чтобы в этом обществе утвердилась представитель-




ная форма правления. __

24.Либерализм(Борис Николаевич Чичерин) (1828 - 1904) - автор работ: «История политических учений» (пять томов), «Курс государственной науки», «О народном представительстве» и др.

В толковании политических явлений, прежде всего государства, Чичерин исходил из философии Гегеля. В духе гегелевской философии утверждал, что «цель государства состоит в развитии его идеи», которая заключается в достижении общего блага.

Государство определяется Чичериным как «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага».

Чичерин считал, что граждане должны подчиняться верховной власти, общей воле, ибо при абсолютной свободе никакой союз, а тем более государство, существовать не может. Но подчинение граждан господствующей над ним государственной власти должно совершаться на основе закона, иначе будет произвол. Закон, определяя права граждан, тем самым защищает их свободу - гражданскую и политическую. Вместе с тем закон определяет права и обязанности государственной власти, которая может повелевать только на основе «законного права».

Таким образом, Чичерин активно развивал либеральную идею правового государства, выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть.

Основополагающую роль в концепции либерализма Чичерина играют положения, касающиеся гражданских и политических прав и свобод граждан. Чичерин не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством. Он подчеркивает, что только свободным личностям присваиваются права и обязанности.

Свобода трактуется Чичериным как отсутствие внешнего насилия и как возможность действовать по своему усмотрению. Т. е. речь идет о внешней свободе, которая обеспечивается правом, и о внутренней свободе как свободе воли человека.

Подобное понимание свободы легло в основу толкования Чичериным природы гражданского общества. Он писал, что гражданское общество, с одной стороны, основано на свободной воле лиц и их частном интересе. С другой стороны, граждане должны подчиняться законам государства в том, что касается их общих интересов.

Немало внимания Б. Н.Чичерин уделяет анализу и оценке форм государственного устройства: монархии, аристократии, демократии, теократии. Его идеалом была конституционная монархия, в которой, он считал, идея государства достигает своего наивысшего развития.

В своих трудах Чичерин исследовал проблему народного представительства. Участие народа в представительных органах власти, по его мнению, позволяет реально обеспечивать многие его политические и гражданские права. Особое значение он придавал защите интересов дворянского сословия, в том числе посредством политических и правовых институтов конституционной монархии.

Он активно защищал частную собственность на землю и другие средства производства как условие свободы, критически относился к общинному землевладению в России как проявлению несвободы.

Чичерин считал социальное неравенство между людьми неизбежным, но это, по его мнению, не должно исключать политического равноправия.

25.Политическая и правовая мысль Древней Индии

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологически-органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману». В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.

С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство.

26.Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.

Вл. Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью» и от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным отрицанием права. Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял. Плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников. Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии. Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом».

 

25.Политическая и правовая мысль Древнего Китая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ

В VIIII вв. до н. э. Китай характеризуется бурным рас-

цветом социально-политических концепций. К этому

привели коренные изменения в экономической и поли-

тической сферах китайского общества. Это вызвано:

1) появлением частной собственности на землю;

2)усилением имущественной дифференциации;

3) возвышением наиболее зажиточных членов общин;

4) ослаблением внутриродовых связей;

5) обострением социальных конфликтов.

Даосизм основал мудрец Лао-Цзы (IV-III вв. до н. э.),

который был автором трактата ≪Дао дэ цзин≫. В центре

его учения - понятие ≪дао≫ - путь. Оно отражает путь

человека или целого народа и общества согласно воле

богов. В даосской интерпретации дао предстает как не-

кое мировое начало. Над ним не может быть ни воли зем-

ного владыки, ни воли народа. Это круговорот существу-

ющих в непрерывном потоке изменений вещей, явлений.

Перед всепоглощающей мощью дао человек способен

лишь продлить свою жизнь. Конфликты и социальные

бедствия вытекают из утраты людьми первоначальной

связи с дао. В своих суетных желаниях и страстях они

отдалились от него. Лао-Цзы говорит о возможности пе-

редела имущества богатых в пользу более бедных об-

щинников. Образ идеального правителя описывается

через призму принципа недеяния. Правитель не должен

активно вмешиваться в дела общества.

Более влиятельным, чем даосизм, было конфуциан-

ство. Его родоначальником был Кун-Цзы (европеизиро-

ванное - Конфуций; 551-479 гг. до н. э.). Он изложил

свое учение в трактате ≪Лунь юй≫ (≪Беседы и суждения≫).

Центральные темы - описание благородного мужа, пра-

вила человеколюбия и ритуалов.

Государством должны управлять мудрецы, ученые

мужи под началом государя. Люди разделяются на__высших и низших не по знатности, а по этическим

качествам и знаниям. Благородство - это следова-

ние нормам морали. Только благородный человек

может управлять государством. Вместо имуществен-

ной дифференциации он вводит принцип моральных

заслуг и ума, который являлся критерием принадлеж-

ности к той или иной ступени иерархии. Власть госу-

даря носит патриархальный характер. Правитель дол-

жен выполнять роль отца для своих подданных.

Воспитывать подданных следует, увлекая собствен-

ным примером. Народ должен почитать правителя как

отца и повиноваться ему.

Основатель школы моистов - Мо-цзы (ок. 479-400 гг.

до н. э.) - изложил основы своей политико-правовой кон-

цепции в трактате ≪Мо-цзы≫. Приверженцы этой школы

отрицали назначение на государственные должности по

родовому признаку. Мо-цзы считал необходимым назна-

чать на государственные посты мудрых людей. Наслед-

ная аристократия не должна принимать участие в управ-

лении государством. Под мудростью понималась не

книжная наука, а практические знания.

Интересы чиновников и имущественной аристокра-

тии отражал легизм (Шан Ян; 390-338 гг. до н. э.).

Легизм преследовал чисто прагматические цели. Точ-

ный расчет в политике легизм противопоставляет мо-

рализаторству Конфуция. Легисты отрицали возмож-

ность возврата к архаическим традициям.

Легисты выступали за:

1) централизацию власти в руках правителя;

2) ограничение произвола наместников путем бюрок-

ратизации их власти.

28 Позитивное право Г. Кельзена

Основная работа Г. Кельзена (1881-1973), авст-

рийского философа права, называется ≪Чистая тео-

рия права≫. Под этим названием строилась такая

теория позитивного (действующего) права, которая, в

обеспечение своей ≪чистоты≫, отказывается заранее

от познавательных усилий в отношении всех элемен-

тов, которые являются чуждыми позитивному праву.

Пределы подобного ограничения предмета научного

обсуждения должны быть отчетливо зафиксирован-

ными, причем эта фиксация должна охватить сле-

дующие два направления: специфическая и специ-

альная наука права (юриспруденция) должны разли-

чаться и обособляться от философии справедливо-

сти, с одной стороны, и от социологии (познания со-

циальной реальности) - с другой.

Предмет изучения теории права составляют зако-

нодательные нормы, их элементы, правопорядок как

целое, его структура. Цель теории - снабдить юри-

ста, прежде всего судью, законодателя пониманием

и описанием позитивного права (законодательства)

их страны. Такая теория выводит свои понятия ис-

ключительно из содержания позитивных законода-

тельных норм. Наука должна описывать свой объект,

как он есть, а не предписывать, каким он должен или

не должен быть.

Одна из самых трудных задач общей теории пра-

ва - определить специфику ее реальности и показать

различие между реальностью законов и природы. По толкованию Кельзена, правовая реальность состоит

в позитивности закона. Реальность - это само суще-

ствование позитивного права. Чистая теория права -

это структурный анализ позитивного права. Согласно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: