Эффективным приемом изучения законодательных актов является последовательное рассмотрение основных стадий его подготовки. Изучение подразумевает выявление как можно большего количества списков источника, прочтение исследуемого текста в каждом списке, датировку списка, определение «конвоя», т.е. состава юридического сборника, в котором может находиться законодательный источник. Сопоставление содержания акта и его формы может дать дополнительную информацию о направленности закона и целях его создателей.
Революция 1905 года показала, что власть должна идти на уступки, и поэтому сделали «Манифест 17 октября 1905 года» который вводил гражданские свободы, организовал законодательный орган – Государственную Думу, ограничивающую власть монарха. 11 декабря 1905 издан указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу», определяющий избирательные курии и соотношение голосов. 23 апреля 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», который превратил Государственную Думу из законодательного органа в законосовещательный.
Классификация законодательных актов: Манифест, реформа, приказы, указ,
Документы министерской системы делопроизводства. Специальные системы делопроизводственных источников.
Законом 1811 г. «Общее учреждение министерств» определялось единообразие организации и делопроизводства центрального аппарата ведомств. Каждое министерство должно было иметь следующую структуру: во главе — министр с товарищем (заместителем), при министре — канцелярия и совет (совещательный орган «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения»). Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые подразделялись на отделения. Последние, в свою очередь, делились на столы. В основу организации деятельности министерств был положен принцип единоначалия: директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений — директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделений. Министры назначались императором и были ответственны только перед ним.
|
Все поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела (дела, поступавшие на общих основаниях в соответствии с установленным порядком) — донесения, ведомости, представления, переписка и др.; чрезвычайные дела - для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям; дела, «не терпящие времени», или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.
Документы, создававшиеся в процессе «производства дела» можно разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе — «исполнительные бумаги».
По общему закону в каждом департаменте должен был действовать свой архив. В связи с быстротой заполнения этих архивов были созданы архивы для «старых дел». Делопроизводство, «текущий архив» и архив «старых дел» представляли собой как бы систему сит, отсеивающих документы, содержавшие информацию трех уровней: 1) оперативную; 2) определенного срока хранения; 3) постоянного срока хранения.
|
Билет 41. Делопроизводственные источники новейшего времени
Характеристика: понятия
Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Делопроизводственная документация – это сложная система исторических источников, созданных в процессе деятельности аппарата управления государственных учреждений, от функционала которых зависит содержание, форма и конкретных состав документов.
В то же время принципиальное сходство задач организации управления обусловило формирование комплексов делопроизводственной документации, выработку основных разновидностей и вариантов документов.
Знание правил ведения и оформления дел позволяет верно понять и оценить значение информации, зафиксированной в документах делопроизводства.
Зачастую интересующая исследователя информация содержится в нескольких источниках, нередко являющихся разновидностями и вариантами документа. Например, наряду с окончательным вариантом официального письма принято сохранять его проекты. Ясно, что исследователь, которому удалось обнаружить несколько источников, содержащих сведения по одному вопросу, потенциально располагает возможностью получить более полную информацию об объекте изучения.
Принято выделять три основных комплекса делопроизводственной документации второй половины XIX—начала XXI в.:
|
1) документацию государственных учреждений (XIX—XXI вв.);
2) документацию частновладельческих предприятий (XIX—20-е гг. XX в и 90-е гг. XX в. — настоящее время);
3) документацию общественных организаций и политических партий (XIX—XXI вв.).
Необходимость в использовании значительной части информации документов на протяжении длительного времени привела к созданию специальных хранилищ — архивов. Лишь небольшая часть делопроизводственных документов опубликована. Поэтом работа историка с материалами делопроизводства базируется главным образом на документации, отложившейся в архивах. Закономерности, обусловившие ее современный состав и место хранения, намечают пути поиска в архивах источников по определенным темам.
Основные разновидности
В зависимости от целевого назначения и формуляра документа выделяют следующие их разновидности:
1) нормативные документы (учреждения, положения, уставы, стандарты, инструкции, номенклатуры дел и т.п.);
2) протокольную документацию (журналы, протоколы, стенограммы);
3) деловую переписку (предписания, официальные письма, докладные записки и др.);
4) материалы учета документов (регистрационные картотеки, разного рода реестры, журналы и книги входящих и исходящих документов);
5) отчетные документы (отчеты, доклады, балансы и т.д.).
Нормы, определявшие состав и порядок введения делопроизводственной документации Российской империи, нередко содержали законодательные акты. Например, «Общим учреждением министерств» (1811) устанавливался единый порядок ведения документации в центральных государственных учреждениях империи. «в высочайше утвержденном мнении Государственного совета «О товариществах по участкам или компаниях на акциях» (1836) были указаны документы, обязательные для создания и деятельности этой категории частновладельческих предприятий. Устав о промышленном труде (1913) «Свода законов Российской империи включал совокупность законодательно закрепленных норм, определявших взаимоотношения предпринимателей и рабочих в начале XX в., в том числе требование на каждой фабрике и каждом заводе вести по установленной форме перечисленные в законе документы.
В СССР были разработаны общегосударственные стандарты, в которых зафиксированы обязательные требования к содержанию и формам документов, создававшихся в государственных учреждениях, предприятиях и организациях. Задачи, структура и методы работы конкретных учреждений, предприятий и организаций указывались в положениях, утверждавшихся вышестоящими органами государственной власти и управления.
Правила ведения делопроизводства в организациях и выборных органах КПСС, ВЛКСМ, профессиональных союзов определялись их уставами и специальными инструкциями. Например, согласно «Инструкции о делопроизводстве в организациях и выборных органах КПСС», утвержденной Объединенным Пленумом ЦК и ЦКК КПСС 31 января 1991 г. и изданной тиражом 500 тыс, экземпляров, документами организаций и выборных органов партии являлись: постановления и резолюции, протоколы и стенограммы, находящиеся в делопроизводстве и текущем архиве за регистрированные материалы. На основании Устава КПСС и инструкции ЦК и ЦКК о делопроизводстве выборные органы самостоятельно разрабатывали правила и методические рекомендации документационного обеспечения своей деятельности. По окончании календарного года исполненные документы, сформированные в соответствии с архивными правилами в дела, сдавались по акту службу делопроизводства, образуя в ее составе текущий архив.
В государственных учреждениях, организациях, предприятии* СССР, в организациях и выборных органах КПСС и общественных организациях были созданы периодически обновлявшиеся номенклатуры дел, т.е. перечни обязательных документов с указанием срока их хранения. Документы длительного или постоянного срока хранения поступали в архивы. Так, уже в делопроизводстве осуществлялась селекция документов, предопределившая вероятность сохранения одних категорий источников и уничтожения других.
Протокольная документация играла чрезвычайно важную роль в системе делопроизводства. Она была обусловлена коллегиальной формой обсуждения дел в государственных учреждениях XIX—XXI вв., коллективным принятием решений акционерами компаний, членами выборных органов партийных и общественных организаций. Протокольная делопроизводственная документация представлена тремя основными разновидностями документов: журналами, протоколами и стенограммами.
Журналы — традиционная форма фиксирования прений в государственных учреждениях Российской империи. Журналы номеровались. Перед основным текстом указывались: название учреждения, в котором он составлен; дата, председатель и участники заседания.
протоколы, получившие распространение первоначально в делопроизводстве частновладельческих предприятий и общественных организаций, последовательно фиксировали ход заседания. Как правило, в протоколе указывались: его порядковый номер, дата заседания или собрания, присутствовавшие лица или, если речь идет о собрании, количество присутствовавших. Протоколы имели два основных раздела. В первом разделе, озаглавленном «Слушали», излагался ход заседания. Возможны три варианта: 1) в протоколе указаны только повестка дня и фамилии докладчиков (такие протоколы называются «глухими»), 2) в протоколе перечислены также лица, выступившие в прениях, и 3) в протоколе приведена подробная или краткая запись выступлений в прениях. Во втором разделе протокола, озаглавленном «Постановили», фиксировалось принятое по осаждавшемуся вопросу решение.
В Российской империи протоколы составляли одну из основных разновидностей делопроизводственных документов акционерных компаний и политических партий.
Стенограммы заседаний и стенографические отчеты представляют собой последовательную запись всего, что происходило на заседании, включая отдельные реплики. Делопроизводство государственных учреждений Российской империи почти не знало стенограммы. В начале XX в. сложилась практика стенографирования, а затем подготовки и публикации стенографических отчетов о заседаниях Государственной думы Государственного совета. В СССР стенографирование широко применялось как форма записи прений. В настоящее время введение фонозаписи хода заседаний вытесняет стенограмму из практики делопроизводства. Стенографирование включает фиксирование выступлений в ходе заседания при помощи особых значков, а затем расшифровку произведенных записей.
Материалы деловой переписки — неотъемлемая составляющая комплексов делопроизводственной документации. Этим понятием объединена совокупность документов учреждений, предприятий и организаций, посредством которых они осуществляли обмен информацией в процессе выполнения функции управления. Переписка по своей сути всегда представляет собой взаимосвязанную документацию двух или более корреспондентов. В ее основе лежит инициативный документ. Если он создан в делопроизводстве корреспондента, материалы которого изучаются, текст инициативного письма, скорее всего, будет представлен копией с отправленного оригинала. Такая копия имеет специальное название — отпуск. Если же работа ведется с материалами делопроизводства корреспондента-адресата, то там должен отложиться оригинал полученного письма. В любом случае инициативный документ — начальное звено в цепочке деловой переписки, где соседние звенья взаимосвязаны содержанием. Изучение инициативного документа и знание функций, структуры, корреспондентских связей учреждения, в делопроизводстве которого он выявлен, позволяет наметить пути поиска других материалов переписки как в архиве данного учреждения, так и в составе документации его корреспондентов.
Деловые письма в делопроизводстве делятся на две категории: входящие (т.е. полученные) и исходящие (т.е. отправленные). Как входящие, так и исходящие документы должны иметь соответствующие удостоверения: подпись, дату, входящий или исходящий номер. Если этих указаний на документе нет, факт его отправки может быть подвергнут сомнению. Иногда на подготовленном в делопроизводстве документе имеется помета: «Не отправлено».
В Российской империи большое внимание уделялось соблюдению законодательно закрепленных правил делопроизводства, поскольку юридическую силу имели лишь полностью соответствовавшие установленным нормам документы. Например, вышестоящие государственные учреждения направляли в подведомственные организации указы, предписания и приказы. Равные учреждения посылали друг другу отношения, а равные должностные лица, кроме того, официальные письма. Сенат и Синод, а также их департаменты сообщались между собой ведениями, или известиями. Нижестоящие учреждения направляли вышестоящим рапорты и до-ношения. Иерархическая соподчиненность учреждений определяла форму обращения к адресату. При обращении высших учреждений к низшим требовался дательный падеж («Московской казенной палате»), в остальных случаях — винительный падеж («Московская казенная палата»); обращение к должностным лицам зависело от их служебного положения, чина, титула. Для ускорения подготовки документов они создавались на напечатанных типографским способом бланках учреждений.
Личные ноты посылались по вопросам, имевшим важное значение или в 1 порядке информирования о каком-либо событии. Они имеют формулу письма и составлены от первого лица. Под текстом ноты обязательно ставится личная подпись ее отправителя.
Вербальные ноты являются формой дипломатической переписки по текущим вопросам. Текст вербальной ноты составляется в третьем лице и не имеет подписи отправителя.
Памятные записки составлялись с целью предупреждения возможного неправильного понимания толкования устного заявления. Поэтому они должны изучаться вместе с донесением получившего записку дипломата о беседе по затронутому в ней вопросу.
Меморандум — документ, в котором подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса. В отличие от памятной записки меморандум мог посылаться или передаваться без специальной беседы по затронутому в нем вопросу. Специфической разновидностью дипломатических делопроизводственных документов являются тексты тостов на официальных приемах.
При учете входящего документа указывались:
1) входящий номер и дата регистрации;
2) исходящий номер и дата полученного документа;
3) от кого поступил;
4) наименование и краткое содержание;
5) кто направил, резолюция, дата;
6) кому направлен документ на исполнение;
7) подпись в получении (ознакомлении), дата;
8) дата возврата, подпись принявшего документ;
9) отметка об исполнении;
10) номер дела, в котором хранится документ, дата отправки и подпись (или номер акта об уничтожении документа и дата).
При учете исходящих документов соответственно указывались:
1) исходящий номер и дата;
2) количество листов и экземпляров;
3) кому направлен;
4) подпись в получении и номер реестра, контрольного талона и дата;
5) наименование или краткое содержание;
6) кем подписан;
7) номер дела, в которое помещена копия документа;
8) отметка о полученном ответе.