыре картинки с изображением кубиков и шариков (этого же цвета и размера). Картинки лежат изображением вниз. Взрослый предлагает детям взять одну картинку и положить ее к соответствующему предмету («Подумайте: куда положить эту картинку? Кладите»). При ошибке в подкладывании педагог привлекает внимание ребенка к картинке: «Посмотри: что это нарисовано? Правильно, шарик. А здесь где шарик? Покажи. Правильно. Куда же положить шарик? Покажи. Теперь положи». Следующую карточку ребенок должен


 



:il


положить самостоятельно. Сопоставляет жестом, подкладывает, называет.

При проведении указанных игр взрослый помогает ребенку, привлекая его самого к исправлению ошибки. Это позволяет обучать детей не только самостоятельно решать поставленную перед ними задачу соотнесения форм в условиях выбора, но и овладеть необходимыми способами этого соотнесения. Взрослый лишь направляет их действия.

Одной из распространенных ошибок в ходе проведения этих игр-упражнений является следующая. Взрослый с самого начала формулирует задание таким образом, что решение дается в готовом виде: «Положите кубик к кубику, а шарик к шарику». В данном случае как бы снимается задача выделения формы как признака, по которому соотносятся предметы, и остается неясным, обратил бы ребенок внимание на форму этих предметов, если бы не было прямого указания взрослого. Вместе с тем чтобы конструировать, ребенок должен выделять в предмете форму, самостоятельно видеть ее, вычленять из других свойств.

Игры на идентификацию типа «Что сюда подходит?», «Найди пару» по мере обучения можно значительно разнообразить. Уже на первом году обучения можно вводить множество других форм, например треугольник, овал, прямоугольник. При этом не следует ориентироваться на то, знают ли дети названия указанных форм. Названия от них можно не требовать, но называть формы с тем, чтобы дети слышали эти названия, необходимо. Чтобы запомнить нужные названия, ребенок должен их слышать, а такой возможности на других занятиях у него мало. А с названиями «параллелепипед», «треугольная призма», «овоид» можно поступать следующим образом — давать более «детские» названия, например «коробочка», «крыша», «огурчик», то есть используют названия материальных предэталонов. Это характерно для определенного периода развития и нормально развивающихся детей, правда, этот период быстро проходит под влиянием обучения и запоминания названий форм-эталонов.

Особую группу составляют игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Сначала в качестве образцов используют объемные фигуры, затем — плоские (контурные). Дети подбирают к заданному образцу игрушки, «похожие на шар, на яичко, на коробочку». В качестве образцов посте­пенно можно вводить и такие формы, как «огурчик», ориентируя детей на некоторые особенности округлых форм.

Когда дети научатся подбирать форму по образцу, можно познакомить их с самой простейшей группировкой по двум образцам. Даже самая элементарная группировка предметов или фигур значительно совершенствует ориентировку детей на форму, способствует развитию восприятия и мышления.

Так, например, уже на первом году обучения детей можно познакомить с группировкой предметов по двум образцам с самостоятельным выделением ими различительного признака и отвлечением


от функционального назначения этих предметов. Рассмотрим это на конкретном примере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: