борная монархия. Локк был сторонником конституци-
онной монархии. __
51 Вольтер (Франсуа Аруэ) (1694-1778) - француз-
ский мыслитель и писатель.
Его политико-правовые взгляды были сосредоточе-
ны не только в трактатах, но и художественных произ-
ведениях. Он критиковал сословное устройство фео-
дальных монархий, обосновывал принципы гуманизма,
веротерпимости и свободы.
По его мнению, источником социальных бедствий
являются суеверия, предрассудки и невежество, на-
саждаемые католической церкови, которые можно
преодолеть только с помощью разума. Вольтер не
атеист, а антиклерикал.
Вольтер обращался к концепции естественного пра-
ва. Свобода - свобода личности (свобода слова, со-
вести, печати). Подлинная свобода возникает тогда,
когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сослов-
ной зависимости). Вольтер выступал за автономизацию
индивида. Из всех зависимостей Вольтер признавал
только зависимость от закона. Равенство - это равен-
ство всех граждан перед законом.
Вольтер предлагал ликвидировать сословность,
аристократию заменить чиновно-бюрократическим
аппаратом, изменить систему судопроизводства. Воль-
тер - сторонник просвещенной монархии. Идеальный
правитель - монарх-философ. Последний правит
согласно принципам нравственности и разума__
52 Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - еще один
видный представитель французского Просвещения,
юрист и политический мыслитель.
Монтескье выступал с позиций детерминизма: в лю-
бом обществе действуют объективные общие факторы
морального и физического характера, которые определяют формы государственного устройства и нормы
Фундаментальной ценностью государства Монтескье
|
утверждал политическую свободу. Залог ее - правильно
организованная правовая система, согласная с ≪духом
народа≫. Законы Монтескье делил на естественные и че-
ловеческие. Парадоксальность человека - в постоян-
ном нарушении людьми как естественных законов, так
и человеческих. Согласно естественным законам чело-
век жил в догосударственном состоянии. Он стремился
к миру и добыванию пищи (в пору коллективной жизни).
Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты,
войны. Это порождает возникновение норм, регу-
лирующих отношения:
1)между нациями (международное право);
2) между властвующими и подчиняющимися (полити-
ческие законы);
3) между самими гражданами (гражданское законо-
дательство).
Образование государства Монтескье выводил из
наличия в обществе гражданского состояния.
Человеческий закон у Монтескье неразрывно свя-
зан с объективным пониманием справедливости. Она
не создается законом. Это закон возникает как след-
ствие наличия в обществе понятия о справедливо-
сти. Закон разумен в силу того, что создается людьми.
Он должен отражать не индивидуальное, а всеобщее,
≪дух народа≫. Дух народа и дух законов соответствуют
географическим условиям проживания народа - кли-
мату, почве, размерам территории.
Монтескье выделял три формы государственного
устройства - республику, монархию и деспотию. Мо-
нархию от деспотии отличает приверженность прави-
теля четко установленным законам.
Республики Монтескье делил на два вида:
1 Демократия, когда власть сосредоточена в руках
|
народа;
2)аристократия, когда власть сосредоточена в руках
узкого круга лиц.__
53 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) так-
^ ж е рассматривает теоретические проблемы политического и правового устройства общества (≪Филосо-
фия права≫).
Государство и право Гегель делает предметом фи-
лософии духа. По Гегелю, в развитии общества и его
институтов существует объективная закономерность.
Законы всегда позитивны. Поэтому естественное пра-
во оказывается неким постоянным установлением.
Отправным пунктом гегелевской идеи права являет-
ся тезис о всеобщей свободе, которой наделен чело-
век. В сфере права господствует не индивидуальная
воля, а коллективная, всеобщая. Она требует от ин-
дивида соотносить свои поступки с долгом граждани-
на. Так индивидуальная свобода согласуется с необ-
ходимостью.
Право есть царство осуществленной свободы.
Идея права проходит три этапа:
1)абстрактное право - сфера имущественных отно-
шений и преступлений против личности. Оно имеет
формальный характер;
2) мораль, придающая предписаниям формального
права позитивное содержание. Человек начинает
осознавать свои поступки. Свобода в морали со-
средоточена в способности осмысливать свои по-
ступки;
3) нравственность: люди суммируют свои действия в со-
ответствии с общими целями. Возникает сначала
семья, затем гражданское общество и затем государ-
ство.
Гражданское общество - результат отношений
частной собственности. В рамках гражданского