В результате предварительного расчёта определяют наименьший диаметр нагруженного участка вала (рис. 3.3), который является диаметром выходного конца вала (d1). За расчётный диаметр вала принимают ближайшее большее значение из стандартного ряда чисел (см. табл. 2.5). Из этой же таблицы выбирают все другие расчётные размеры, если на эти параметры отсутствует соответствующие стандарты.
Основными материалами для валов и осей служат углеродистые и легированные стали. Для осей и валов, диаметры которых определяются, в основном, жёсткостью, применяют углеродистые конструкционные стали Ст4, Ст5 без термообработки. В ответственных и тяжело нагруженных конструкциях, когда основным критерием является прочность. используют термически обрабатываемые среднеуглеродистые и легированные стали 40, 45, 40Х, 40ХН и др.
Предварительный расчёт валов производится только на кручение.
Рис. 3.3. К определению основных геометрических параметров тихоходного вала
Для компенсации изгибающих напряжений и других неучтённых факторов, принимают значительно пониженные значения допускаемых напряжений кручения, например [τ] = (10...20) МПа. Меньшие значения допускаемых напряжений кручения принимают для быстроходных валов, большие значения - для тихоходных валов.
Определяем диаметр выходного участка тихоходного вала:
![]() |
Принимаем по таблице 2.5 стандартное значение диаметра вала: .
Остальные размеры ступеней вала определяем из соотношений (см. рис.3.3).
dП – размер под подшипник (внутренний диаметр);
dП = d1 + (4÷6) мм = 75 + 5 = 80 мм, (это число должно быть кратно 5);
d 2 = dП + 5 мм = 80 + 5 = 85 мм;
d б – диаметр бурта, d б = dст + 5 мм = 85 + 5 = 90 мм.
В – ширина подшипника, выбирается из каталога на подшипники. Исходя из внутреннего диаметра подшипника dП, для быстроходного вала выбираем шариковый радиальный подшипник 316. Основные параметры этого подшипника представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Основные параметры выбранного подшипника
Вал | Условное обозначение подшипника | d | D | B | Грузоподъёмность, кН | |||
динамическая С | статическая С0 | |||||||
мм | ||||||||
тихоходный |
lд – длина дистанционного кольца, принимаем lд = 5 мм;
b 2 – ширина цилиндрического колеса, b 2 = 65 мм (см. 2.1.2);
lб – длина бурта, принимаем lб = 5 мм.
Расстояние между внешними торцами подшипников lп принимаем ориентировочно равным этому расстоянию для промежуточного вала lп =229мм. Отсюда
l2 = lп – 2 ·В – lд – b2 – lб + = 229 – 2·39 – 5 – 65 – 5 = 76 мм.
l3 = dп = 80 мм.
l 1 = (1,0 ÷ 1,5)· d 1=1,2·75 = 90 мм.
Далее определим параметры, необходимые для нахождения опорных реакций.
Радиальная реакция подшипника считается приложенной к оси вала в точке пересечения с ней оси подшипника.
Расстояние между точками приложения опорных реакций (A и B) определится как
l = lп – В = 229 – 39 = 190 мм.
Расстояние от точки приложения опорной реакции A до середины цилиндрического колеса (точки приложения сил в зацеплении цилиндрической передачи)
Расстояние от точки приложения сил в зацеплении цилиндрической передачи до точки приложения опорной реакции B.
b = l – a = 190 – 57 = 133 мм.
Расстояние от точки приложения опорной реакции B до середины посадочного места муфты