Е) Обновление и развитие флота в 1946-1991г.г.




Теплоход «Лена» немецкой постройки
Закончилась война, и по репарациям в Прикамье поступили несколько пассажирских теплоходов немецкой постройки («Волга, «Лена», «Иртыш»)[33], несколько буксирных колесных пароходов. Строились на заводе «Кама» и других прикамских и волжских заводах новые теплоходы, грузовые самоходные и несамоходные суда, буксирные суда мощностью 200л.с., колесные буксиры мощностью 400 л.с. с именами героев на борту, винтовые буксиры типа «Бор», буксиры проекта 908 типа «Речной», суда типа ОТА мощностью 800 л.с., нефтерудовозы смешанного «река-море» плавания. С 1945 по 1960г. в Камском бассейне почти полностью был заменен флот.

Речные буксиры-толкачи РТ.
В 1954г. образовалось Камское водохранилище с весьма жестким ветро-волновым режимом. В тесном сотрудничестве с Гидрометслужбой, Камским БУП, судоходной инспекцией, конструкторским бюро и другими службами КРП изучался на протяжении нескольких лет «нрав» этого водного объекта и принимались решения по дооборудованию эксплуатирующихся, иногда весьма изношенных судов для безопасного плавания в новых условиях. Именно путевые условия послужили причиной смены флота в Прикамье.

В 1958-59г.г. на Каму пришли первые «крылатые» суда – «Ракеты». В 1960-66г.г. традиционные способы формирования толкаемых составов заменили на автосцепы. В 1968г. Пермский судостроительный завод начал выпуск абсолютно новых судов – комбинированных нефтерудовозов класса «река-море». В 1969-70г.г. в верховья Камы, на Вишеру, Чусовую пришли полуглиссирующие пассажирские теплоходы типа «Заря», специально спроектированные для рек с малыми глубинами, а также скоростные

Теплоход «Метеор»
Пассажирские трехдечные теплоходы
«Метеоры», развивавшие скорость до 70км/ч.

От Перми до Горького (Нижнего Новгорода), Ростова-на-Дону и Астрахани стали ходить трехдечные комфортабельные теплоходы «Хирург Разумовский», «Ф. Жолио-Кюри», «Александр Твардовский» и др. Сейчас они ходят по тем же маршрутам, только с туристическими целями.

Но отдельные виды пароходов, принадлежавших Березниковскому порту, ходили еще долго. Так, например, последним колесным пассажирским пароходом на Верхнекамском участке был двухпалубный «Афиногенов», работавший до 1966г. Буксирные колесные пароходы ходили еще 2 года – до 1968г. Винтовые буксирные пароходы «БОР» («буксир озерно-речной») – до 1976г., правда, их в 1969-70г. перевели с угля на мазут. Последним из БОРов в Верхнекамье был «Герой Иванов», его в 1976г. капитан Котельников, проработавший на нем более 20 лет, увел в Заозерье на судоремонтный завод на металлолом.

В 1990г. на учете в Судоходной инспекции и Камской инспекции Речного Регистра состояло 3342 судна, в том числе судов Минречфлота – 1811 единиц.[34] Остальные суда относились к Министерству химической промышленности, к Министерству лесной и перерабатывающей промышленности (что особенно характерно для Березниковского порта, Орлинского, Керчевского и Тюлькинского рейдов) и др. В Верхнекамском отделении вышеназванных организаций состояло на учете около 700 судов.[35]

По отдельным видам судов, принадлежавших Березниковскому порту, картина складывается такая: [36]

Группы судов 1978-82г.г. 1987-90г.г.
Пассажирские - скоростные «Заря» - 7 ед., «Зарница» - 1 ед.   -//-
Пассажирские - водоизмещаю-щие «Москва» - 3 ед., «М-13», «ОМ-387», «М-210», «ПТ-129», «ПС-223».   -//-
Буксирные «РТ-357», «РТ-361», «БТ-306», «БР-406», ледокол-буксир «Портовый-3». -//- + «РТ-370», «РБТ».
Грузовые - самоходные «МТ-7», «МТ-9», паром «СП-14». -//-; Паром «СП-14» выбыл с введением в строй моста.
Грузовые - несамоходные баржи грузоподъёмностью 1000т – 4 ед., бункеры грузо-подъёмностью 1000т – 2 ед.   -//-
Плавучие краны Всего - 6 ед. В 1980г. продан «ПК-91», взамен приобретен гидроперегружатель «ГП-10»; в 1982г. приобретен «ПК-627».     -//-
Стоечные суда Всего - 8 ед., в т.ч. два 2х-дечных дебаркадера, нефтебаржа «НБС-7».   -//-
Разъездные суда т/х «Решительный», т/х «Быстрый». -//- + «КС-100Д» «Вишерка»
Специальные суда сборщик подсланевых вод «ОС-8»   -//-
Всего 47 судов 49 судов

Из приведенной таблицы видно, что хотя сменившая время «Застоя» «Перестройка народного хозяйства» почти не изменила количественный и качественный состав судов Березниковского порта, уже наметилась тенденция к снижению темпов обновления флота: за 12 лет не пришло ни одного нового пассажирского или грузового судна. Таким образом, средний возраст судов во многих группах приблизился к критическому. Хотя, в целом, пока ещё не все так плохо…

Многие предприятия и организации города Березники в 80-90-е годы ХХ века имели служебно-разъездные или буксирно-разъездные теплоходы типа «Ярославец» (всего около 15 единиц) и «Костромич» (всего около 20 единиц), небольшое количество пассажирских, грузовых и буксирных судов.[37]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: