ва, т.е. выходит за пределы его функции, остается
естественным правом каждого человека. К числу та-
ких прав Спиноза относит свободу слова, право на
распространение своего учения, мнения и др.
Таким образом, Спиноза первым обосновал право-
вой принцип, согласно которому предметом законо-
дательства могут быть только действия, но не сужде-
ния, мысли людей. Спиноза рассматривал политику с
научных позиций и поэтому освобождал ее от мора-
ли, которая в то время носила религиозный характер.
В основе его политики и права заложена сила. Сила
государства заключается не в допустимости творить
произвол и насилие, а в осуществлении того, что
здравый разум считает полезным для всего общест-
ва. Поэтому было бы неправильно считать, что фи-
лософ выступал вообще против морали в политике.
Межгосударственные отношения, полагал мысли-
тель, строятся на взаимоотношениях государств, на-
ходящихся в естественном состоянии, когда каждое
из этих государств по отношению к другому является
врагом. Право войны принадлежит любому государ-
ству, право мира, по крайней мере, двум. Война
должна вестись только в целях мира, прочность кото-
рого он видел в сотрудничестве государств. __
Учение И. Канта
В учении И. Канта (1724-1804) о государстве и пра-
ве ярко отражается преломление идей Великой
французской революции. Показательны взгляды
Канта на всемирную историю, которая тесно связана
с его учением о государстве и праве.
Учение Канта о праве стало основой для нормати-
визма, оно исходит из представления, что нормы
права абсолютно независимы от законов развития
|
общественной жизни и принципиально отличаются
от них по своему характеру, так как представляют со-
бой требования должного. В то время как законы
природы и общественной жизни выражают необосно-
ванность, в которой воля человека бессильна.
С учением Канта тесно связана теория правового
государства, так как Кант считал, что цели государст-
ва являются обеспечением торжества права. Требо-
ваниям конституции должно подчиняться государст-
во. Характерным для учения Канта о праве является
противопоставление легального и морального. Есте-
ственное право у Канта разделяется на частное и
публичное. Частное - совокупность правовых отно-
шений в так называемом естественном состоянии,
где люди относятся друг к другу только как индиви-
ды. Публичное - правовые отношения, существую-
щие в государстве между гражданами. __ Кант определяет государство как соединение боль-
шего (меньшего) числа лиц под действием права. Та-
ким образом, Кант изображает государство как пра-
вовую организацию. Цели государства, по Канту, - не
счастье граждан, а торжество идеи права.
В основу классификации форм правления Кант
кладет два признака: число законодательных лиц;
наличие (отсутствие) разделения власти. По первому
признаку формы правления делятся на автократиче-
ские, аристократические, демократические. По вто-
рому признаку: республиканские, деспотические. Ав-
тократия - одна из лучших форм. Демократия - худ-
шая, так как наиболее сложная форма правления.
|
Кант много работал над темой ≪народ и власть≫.
Народ не имеет прав сопротивляться высшей законо-
дательной власти. Государственная власть не может
иметь частную собственность, так как иначе она мог-
ла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.
Кант утверждает, что правомерны только оборони-
тельные войны, так как народы в них отстаивают
свою независимость. Отрицает, что во время войны
все дозволено. Считает необходимым запретить ко-
варные средства: шпионаж, тайные убийства. Война
не может быть сама по себе целью, может быть
только средством для восстановления мира народов.
Цель человечества - стремление к миру.
Кант предлагал организовать федерацию госу-
дарств, в которых государственный строй каждого го-
сударства должен быть таким, в котором осуществ-
лено разделение власти.__
действовать в соответствии со здравым смыслом.__
3.Историческая школа права
Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.
Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:
1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;
2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.
|
Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.
Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.
Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).
Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.
Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.
Политико-правовые идеи Радищева
Известнейшая книга Радищева (1749-1802) - ≪Пу-
тешествие из Петербурга в Москву≫.
Радищев, так же как Руссо, связывает возникнове-
ние и образование государства с возникновением
собственности.
Много внимания Радищев уделяет сущности права
и закона. 1. Существует тесная связь между законом,
властью, суверенитетом народа и естественным пра-
вом. В основе закона должно лежать естественное
право. 2. Законы, основанные только на свободе, не
обязательно использовать. При этом Радищев не от-
рицает воздействие свободы в ходе осуществления
права. 3. Основанные на праве законы могут быть
реализованы, только если они опираются на реаль-
ную свободу, - ≪право без свободы, почитай пустые
слова≫. Он отстаивает мысль: свобода защищает
свои нарушаемые права.
По мнению Радищева, крепостное право противоре-
чит естественным вопросам права и общественному
договору. Вступив в гражданское состояние, люди от-
вергают свою свободу. Положение крепостного кре-
стьянина явно не соответствует требованиям естест-
венного права - ≪порабощение есть преступление≫.
Крепостное право, таким образом, - нарушение есте-
ственных законов. Социальный идеал Радищева -
общество свободных и равных собственников.__ Причину образования государства Радищев видит
в природной социальности людей. В естественном