ВЕРНИСАЖ КЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ




 

Идеальная форма - это взаимовыгодный

союз естественности с искусственностью.

 

Подробнее я описываю эти формы в "Умном саде в подробностях". Сейчас цель другая - я предлагаю не делать таких форм, а формировать деревья на порядок проще. Но для понимания и общего развития рассмотреть нашу коллекцию просто необходимо.

Тут важно усечь главное: выведенная форма поддерживается в неизменном виде многие годы! Сохраняется та же длина и густота сучьев. Все плодушки, от основания до кончиков, продолжают жить и работать. Потому что все части дерева искусственно поддерживаются В СОВЕРШЕННОМ РАВНОВЕСИИ. Это то, чего дерево никогда не делает само. А достигается это летней обрезкой, прищипкой и прочими способами регулировки роста, применёнными ВОВРЕМЯ. Вовремя - это когда уже видно, но ещё не повлияло. Уравновешивать части дерева, воздействуя вовремя - это и есть УМЕНИЕ ФОРМИРОВАТЬ ДЕРЕВЬЯ.

"Число искусственных форм - легион, и почти нет такой формы в природе, какой не принимало бы формовое дерево. Оно было превращаемо в формы обезьян, гусей, верблюдов и баранов, ослов и т.п., но история умалчивает, почему в формах именно этих зверей находили люди удовольствие; мы же сами не осмеливаемся подыскать правдоподобных причин тому! Кроме этих звериных форм, обезображивали деревья ещё и иным образом."

"...Форма плодовых деревьев ни в коем случае не должна определяться прихотью или произволом; она должна прежде всего отвечать двум важным условиям: образование её и уход за нею должны брать возможно меньше времени, и мы должны получать на данной площади возможно большее количество плодовых веток (то есть веточек - авт.)" И Гоше, в своём духе, перечисляет девятнадцать самых лучших, избранных форм. Я же рекомендую вам все их обобщить и вывести для себя, что в умном дереве самое главное. Ведь наша задача - и сохранить эти главные качества, и обойтись без регулярной и сложной работы. Посему, школа Гоше и его скотный двор, открывающие наш вернисаж, воспринимайте в основном эстетически. Кстати, все рисунки Гоше делал сам, и непосредственно с натуры, предварительно эту натуру вырастив!

****рис 15Б-15В

 

ПИРАМИДА. Ветки расположены ярусами, по пять в ярусе, друг над другом или между, покрыты только плодовыми веточками.

****рис 16

ПРАВИЛЬНАЯ ПИРАМИДА. Всё то же, но ветки идеально прямые.

****рис 17-18

КОНДЕЛЯБРОВАЯ ПИРАМИДА. Главная трудность - вывести основание. Потом сучья просто ведут по каркасу, пробуждая почки и создавая плодовые веточки по всей длине.

****рис 19-20

ВАЗА. Выводится на каркасе. Вольный вариант - одноярусная чаша. Главное, чтобы сучья обрастали только плодовыми веточками.

****рис 21

ВЕРЕТЕНО или КОЛОННА. Сильно суженная пирамида. Главноый момент - постоянное пробуждение почек на приросте. Если бы колонновидные яблони правильно формировали, из них бы выходили отличные колонны.

****рис 22 (два веретена)

Далее идут пальметты.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПАЛЬМЕТТА. Лежачие сучья выводятся сначала, как наклонные на 30-40*, а достигнув своей длины, опускаются с подпилом. Трудно выводить, и сучья менее долговечны.

****рис 23-24-25

КАНДЕЛЯБРОВАЯ ПАЛЬМЕТТА. Лучше, но также не уравновешивает сама себя.

****рис 26-27

ДВОЙНОЕ И ЧЕТВЕРНОЕ "U". Ещё ровнее, но центральные сучья сильнее боковых.

****рис 28-29

ПАЛЬМЕТТА ВЕРЬЕ. Идеальная пальметта самой естественной формы, уравновешивающая сама себя. Деревья, формируемые пригибом ветвей, принимают близкую форму (фото).

****рис 30-31-32, фото32А-32Б

КРУГОВАЯ ПАЛЬМЕТТА. Декоративный вариант Верье.

****рис 33

ОБЪЁМНАЯ ПАЛЬМЕТТА. Это уже совсем близко к дереву, ис- правленному* пригибом веток в разные стороны.

****рис 34

ВЕЕРНАЯ, СВОБОДНАЯ ПАЛЬМЕТТА. Вольно растянутое по стене дерево. Отличный вариант для теплолюбивых пород. Таким способом Гоше выращивал в Германии персики, абрикосы и виноград.

****рис 35

Далее - кордоны.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КОРДОН. Растущий концевой побег сначала всегда приподнят, и опускается постепенно, по мере роста. Форма требует понимания и регулярности. Годится только для семечковых и винограда. Удобнее всего делать из колонновидных яблонь путём пригиба (фото.) Концы можно закрутить в спираль.

****рис 36, 36А, 37, фото 37

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОРДОН. Легко выводить, рано плодоносит. Можно вести в два ствола - ДВОЙНОЙ КОРДОН.

****рис 38

КОСОЙ КОРДОН. Соединяет свойства обоих: обрастает веточками легче, чем вертикальный, и сопротивляется наклону меньше, чем горизонтальный. Удобен на склонах.

****рис 39

Естественно, что можно соединять элементы разных форм. И заметьте: самой идеальной формой стала более естественная. А главная искусственность в том, что по всей длине веток - плодушки!

 

* * *

 

Поздравим себя - мы справились с самым трудным! Но трудились мы не зря. Уверен: вы сделали для себя кучу открытий и сейчас смотрите на деревья другими глазами. И всё же: может, их вообще не надо резать? Кто-то всё время чекрыжит, а толку мало. А сосед ни разу не трогал, а урожай девать некуда! Может, чем меньше природу дерева нарушаешь, тем ему лучше? И пусть растут сами по себе?..

Ну, давайте разберёмся с природой!

****рис 40

 

 

ГЛАВА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: