да - демократия, олигархия, наследственная или вы-




борная монархия. Локк был сторонником конституци-

онной монархии. __

51 Вольтер (Франсуа Аруэ) (1694-1778) - француз-

ский мыслитель и писатель.

Его политико-правовые взгляды были сосредоточе-

ны не только в трактатах, но и художественных произ-

ведениях. Он критиковал сословное устройство фео-

дальных монархий, обосновывал принципы гуманизма,

веротерпимости и свободы.

По его мнению, источником социальных бедствий

являются суеверия, предрассудки и невежество, на-

саждаемые католической церкови, которые можно

преодолеть только с помощью разума. Вольтер не

атеист, а антиклерикал.

Вольтер обращался к концепции естественного пра-

ва. Свобода - свобода личности (свобода слова, со-

вести, печати). Подлинная свобода возникает тогда,

когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сослов-

ной зависимости). Вольтер выступал за автономизацию

индивида. Из всех зависимостей Вольтер признавал

только зависимость от закона. Равенство - это равен-

ство всех граждан перед законом.

Вольтер предлагал ликвидировать сословность,

аристократию заменить чиновно-бюрократическим

аппаратом, изменить систему судопроизводства. Воль-

тер - сторонник просвещенной монархии. Идеальный

правитель - монарх-философ. Последний правит

согласно принципам нравственности и разума__

52 Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - еще один

видный представитель французского Просвещения,

юрист и политический мыслитель.

Монтескье выступал с позиций детерминизма: в лю-

бом обществе действуют объективные общие факторы

морального и физического характера, которые определяют формы государственного устройства и нормы

Фундаментальной ценностью государства Монтескье

утверждал политическую свободу. Залог ее - правильно

организованная правовая система, согласная с ≪духом

народа≫. Законы Монтескье делил на естественные и че-

ловеческие. Парадоксальность человека - в постоян-

ном нарушении людьми как естественных законов, так

и человеческих. Согласно естественным законам чело-

век жил в догосударственном состоянии. Он стремился

к миру и добыванию пищи (в пору коллективной жизни).

Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты,

войны. Это порождает возникновение норм, регу-

лирующих отношения:

1)между нациями (международное право);

2) между властвующими и подчиняющимися (полити-

ческие законы);

3) между самими гражданами (гражданское законо-

дательство).

Образование государства Монтескье выводил из

наличия в обществе гражданского состояния.

Человеческий закон у Монтескье неразрывно свя-

зан с объективным пониманием справедливости. Она

не создается законом. Это закон возникает как след-

ствие наличия в обществе понятия о справедливо-

сти. Закон разумен в силу того, что создается людьми.

Он должен отражать не индивидуальное, а всеобщее,

≪дух народа≫. Дух народа и дух законов соответствуют

географическим условиям проживания народа - кли-

мату, почве, размерам территории.

Монтескье выделял три формы государственного

устройства - республику, монархию и деспотию. Мо-

нархию от деспотии отличает приверженность прави-

теля четко установленным законам.

Республики Монтескье делил на два вида:

1 Демократия, когда власть сосредоточена в руках

народа;

2)аристократия, когда власть сосредоточена в руках

узкого круга лиц.__

53 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) так-

^ ж е рассматривает теоретические проблемы политического и правового устройства общества (≪Филосо-

фия права≫).

Государство и право Гегель делает предметом фи-

лософии духа. По Гегелю, в развитии общества и его

институтов существует объективная закономерность.

Законы всегда позитивны. Поэтому естественное пра-

во оказывается неким постоянным установлением.

Отправным пунктом гегелевской идеи права являет-

ся тезис о всеобщей свободе, которой наделен чело-

век. В сфере права господствует не индивидуальная

воля, а коллективная, всеобщая. Она требует от ин-

дивида соотносить свои поступки с долгом граждани-

на. Так индивидуальная свобода согласуется с необ-

ходимостью.

Право есть царство осуществленной свободы.

Идея права проходит три этапа:

1)абстрактное право - сфера имущественных отно-

шений и преступлений против личности. Оно имеет

формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального

права позитивное содержание. Человек начинает

осознавать свои поступки. Свобода в морали со-

средоточена в способности осмысливать свои по-

ступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в со-

ответствии с общими целями. Возникает сначала

семья, затем гражданское общество и затем государ-

ство.

Гражданское общество - результат отношений

частной собственности. В рамках гражданского



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: